Урок-поиск "Австралия - материк-загадка"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Конспект урока

Тип урока: Комбинированный проблемный урок-исследование

Время реализации: 2 урока ( 2-й урок – выступления по группам).

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART BOARD, презентация PowerPoint (текстовый материал, слайд-шоу, видеофрагменты из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия, иллюстрации), DVD “Дикий мир. Кенгуру”, учебник, Путевой дневник, карточки для самостоятельной работы, карточка-опросник.

Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями материка Австралия.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Создать у учащихся целостное представление о материке Австралия (географическом положении, климате, особенностях животного и растительного мира), об его уникальности.

Развивающие:

  • Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез.
  • Развивать умение получать информацию из различных источников, работать с различными источниками информации, анализировать информацию, выделять главное.
  • Развивать навыки самоконтроля;
  • Развивать наблюдательность, познавательный интерес;

Воспитательные:

  • Повышать интерес к изучаемому предмету;
  • Побуждать к поиску дополнительных сведений по теме;
  • Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Формируемые УУД:

Представления:

  • о географическом положении, особенностях климата, растительного и животного мира Австралии

УУД:

Личностные:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;
  • осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
  • желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методы информационного поиска;
  • структурирование своих знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного и публицистического стилей;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксически ми нормами родного языка.

УМК: Г.Г. Ивченкова, И. В. Потапов “Окружающий мир”. 4 класс М.: “АСТ. Астрель”, 2012 г.

Ход урока

1) Организационный момент (2 минуты).

- Ребята, наш урок начинается. Я желаю Вам хорошего настроения, успешной работы на уроке и плодотворного сотрудничества.

2) Актуализация имеющихся знаний (5 минут).

Слайд 2

“Интерактивная карта Австралии”

У. Сегодня у нас важная миссия. Нам предстоит провести исследование.

Для этого мы отправимся в экспедицию на один материк. Перед вами путевые дневники, в которых вы будете делать пометки на протяжении всего пути. Подпишите их.

У. Что такое материк?

Сколько материков на земном шаре?

У. На обложке путевого дневника – карта мира.

Попробуйте сформулировать первое задание. (Подписать названия материков на карте).

У. Поменяйтесь с соседом. Проверим работу

(проверка на интерактивной доске, ученик показывает материки и называет их названия, на доске появляется правильный вариант ответа).

Поднимите руки, чей сосед выполнил работу верно. Поставьте зелёный сигнал.

У. Наша экспедиция будет называться “По следам героев романа Ж. Верна “Дети капитана Гранта”.

Я думаю после сегодняшнего урока вы захотите прочитать этот роман.

Он содержит много интересной научной информации. Герои романа побывали в разных уголках земного шара. Среди них был географ Паганель, который очень много рассказывал своим друзьям о загадках природы, описывая великолепные уголки Земного шара. Давайте прочитаем одно из таких описаний.

Слайд 3

(слайд-шоу “Виды Австралии”: красочный видеоряд из сменяющих друг друга фотографий со звуковым сопровождением (музыкальное сопровождение + закадровое чтение учителем отрывка “Это самый удивительный край на всём земном шаре...” из романа Жюль Верна “Дети Капитана Гранта” (часть 2, глава “Провинция Виктория”, слова географа Паганеля)

“... Это самый любопытный край на всём земном шаре. Его возникновение, природа, растения, животные, климат... - удивляло, удивляет, удивит всех учёных мира...

Представьте себе, друзья мои, материк, который, зарождаясь поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как своеобразное гигантское кольцо; материк, который, быть может,таит в своей сердцевине полуиспарившееся море;материк, где реки пересыхают с каждым днём, где нет сырости ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья не дают тени; где животные необычны: у четвероногих имеются клювы, у кенгуру лапы разной длины...

О! Самая причудливая, самая нелогичная страна!

Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы!”

У. Догадались? О каком материке идёт речь?

Что вы знаете о нём?

Высказывания учащихся.

Слайды 4–5

“Интерактивная карта Австралии”, “Послание географа Паганеля”

У. Вернёмся к словам географа. Как он называл этот материк?

Подчеркните, пожалуйста (работа в Путевом дневнике и на интерактивной доске).

У. Австралия – уникальнейший материк.

3) Формулировка цели урока ( 3 минуты).

У. Как вы думаете, какова цель нашей экспедиции? Что бы вы хотели узнать нового?

(Цель нашей экспедиции – разгадать загадки этого материка, понять, в чём же его уникальность).

У. Когда мы читаем строки из романа Жюль Верна, возникает много вопросов, на которые хотелось бы получить ответы.

Перечитайте ещё раз слова Паганеля и составьте несколько вопросов – загадок. Можно совещаться в парах.

Работа в парах.

4) Постановка проблемных вопросов (2 минуты).

У. Какие вопросы вы составили?

У. Прочитайте вопросы, записанные на доске. Кто может ответить хотя бы на один вопрос? В ходе нашей экспедиции мы попробуем ответить на каждый из них. Надёюсь, вы найдёте ответы и на свои вопросы.

Вопросы:

  1. Почему в Австралии пересыхают реки?
  2. Какие деревья сбрасывают ежегодно кору, а не листья?
  3. У каких деревьев листья не образуют тени?
  4. У каких четвероногих животных имеются клювы?

Слайд 6

“Загадки Австралийского континента”: проблемные вопросы для решения на уроке

5) Ознакомление с новым материалом. Поиск, направленный на решение проблемных вопросов (20 минут).

У. Итак, цель определена, задачи поставлены, а что нужно знать, чтобы попасть на материк? (Географическое положение).

Слайд 7

“Интерактивная карта Австралии”

У. Где об этом можно узнать? Открываем атласы (стр. 33). Вы должны в парах определить географическое положение Австралии по плану в путевом дневнике и дополнить записи. (см. приложения)

Работа в парах.

После этого одна пара отвечает у доски, остальные учащиеся корректируют или дополняют их ответ. На доске появляется необходимая информация.

У. Теперь можно собирать сумку. А какую одежду взять с собой? Какая погода нас ожидает? Нужен ли зонтик? У нас никакой информации.

Может помогут слова географа?

Дети замечают, что Паганель говорит, что в Австралии “ реки пересыхают с каждым днём, где нет сырости ни в воздухе, ни в почве”.

У. Как быть? Куда обратимся за помощью? (к карте)

Какое время года сейчас в Австралии? А месяц? Как определили?

Какая температура воздуха преобладает?

У. Как такое может быть, материк окружён со всех сторон океанами, а кругом – засуха? (высказывание и обсуждение предположений с опорой на карту: расположение вблизи экватора и вдоль южного тропика обуславливает жаркий, сухой климат, морской воздух поступает в центральную часть материка сильно прогретым и сухим ).

У. Где ещё можно найти ответ на этот вопрос?

Посмотрите содержание, на какой странице будем искать ответ. Возьмите в руки карандаш, подчеркните важную информацию.

Работа с учебником.

Выделение главного для ответа на вопрос.

У. Почему же в Австралии пересыхают реки? (Австралия – очень сухой материк. Она получает в 5 раз меньше осадков, чем Африка. 70 % Австралии занимают пустыни. Господствует сухой тропический климат. Много временных, пересыхающих рек- криков. Многоводные реки на востоке материка, где выпадает большое количество осадков. Большой Водораздельный хребет обильно увлажняется морскими воздушными массами).

У. А какая температура воздуха преобладает, если сейчас в Австралии лето?

У. Назовите столицу Австралии. Если мы отправимся в Сидней, может ли нам понадобиться зонтик? Обоснуйте свою точку зрения.(На востоке Австралии субтропический влажный климат с осадками в течение года, при столкновении морских воздушных масс с горами образуется большое количество осадков).

Слайд 8

“Загадки Австралийского континента”: проблемные вопросы для решения на уроке

У. Итак, в путь. Чтобы ответить на другие вопросы, мы должны познакомиться с особенностями растительного и животного мира этого загадочного континента.

По ходу ведём записи в путевом дневнике.

Открываем страницу “Растительный мир”. Вам нужно записать названия всех растений, которые встретятся вам на пути. А также запомнить два интересных слова. (см. приложения)

Слайды 9

“Растительный мир Австралии”

(фото с музыкальным, текстовым сопровождением, голос за кадром читает текст)

У. Какие слова вы зафиксировали? Что они обозначают? (эндемики – растения, произрастающие только на этой территории и эфемеры – растения с очень коротким жизненным циклом.)

У. Какие растения встретились на нашем пути?

У каждого из вас – карточка с информацией об одном растении.

Сформулируйте задание.

У. Будем работать в четвёрках. Вы читаете информацию. Подчёркиваете самое важное и интересное об особенностях растения. Фиксируете в путевом дневнике.

По моему сигналу (зазвучит музыка) вы поворачиваетесь к своим коллега и каждый из вас рассказывает кратко о своём растении, все записывают самую важную информацию в путевых дневниках.

Работа в четвёрках. Обмен информацией.

Самопроверка.

У. Вы хорошо поработали, обменялись информацией. Откройте конверт, возьмите карточку с вопросами. Проверьте себя. Попробуйте в четвёрках ответить на эти вопросы. Проверим коллективно, каждой четвёрке – вопрос.

Работа с карточкой – опросником.

У. А теперь я предлагаю вам отгадать растение по его описанию. Кто хочет попробовать первым это сделать?

Слайды 10–13

“Угадай растение”

Интерактивная проверка усвоенного материала “Угадай растения по описанию”: фото растения, его характерные особенности.

На доске появляется перечень особенностей того или иного растения, вызванный ученик пытается отгадать, о каком растении идёт речь. Если учащиеся не согласны, они высказывают свои предположения, после этого на доске появляются фотографии и название этого растения. Учащиеся дополняют данную на доске информацию.

У. Вернёмся к нашим главным вопросам.

Слайд 14

“Загадки Австралийского континента”: проблемные вопросы для решения на уроке

У. О каких деревьях говорил Паганель? (эвкалипт)

У. Почему листья эвкалипта не образуют тени? Как эвкалипт сбрасывает кору?

У. У нас остался ещё один вопрос. Прочитайте его.

У. Животный мир Австралии ещё уникальнее. Открываем страницу “Животный мир”.

Сейчас вам нужно зафиксировать всю полученную информацию: основные группы представителей животного мира, названия животных каждой группы.

Слайды 15-17

“Животный мир Австралии”

(фото с музыкальным и текстовым сопровождением)

У. Что записали? (обмен информацией)

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В нашей экспедиции нам представилась уникальная возможность увидеть некоторых животных. Мы понаблюдаем за ними и запишем всю самую важную информацию в путевые дневники, а потом обменяемся ею.

Слайды 18 - 21

“Животный мир Австралии” видеофрагменты:DVD “Дикий мир. Кенгуру.

Видеофрагменты из “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”: коала,вомбат, утконос, ехидна.

После просмотра каждого видеофрагмента дети обмениваются записанной в

Путевых дневниках интересной информацией.

У. О каком животном рассказывал географ Паганель своим друзьям? (об утконосе и ехидне)

6) Рефлексия (5 минут).

В конце урока проводится анкета:

1) На уроке я работал ... активно/пассивно

2) Своей работой на уроке... доволен/ не доволен

3) Урок для меня был:

  • длинным/ коротким
  • интересным/ скучным
  • лёгким/трудным

4) Материал урока мне был ... понятен/ не понятен

Оцените свою работу на шкалах самооценки: интерес, доступность, трудность, активность.

Затем дети по цепочке делятся своими впечатлениями об уроке, выбирая подходящие высказывания.

“Рефлексивный экран”

  • Сегодня я узнал(а)...
  • Мне было интересно...
  • Мне было трудно...
  • Теперь я могу...
  • Я почувствовал(а), что ...
  • Я приобрел(а)...
  • Я научился...
  • Я смогу...
  • Меня удивило...
  • Мне захотелось...
  • Мне сегодня удалось...
  • Для меня было открытием, что ...

7) Домашнее задание (3 минуты).

У. А теперь я оставлю вас наедине с природой. Каждая четвёрка будет самостоятельно наблюдать за каким-либо животным. Вам нужно найти познавательный дополнительный материал в энциклопедиях, в учебнике. А потом каждая группа расскажет нам о своих наблюдениях, представив свою небольшую исследовательскую работу.

1 группа – кенгуру 4 группа - утконос
2 группа – вомбат 5 группа - эму
3 группа – ехидна 6 группа - лирохвост
4 группа – утконос 7 группа - попугаи

Для любознательных: найти интересные, загадочные факты о материке.

Использованные интернет-источники:

Иллюстрации:

  1. australia-ru.com
  2. images.yandex.ru
  3. krugosvet.ru
  4. australianism.ru
  5. Видео: DVD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”
  6. DVD “Дикий мир. Кенгуру”

Литература.

  1. Жюль Верн “Дети Капитана Гранта” (часть 2, глава “Провинция Виктория”, слова географа Паганеля)
  2. Аничкин, Олег Николаевич. Австралия / О. Н. Аничкин, Л. И. Куракова, Л. Г. Фролова. - М.: Мысль, 1983
  3. Низовский, Андрей Юрьевич. Неразгаданные тайны Австралии и Океании / А. Низовский. - М.: Вече, 2005
  4. Багрова, Л.А. Я познаю мир. : Азия, Африка, Австралия, Америка : Дет. энцикл. / Авт.-сост. Л. А. Багрова. - М.: АСТ-ЛТД, 1997
  5. Большаков, Владимир Викторович. Зеленый материк в синем океане: Рассказы об Австралии. - М.: Малыш, 1982.