Случайные события и их вероятности

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (72 кБ)


Тема: Случайные события и их вероятности. (Слайд №1)

Урок: повторения.

Цели урока. (Слайд №2)

  • повторить и обобщить изученный материал по данной теме;
  • проверить степень усвоения учащимися изученного материала в ходе выполнения проверочной работы;
  • уметь приводить примеры;
  • формировать современное мировоззрение и умение ориентироваться в изменчивом информационном мире;
  • учить мыслить категориями, имеющими вероятный характер, общаться на деловой основе, применять вводимые понятия в практической жизни, видеть их роль в разных областях деятельности человека.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщить тему и цели урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель

Учащиеся

События

1) Как называется исход испытаний?

 

1) Событием (Слайд №3)

2) Какими буквами обозначаются события?

2) События, как правило, обозначаются большими латинскими буквами А,В,С…

3) Виды событий? 3) Достоверные, невозможные, случайные события.
4) Приведите примеры событий?

4) Выпадание орла при бросании монеты, выигрыш по облигации, падение доллара в следующем месяце, появление заявки на телефонной станции.

5) (Слайд №4) На трёх карточках нарисованы прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники. Мария случайно выбрала одну карточку. Какие события считаются случайными, какие невозможными, а какие достоверными если:

а) событие А – на выбранной карточке оказался прямоугольный треугольник;
б) событие В – на выбранной карточке оказался тупоугольный треугольник;
в) событие С – на выбранной карточке оказался квадрат;
г) событие D – на выбранной карточке оказался прямоугольный треугольник, тупоугольный или остроугольный;
д) событие Е – на выбранной карточке оказался остроугольный треугольник.

5) (Слайд №5) События А, В, Е случайные, т.к. они могут произойти, а могут не произойти.

Событие С невозможно, т.к. квадрат четырёхугольник.

Событие D достоверно, т.к. на карточках нарисованы все виды треугольников.

6) Какие события называются случайными? (Слайд №6)

Вероятность (Слайд №8)

Под вероятностью события понимается некоторая числовая характеристика возможности наступления этого события.

Какие основные вероятности знаете?

Охарактеризуйте их.

6) Событие в данном опыте может наступить, так и не наступить, называют случайным событием(A, B, E, D) (Слайд №7)

Ответ: (Слайд №9)

а) статистическая вероятность. За вероятностью события А принимается постоянная величина, вокруг которой колеблются значения частостей при неограниченном возрастании числа n.

б) Классическая вероятность. (Слайд №10) Классической вероятностью события А называется отношение числа m элементарных событий, благоприятствующих событию А, к числу n всех элементарных событий из этой схемы:

P(A)=, 0 P(A) 1.

в) Геометрическая вероятность.

Геометрической вероятностью события А называется отношение объема области D к объему области G:

P(A)=

G- достоверное событие.

Рассмотрим задачи по классической вероятности.

Вместе с учителем (а, б).

а) Игральный кубик бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало 3 очка?

Дома: выпало 4.

Записи в тетрадях.

а) 1) Бросание кубика - случайный эксперимент.

2) n=6, т.к. граней всего шесть, и элементарное событие- число на выпавшей грани 1,2,3,4,5,6 - элементарные события - их 6.

3) Событию А={выпало 3 очка} благоприятствует одно элементарное событие: 3. Поэтому m=1. P(A)= =  0,67.

Ответ: 0,67.

б) Игральный кубик бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало не более 3 очков?

Дома: выпало не более 4.

Ответ = .

б) 1) n=6.

2) Событию А={выпало не более 3 очков}благоприятствуют m=3 событий.

3) P(A)=  = = 0,5.

Ответ: 0,5.

в) Игральный кубик бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало менее 3 очков?

Дома: выпало менее 4.

Ответ: 0,5.

Учащийся у доски.

в) 1) n=6.

2) Событию А={выпало менее 3 очков} благоприятствуют два элементарных события:1,2. Поэтому m=2. P(A) = = 0,33.

Ответ: 0,33.

г) Игральный кубик бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало чётное число очков?

Самостоятельно.

г) 1) Случайный эксперимент – бросание кубика.

2) Элементарное событие – число на выпавшей грани т.е. n=6.

3) Событию А={выпало чётное число очков} благоприятствуют 3 элементарных события: 2,4,6. Значит, m=3.

4) P(A)= 0,5.

Ответ: 0,5.

д) Задачи

№1 (Слайд №11)

№2 (Слайд №13)

№3 (Слайд №15)

№4 (Слайд №17)

№5 (Слайд №19)

д) Ответы

№1 (Слайд №12)

№2 (Слайд №14)

№3 (Слайд №16)

№4 (Слайд №18)

№5 (Слайд №20)

III. Самостоятельная работа.

(Задания из ЕГЭ)

Вариант 1 №1 (Слайд №21)

Вариант 2

1. Фабрика выпускает сумки. В среднем на 120 качественных сумок приходится 9 сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.

1. Фабрика выпускает сумки. В среднем на 80 качественных сумок приходится 1 сумка со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых.

2. В среднем из 1400 садовых насосов, поступивших в продажу, 14 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.

2. В среднем из 500 садовых насосов, поступивших в продажу, 4 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.

3. В чемпионате по гимнастике участвуют 64 спортсменки: 20 из Японии, 28 из Китая, остальные – из Кореи. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Кореи.

3. В чемпионате по гимнастике участвуют 40 спортсменок: 12 из Аргентины, 9 из Бразилии, остальные – из Парагвая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Парагвая.

4. В случайном эксперименте симметричную монету бросают трижды. Найдите вероятность того, что орёл не выпадет ни разу.

4. В случайном эксперименте симметричную монету бросают четырежды. Найдите вероятность того, что орёл не выпадет ни разу.

5. В случайном эксперименте бросают три игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 16 очков. Результат округлите до сотых.

5. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 5 очков. Результат округлите до сотых.

Ответы.

1.   0,93 (Слайд №22)

2.   0,99

3. =0,25

4. р = 0,5·0,5·0,5=0,125

5.   0,03

№5. 216 – общее число вариантов

6 – число благопр. случ.

(6+5+5; 5+6+5; 5+5+6; 4+6+6; 6+4+6; 6+6+4)

 Ответы.

1.   0,99

2. = 0,992

3.= 0,475

4. 0,5·0,5·0,5·0,5=0,0625

5.   0,11

№5. общее число вариантов 36, число благоприятных случ. 4.

(1+4; 2+3; 3+2; 4+1)

IV. Итоги урока.

На уроке повторили классическую вероятность, виды событий.

Выставляются оценки.

V. Постановка домашнего задания.

(Слайд №23)

VI. Дополнительные задания с решениями.

Задача №6 (Слайд №24-26)

Задача №7 (Слайд №27-28)

Задача №8 (Слайд №29-30)

Задача №9 (Слайд №31-32)

Кроме задач, которые заданы ранее составьте пример с решением на применение классической формулы P(A)=.

Литература.

  1. Белько И.В. Теория вероятности и математическая статистика. Примеры и задачи: Учеб. пособие/И.В.Белько, Г.П. Свирид; Под ред. К.К.Кузьмича.- 2-е изд., стер.- Мн. :Новое знание, 2004.-251 с.
  2. Е.А. Бунимович, В.А. Булычёв. Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы: лекции 1-4.М.: Педагогический университет « Первое сентября», 2006.-128с.
  3. Абдрахманов А.М., Абдрахманова А.А. Теория вероятностей в примерах и задачах: Учебное пособие. Уфа, БИРО, 2009.-32с.