Цели:
- Образовательная: Углубить знания о карбоновых кислотах на примере представителей пищевых кислот как объектах их профессиональной деятельности, практическое значение пищевых карбоновых кислот.
- Развивающая: продолжить развитие навыков учащихся по подготовке устных сообщений, формирование умений наблюдать, переносить знания в новую ситуацию, расширить кругозор учащихся, любознательность, интерес к познанию.
- Воспитательная: формирование интереса к предмету и избранной профессии, наблюдательности, увлеченности им, показ необходимости знаний по теме урока, а также применению знаний в будущей производственной деятельности учащихся, уверенность в своих силах, коммуникативные качества.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы:
- обучения - рассуждения
- преподавания – объяснительно-иллюстративный
- учения – частично-поисковый, репродуктивный.
Оборудование и реактивы: Мультимедийный проектор, презентации учащихся “Молочная кислота”, “Винная кислота”, “Яблочная кислота”, “Лимонная кислота”, www.КМ.ru, www.vSCHOOL.ru
- На доске – задания для индивидуального опроса, эталоны ответов на тестовые задания (с тыльной стороны доски).
- На демонстрационном столе – пластмассовый штатив с пробирками, зажим для пробирок; ледяная уксусная кислота, 70%,9%-е водные растворы уксусной кислоты, лед.
- На столах учащихся – пластмассовый штатив с пробирками уксусной, молочной, лимонной кислот, карточки с текстами тестовых работ, таблицы “Уксусная кислота”, “Важнейшие пищевые карбоновые кислоты”.
Этапы урока:
1. Актуализация знаний о строении карбоновых кислот, химических свойствах.
- индивидуальный опрос
- работа с тестовыми заданиями
2. Формирование новых понятий и способов действия:
- вновь вводимые понятия: ледяная уксусная, уксусная эссенция, уксус, яблочная, молочная, винная, лимонная кислоты.
- предполагаемые приращения к знаниям: понимание многообразия карбоновых кислот, их использование в кулинарии, природные источники получения.
- создание проблемной ситуации: (основная проблема) имеют ли место применение и использование карбоновых кислот в пищевой промышленности?
- способ решения: - выполнение демонстрационных опытов
- анализ сообщений учащихся в виде презентаций
о свойствах и применении пищевых карбоновых кислот
- самостоятельная работа с таблицей репродуктивного типа по ходу формирования новых знаний.
3. Формирование умений и навыков при закреплении программного материала
- фронтальная беседа
- проверка заполнения таблицы “Важнейшие пищевые органические кислоты”
4. Домашнее задание: конспект, задачи.
Примерно за неделю до проведения урока в группе предлагаются опережающие задания для пяти групп учащихся, различающихся уровнем подготовки, проявляющие повышенный интерес к изучению химии и успешно справляющиеся с дополнительной литературой. Каждой группе предлагается подготовить к уроку сообщение по определенной теме и выступить с ним на уроке.
- Задание группе 1. Уксусная кислота – история открытия, происхождение названия, нахождение в природе и физические свойства, использование в кулинарии.
- Задание группе 2. Яблочная кислота – история открытия, происхождение названия, нахождение в природе и физические свойства, использование в кулинарии.
- Задание группе 3. Молочная кислота – история открытия, происхождение названия, нахождение в природе и физические свойства, использование в кулинарии.
- Задание группе 4. Винная кислота – история открытия, происхождение названия, нахождение в природе и физические свойства, использование в кулинарии.
- Задание группе 5. Лимонная кислота – история открытия, происхождение названия, нахождение в природе и физические свойства, использование в кулинарии.
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ. На прошлом занятии вы познакомились с новым классом органических соединений. Вспомните название и определение данного класса.
УЧАЩИЕСЯ. Это карбоновые кислоты – органические вещества, молекулы которых содержат одну, две и более функциональных карбоксильных групп – СООН.
УЧИТЕЛЬ. Какие из карбоновых кислот наиболее распространены и что характерно для строения их молекул?
УЧАЩИЕСЯ. Наиболее распространены предельные одноосновные карбоновые кислоты (монокарбоновые) – это производные предельных углеводородов, молекулы которых содержат одну функциональную карбоксильную группу. Существуют большая группа пищевых карбоновых кислот, с которыми мы встречаемся дома: уксусная, лимонная, щавелевая и другие.
УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы познакомимся с представителями некоторых кислот, способами получения, физическими свойствами, практическим значением представителей пищевых кислот.
Прежде чем начать обсуждение данных вопросов, вспомним материал прошлых уроков.
1. Актуализация знаний.
индивидуальный опрос (у доски):
1. Закончите уравнения реакций, назовите вещества:
С3 Н7 СООН <—
С3 Н7 СООН + Мg —>
С3 Н7 СООН + Na ОН —>
С3 Н7 СООН + Na2 СО3 —>
С3 Н7 СООН + С2 Н5 ОН —>
С3 Н7 СООН + СI2 —>
2.Дать названия кислотам, определить к какому классу кислот относятся по систематической номенклатуре:
3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения, назовите вещества:
С2Н2 —> С2Н4 —> С2Н5СI —> С2Н5ОН —> СН3 – СООН
Работа с тестовыми заданиями (предлагается каждому учащемуся)
Тест: “Карбоновые кислоты”
Эталоны ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Карб к-та | в | б,в | в | А,б | а | В,г | б | г | б | А,б,в | а |
2. Формирование новых понятий и способов действия.
Начнем работу нашей учебной конференции с рассмотрения вопросов о пищевых карбоновых кислотах с истории открытия, происхождения названий, нахождения в природе и физических свойств, а также с применением их в кулинарии это:
- Уксусной кислоты
- Яблочной кислоты
- Молочной кислоты
- Винной кислоты
- Лимонной кислоты
Работу построим следующим образом:
На столах имеются:
- штативы с представителями пищевых карбоновых кислот, которые необходимы для ознакомления с их физическими свойствами.
- Задание: В ходе обсуждения материалов необходимо заполнить все графы таблицы
Слово для вступления имеют ребята из первой группы.
Уксусная кислота.
Слово для вступления имеют ребята из второй группы (электронное сопровождение, выполненное учащимися).
Яблочная кислота.
(гидроксиянтарная, 2-гидроксибутандиовая кислота)
Двухосновная многоатомная оксикислота
- Физические свойства: кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде.
- Природные источники: содержится в недозрелых ягодах рябины, плодах яблок и груш, малине.
- Использование: её применяют в кулинарии в виде кристаллов, в производстве вина, фруктовых вод, кондитерских изделий, лекарственных средств.
Слово для вступления имеют ребята из третьей группы (электронное сопровождение, выполненное учащимися).
Молочная кислота
(2-гидроксипропионовая кислота)
Одноосновная двухатомная оксикислота.
Была открыта в 1780г. шведским химиком-фармацевтом К. Шееле в прокисшем молоке, поэтому она получила такое название.
- Физические свойства: Бесцветная, прозрачная вязкая жидкость, хорошо растворима в воде.
- Природные источники: молочная кислота образуется при закисании ряда продуктов. Она содержится в квашеной капусте, соленых огурцах, образуется при созревании сыра. Закисание этих продуктов вызывает жизнедеятельность молочнокислых бактерий, попадающих из воздуха и действующих на крахмал, дисахариды, моносахариды. Значительно позднее, в 1804г., шведский химик Й.Я.Берцелиус обнаружил, что вещество, подобное молочной кислоте, содержится в мышечной ткани.
- Использование: при квашении овощей, добавляют к лимонадам и эссенциям, используется в виде 40-70%-ного раствора.
Молочная кислота крайне гигроскопична. Это свойство используется в медицине: её применяют для прижигании в виде 80%-ного сиропа. Молочную кислоту применяют также в текстильном производстве и кожевенной промышленности.
Слово для вступления имеют ребята из четвертой группы (электронное сопровождение, выполненное учащимися).
Винная кислота
Виннокаменная кислота
(2,3-дигидроксибутадиовая кислота)
Группа: двухосновная многоатомная оксикислота
- Физические свойства: бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде. Называется так потому, что впервые один из изомеров был выделен К. Шееле из так называемого винного камня – осадка, выпадающего в бочках при изготовлении виноградного вина.
- Природные источники: отходы виноделия. Виннокаменную кислоту можно выделить действием минеральных кислот на винный камень.
- Использование: применяется в вде кристаллов как добавка к кондитерским изделиям, хлебопечение, сиропам, фруктовым эссенциям и в производстве безалкогольных напитков. Винная кислота применяется в медицине как легкое слабительное в виде шипучих порошков (при растворении их в воде выделяется углекислый газ), а также как противоядие при отравлении щелочами.
Слово для вступления имеют ребята из пятой группы (электронное сопровождение, выполненное учащимися).
Лимонная кислота
(2-гидрокси-1,2,3-пропантрикарбоновая кислота)
Группа: многоосновная многоатомная оксикислота
- Физические свойства: бесцветные или со слабым желтоватым оттенком кристаллы, хорошо растворимые в воде.
- Природные источники: содержится в плодах цитрусовых (лимон, апельсин), ананасы, хвое (сосна, ель), листьях хлопчатника. Лимонную кислоту получают из природных продуктов при грибковом брожении виноградного сахара, мальтозы, мелассы
- Использование: применяется для приготовления соусов, желе, киселей, слоеного теста. Обработка лимонной кислотой уменьшает прочность прикрепления плодов цитрусовых к материнским растениям. Для очистки и шлифовки нержавеющей стали и других металлов.
УЧИТЕЛЬ. Итак, вы изучили физические свойства, способы получения и практическое использование важнейших представителей пищевых кислот, познакомились с историей их открытия и использования человечеством.
3. Формирование умений и навыков при закреплении программного материала.
- проверка заполнения таблицы “Важнейшие пищевые органические кислоты” (электронное сопровождение), её корректировка.
- фронтальная беседа
Блиц-опрос.
- Какая связь между уксусной кислотой и древесиной? (уксусную кислоту получают при сухой перегонке древесины)
- Чем отличаются между собой: ледяная уксусная кислота, уксусная эссенция, столовый уксус? (концентрацией - безводная, 70%, 6%, 9%)
- Как можно “перелить” ледяную уксусную кислоту? (Нагреть)
- Где находят применение изученные пищевые кислоты?
4. В конце урока учитель подводит его итог.
5. Домашнее задание: параграф 27 -29. (Химия 10, Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман)
УЧИТЕЛЬ. Дома вам необходимо повторить вопросы о нахождении в природе, физических свойствах, практическом значении пищевых кислот, а также решить задачу. Карточки с текстами задач находятся на ваших столах.
Задачи различаются по уровню сложности. Учащимся 1-й и 2-й групп предлагаются комбинированные задачи средней трудности на нахождение массы продукта реакции при избытке одного из исходных веществ и известном практическом выходе продукта. Учащимся 3-й и 4-й групп – наиболее сложные комбинированные задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ известных гомологических рядов по данным о протекании химических реакций с их участием. Учащимся 5-й и 6-й групп достаются наименее трудные типовые задачи на нахождение массы продукта реакции при известном его практическом выходе либо массовой доли выхода продукта реакции при известной его массе, полученной в результате реакции.
Задача для группы 1. (средней трудности) Рассчитать массу продукта, полученного при нагревании 120 г уксусной кислоты, 230 г этанола и нескольких капель концентрированной серной кислоты, если массовая доля выхода продукта составила 70% по сравнению с теоретически возможным.
(123,2 г этилацетата.)
Задача для группы 2. (средней трудности) Рассчитать массу металлического осадка, образовавшегося при нагревании 9,2 г муравьиной кислоты и 15,9 г гидроксида диамминсеребра (I), если массовая доля выхода продукта составила 96% по сравнению с теоретически возможным.
(10,37 г серебра.)
Задача для группы 3. (средней трудности) Для полной нейтрализации 100 г водного раствора неизвестной предельной монокарбоновой кислоты с массовой долей 12% потребовалось 50 г водного раствора гидроксида калия с массовой долей 22,4%. Определить, какая кислота была нейтрализована.
(СН3СООН – уксусная кислота.)
Задача для группы 4. (сложные) При полной нейтрализации 50 г раствора неизвестной предельной монокарбоновой кислоты с массовой долей 23% избытком водного раствора гидрокарбоната калия выделилось 5,6 л некоторого газа (объем измерен при нормальных условиях). Определить, какая кислота была нейтрализована.
(НСООН – муравьиная кислота.)
Задача для группы 5. (сложные) При карбонилировании 64 кг метанола было получено 114 г уксусной кислоты. Рассчитать массовую долю выхода уксусной кислоты (в %) по сравнению с теоретически возможным.
(95%.)
Задача для группы 6. (трудные) Рассчитать массу муравьиной кислоты, которую можно получить из 136 кг формиата натрия, если массовая доля выхода муравьиной кислоты составляет 80% по сравнению с теоретически возможным.
(73,6 кг.)