Цели:
- совершенствовать навыки написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова;
- формировать умение проверять написание слов с безударными гласными и парными согласными в корне;
- развивать навыки орфографической зоркости, внимание, мышление, речь;
- развивать познавательную и творческую активность, любознательность.
- воспитывать любовь к природе, доброту;
- формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.
Класс: 3
Тип урока: Урок закрепления изученного материала.
Форма урока: урок-игра.
Технология: игровая технология проблемного обучения с применением ИКТ.
Формы организации работы:
- индивидуальная – самостоятельная творческая работа,
- фронтальная,
- коллективная,
- групповая.
Методы обучения:
- наглядно-иллюстративный (мультимедиа сопровождение),
- частично-поисковый,
- словесно-репродуктивный,
- проблемно-сообщающий,
- объяснительно-иллюстративный.
Оснащение урока:
- оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
- дидактические средства: презентация учителя, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Мотивация обучающихся.
Вот и начался урок
Звонкий прозвенел звонок
Он сигнал ребятам дал
За собою всех позвал.
Отправляемся мы в путь,
Чтобы знанья почерпнуть,
Орфограммы изучить
И пятерки получить. Слайд 1
II. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.
- А тему сегодняшнего урока постараемся сформулировать вместе, выполнив следующие задания.- У всех у вас на парте карточки с заданием. Задание такое: прочитайте загадку, вставьте пропущенные буквы, запишите отгадку и постарайтесь понять, на какие орфограммы даны слова, в которых пропущены буквы.
Летом папа наш привё..- На какие орфограммы даны слова? (Правописание парных глухих и звонких согласных на конце слова).
В белом ящике моро..
И теперь моро.. седой
Дома летом и зимой
Бережёт продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)
- Следующее задание на внимание. Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь понять, о правописании каких букв здесь говорится?
Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья
Вызывает он сомненья.
Бывает, что звук один слышится,
А буква другая пишется.
- О правописании безударных гласных в корне.
- Итак, как же звучит тема нашего урока? (Проверка парных согласных и безударных гласных в корне). (слайд 2)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы вместе с вами совершим путешествие по сказке и закрепим знания по данной теме. Только сначала давайте вспомним волшебные правила по проверке слов с безударными гласными и с парными звонкими согласными в корне.
(Правила на доске)
1.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
2.
- Молодцы, ребята. Эти правила нам сегодня понадобятся для того, чтобы расколдовать сказочный лес и спасти Анастасию Прекрасную от Злого Нечистого духа. Начать путешествие по заколдованному лесу мы сразу не можем, потому что нам помешала волна.Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
III. Каллиграфическая минутка: (слайд 3)
Давайте, ребята, сначала мы напишем в тетради сегодняшнее число и слово “волна”. И вспомним, на какое правило это слово. Поставим ударение в этом слове. Подберем проверочное слово (“волны”).
(Во время письма обращаем внимание на соединение некоторых букв: во и ол).
- Волна нашептала сказку: “В те давние времена,
когда мир был наполнен лешими, ведьмами и
русалками, когда текли молочные реки с
кисельными берегами, в то время жил-был царь по
имени Горох с царицей Анастасией Прекрасной и
сыном Иваном-царевичем. (слайд4)
Вдруг стряслась беда немалая - утащил царицу
Нечистый дух. Приходит к царю Иван - царевич и
говорит:
- Благослови меня, Царь-батюшка, на дорогу, авось разыщу Матушку.
(слайд 5)
Царь-батюшка отвечает:
- Ступай, но не забудь взять с собой клубочек волшебный.
Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторонку.
Пойдём по этой дорожке, и мы за Иваном-царевичем:
IV. Путешествие по сказке.
Шёл-шёл Иван-царевич и пришёл к Синему морю. Остановился на берегу и думает:
- Куда теперь путь держать? (слайд 6)
Потемнело Синее море, приплыла к нему Золотая рыбка и промолвила: - Справишься, Иван-царевич, с тремя заданиями, перекинется мост через чудо-море. Не справишься, нет тебе дороги дальше! (слайд7 )
- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу?
Задание: вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
(слайд 8)
К...рмушка - тр...ва - Гр...чи - тр...пинка – Кр...льчиха - н...сет – П...лезный - кр...чит – В...здушный - н...ра – Л...сной - д...леко –
- Молодцы! Какие волшебные слова надо знать, чтобы написать правильно слова? (Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение).
- С этим заданием вы справились успешно, теперь Иван-царевич может перейти через волшебный мост.
“Перешёл Иван-царевич через волшебный мост. Вдруг налетел свирепый ветер, закружила метель и Иван-царевич оказался в дремучем, заснеженном лесу. Лес заколдован. Ни пути, ни дороги из леса нет. На высокой ели сидит Ворон-Воронович и каркает:
- Здравствуй, добрый молодец! Один я в этом лесу. Нечистый дух заколдовал всех зверей, всех жителей леса. Можно расколдовать лес, но я так стар, что забыл волшебные слова. (слайд 9) - Ребята, помогите расколдовать лес.- Это задание выполните самостоятельно в тетради.
- Дан текст, а в некоторых словах пропущены буквы. Подумайте, какие буквы пропущены в словах и устно подберите к ним проверочные слова.
Задание: (слайд 10)
З...мой кругом л...жит сне... . Как красив ду... . Моро... сковал речку и пру... . На сн...гу следы рыси и л...сы.
– Какие волшебные слова-правила еще надо знать, чтобы расколдовать лес? (Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг, звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!)
- Молодцы, ребята, вы помогли Ивану-царевичу справиться и с этим заданием. С вашей помощью и лес ожил. Все кругом расцвело. (слайд 11)
После успешного выполнения этих заданий Ворон-Воронович говорит:
- Спасибо, Иван-царевич, ты расколдовал лес. Ты лишил силы Нечистого духа. Теперь тебе легче будет справиться с ним.
Только Ворон-Воронович сказал эти слова, небо потемнело, и раздался страшный голос:
- Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! А, это ты, Иван-царевич, за матушкой пришел. Я отпущу твою матушку, если ты справишься с заданием. Исправь ошибки, допущенные в тексте. (слайд 12)
- Поможем Ивану-царевичу исправить ошибки.
Задание: (слайд 13, 14)
Наступила висна. Все ямки до краёв палны вадой. Быстро бигут по дорошкам ручьи. Лес оживает словно в скаске. На полянах распускаются ландыши.
- В тексте допущены некоторые ошибки, и эти ошибки нужно исправить.
- Молодцы, ребята, на этот раз тоже успешно справились с заданием. Как вы думаете, отпустит ли Злой Нечистый дух матушку Ивана-царевича?
После успешного выполнения задания Злой дух говорит:
- Хорошо! Забирай свою мать. Ты замечательно справился с испытаниями. (слайд 15)
Ярко засветило солнце, запели птицы, расцвели цветы, и появилась Анастасия Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, обнялся со своей матушкой. Счастливые отправились они в своё царство. (слайд 16)
- Вместе с ними и мы возвращаемся домой, приговаривая.
V. Физкультминутка. (Слайд 17)
Мы бродили по полям,
По лесам бродили
И делили пополам
Все, что находили.
Тебе – цветок
И мне – цветок!
Тебе – грибок
И мне – грибок!
Речку мы делить не стали,
Словно маленький орех.
Ведь леса, поля и дали
В мире созданы для всех.
VI. Беседа о ландыше.
- Ребята, о каком цветке говорилось в предыдущем тексте? (о ландыше). (слайд 18)
- А что вы знаете об этом цветке?
- А можно ли их рвать?
- Сегодня ландыш постепенно исчезает из дикой природы, потому он занесен в Красную книгу. Следовательно, рвать их нельзя.
VII. Творческая работа.
- А теперь я попрошу вас разделиться на 4 группы.
- В какое время года цветут ландыши? (весной).
- Напишите это слово на листочках.
- Во вторую строчку напишите два прилагательных, характерных слову весна. (Какая весна?)
- В третью строчку напишите три глагола, характерных слову весна.
- В четвертую строчку напишите фразу из четырех слов, т. е. предложение, выражающее ваше отношение к весне.
- И наконец, определите одним словом ваше чувство к весне, и напишите в пятую строку. Это можно выразить существительным.
- А теперь каждая группа ознакомит нас со своими работами.
IX. Рефлексия.
- А теперь точно также поработаем со словом урок.- Во вторую строчку напишите два прилагательных, характерных нашего сегодняшнего урока. Каким был наш урок?
- В третью строчку напишите три глагола.
- В четвертую строчку напишите фразу из четырех слов, т.е. предложение, выражающее ваше отношение к сегодняшнему уроку.
- В пятую строку напишите одно существительное, отражающее ваши чувства нашего урока.
- А теперь каждая группа ознакомит нас со своими работами.
VIII. Объяснение домашнего задания.
- Дома проведите поисково – исследовательскую работу, узнайте о происхождении слова “ландыш”. (Слайд 19)
Дополнительный материал
“Ландыши — светлого мая привет”... Кому в России не известен этот милый, маленький цветок? О нем поют песни, слагают легенды, дарят в знак любви и нежности. Название этого цветка в переводе с древне-латинского языка означает “лилия долин” (Lilium convallium). Такое же значение цветок носит и в английском языке — Lily of the Valley. У нас же в России этот хрупкий, скромный цветок называют ландышем. Существует несколько версий происхождения такого необычного названия цветка. По одной из версий, ландыш получил такое название в народе, потому что его листья напоминают ланьи ушки. По другой версии, слово “ландыш” произошло от слова “гладкий”. Изначально растение называли “гладким”, потом стали величать “гландышем”, а далее буква “г” потерялась, и цветок стал называться ландышем
Легенды, с которыми связывают происхождение ландыша, не менее интересны, чем происхождение самого названия цветка. Многие из этих легенд, так или иначе, связаны с наступлением весны. Например, ландыш считался цветком богини весны и восходящего солнца Остары, которую очень почитали древние германцы. На Руси же цветок связывали с именами Садко, Волховы и Любавы. Садко, которого крепко полюбила морская царевна Волхова, отдал свое сердце Любаве — любимице лесов и полей. Тогда от печали Волхова заплакала, а из ее слез выросли ландыши. Другая легенда повествует о горькой любви Ландыша к Весне, который проливал слезы, когда его возлюбленная ушла. По христианской же легенде, ландыши выросли из слез Богородицы, когда она оплакивала распятого Христа.
В Северной Америке у индейцев, которые жили на территории, где сейчас находится штат Массачусетс, ландыши считались священными цветами. Ученые до сих пор спорят о том, каким образом цветок туда попал. На Западе ландыш растет только в Массачусетсе. Сегодня ландыш является одним из трех символов этого штата (остальные — чайка и вяз).
Выращивать же ландыши стали примерно в середине 16 века. Нежный, хрупкий цветок пользовался популярностью у молодых девушек. Во Франции цветок особенно полюбился. У французов даже появился специальный праздник, посвященный ландышам, который отмечался в первое воскресение мая. В Москве, в свою очередь, первые продавцы ландышей появились лишь в конце 18 века. Тогда-то ландыш и был оценен по достоинству. В 19 веке были выявлены полезные свойства ландыша. Были проведены исследования этого цветка, а с 1881 года из цветов ландыша начали делать специальную настойку, которая применялась против сердечных заболеваний.
Сегодня ландыш постепенно исчезает из дикой природы, а потому занесен в Красную книгу. Однако в России ландыши встречаются достаточно часто и пользуются большой любовью среди женщин и девушек.