Проверка парных согласных и безударных гласных в корне. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • совершенствовать навыки написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова;
  • формировать умение проверять написание слов с безударными гласными и парными согласными в корне;
  • развивать навыки орфографической зоркости, внимание, мышление, речь;
  • развивать познавательную и творческую активность, любознательность.
  • воспитывать любовь к природе, доброту;
  • формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.

Класс: 3

Тип урока: Урок закрепления изученного материала. 

Форма урока: урок-игра.

Технология: игровая технология проблемного обучения с применением ИКТ.

Формы организации работы:

- индивидуальная – самостоятельная творческая работа,

- фронтальная,

- коллективная,

- групповая.

Методы обучения:

- наглядно-иллюстративный (мультимедиа сопровождение),

- частично-поисковый,

- словесно-репродуктивный,

- проблемно-сообщающий,

- объяснительно-иллюстративный.

Оснащение урока:

  • оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
  • дидактические средства: презентация учителя, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Мотивация обучающихся.

Вот и начался урок
Звонкий прозвенел звонок
Он сигнал ребятам дал
За собою всех позвал.
Отправляемся мы в путь,
Чтобы знанья почерпнуть,
Орфограммы изучить
И пятерки получить. Слайд 1

II. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.

- А тему сегодняшнего урока постараемся сформулировать вместе, выполнив следующие задания.

- У всех у вас на парте карточки с заданием. Задание такое: прочитайте загадку, вставьте пропущенные буквы, запишите отгадку и постарайтесь понять, на какие орфограммы даны слова, в которых пропущены буквы.

Летом папа наш привё..
В белом ящике моро..
И теперь моро.. седой
Дома летом и зимой
Бережёт продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник)

- На какие орфограммы даны слова? (Правописание парных глухих и звонких согласных на конце слова).

- Следующее задание на внимание. Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь понять, о правописании каких букв здесь говорится?

Мы под удареньем пишем
Без сомненья то, что слышим.
Если ж звук без ударенья
Вызывает он сомненья.
Бывает, что звук один слышится,
А буква другая пишется.

- О правописании безударных гласных в корне.

- Итак, как же звучит тема нашего урока? (Проверка парных согласных и безударных гласных в корне). (слайд 2)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы вместе с вами совершим путешествие по сказке и закрепим знания по данной теме. Только сначала давайте вспомним волшебные правила по проверке слов с безударными гласными и с парными звонкими согласными в корне.

(Правила на доске)

1.

Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.

2.

Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

- Молодцы, ребята. Эти правила нам сегодня понадобятся для того, чтобы расколдовать сказочный лес и спасти Анастасию Прекрасную от Злого Нечистого духа. Начать путешествие по заколдованному лесу мы сразу не можем, потому что нам помешала волна.

III. Каллиграфическая минутка: (слайд 3)

 Давайте, ребята, сначала мы напишем в тетради сегодняшнее число и слово “волна”. И вспомним, на какое правило это слово. Поставим ударение в этом слове. Подберем проверочное слово (“волны”).

(Во время письма обращаем внимание на соединение некоторых букв: во и ол).

- Волна нашептала сказку: “В те давние времена, когда мир был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда текли молочные реки с кисельными берегами, в то время жил-был царь по имени Горох с царицей Анастасией Прекрасной и сыном Иваном-царевичем. (слайд4)
Вдруг стряслась беда немалая - утащил царицу Нечистый дух. Приходит к царю Иван - царевич и говорит:

- Благослови меня, Царь-батюшка, на дорогу, авось разыщу Матушку.

(слайд 5)

Царь-батюшка отвечает:

- Ступай, но не забудь взять с собой клубочек волшебный.

Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторонку.

Пойдём по этой дорожке, и мы за Иваном-царевичем:

IV. Путешествие по сказке.

Шёл-шёл Иван-царевич и пришёл к Синему морю. Остановился на берегу и думает:

- Куда теперь путь держать? (слайд 6)

Потемнело Синее море, приплыла к нему Золотая рыбка и промолвила: - Справишься, Иван-царевич, с тремя заданиями, перекинется мост через чудо-море. Не справишься, нет тебе дороги дальше! (слайд7 )

- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу?

Задание: вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

(слайд 8)

К...рмушка - тр...ва -
Гр...чи - тр...пинка –
Кр...льчиха - н...сет –
П...лезный - кр...чит –
В...здушный - н...ра –
Л...сной - д...леко –

- Молодцы! Какие волшебные слова надо знать, чтобы написать правильно слова? (Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение).

- С этим заданием вы справились успешно, теперь Иван-царевич может перейти через волшебный мост.

“Перешёл Иван-царевич через волшебный мост. Вдруг налетел свирепый ветер, закружила метель и Иван-царевич оказался в дремучем, заснеженном лесу. Лес заколдован. Ни пути, ни дороги из леса нет. На высокой ели сидит Ворон-Воронович и каркает:

- Здравствуй, добрый молодец! Один я в этом лесу. Нечистый дух заколдовал всех зверей, всех жителей леса. Можно расколдовать лес, но я так стар, что забыл волшебные слова. (слайд 9)

- Ребята, помогите расколдовать лес.

- Это задание выполните самостоятельно в тетради.

- Дан текст, а в некоторых словах пропущены буквы. Подумайте, какие буквы пропущены в словах и устно подберите к ним проверочные слова.

Задание: (слайд 10)

З...мой кругом л...жит сне... . Как красив ду... . Моро... сковал речку и пру... . На сн...гу следы рыси и л...сы.

– Какие волшебные слова-правила еще надо знать, чтобы расколдовать лес? (Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг, звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!)

- Молодцы, ребята, вы помогли Ивану-царевичу справиться и с этим заданием. С вашей помощью и лес ожил. Все кругом расцвело. (слайд 11)

После успешного выполнения этих заданий Ворон-Воронович говорит:

- Спасибо, Иван-царевич, ты расколдовал лес. Ты лишил силы Нечистого духа. Теперь тебе легче будет справиться с ним.

Только Ворон-Воронович сказал эти слова, небо потемнело, и раздался страшный голос:

- Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! А, это ты, Иван-царевич, за матушкой пришел. Я отпущу твою матушку, если ты справишься с заданием. Исправь ошибки, допущенные в тексте. (слайд 12)

- Поможем Ивану-царевичу исправить ошибки.

Задание: (слайд 13, 14)

Наступила висна. Все ямки до краёв палны вадой. Быстро бигут по дорошкам ручьи. Лес оживает словно в скаске. На полянах распускаются ландыши.

- В тексте допущены некоторые ошибки, и эти ошибки нужно исправить.

- Молодцы, ребята, на этот раз тоже успешно справились с заданием. Как вы думаете, отпустит ли Злой Нечистый дух матушку Ивана-царевича?

После успешного выполнения задания Злой дух говорит:

- Хорошо! Забирай свою мать. Ты замечательно справился с испытаниями. (слайд 15)

Ярко засветило солнце, запели птицы, расцвели цветы, и появилась Анастасия Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, обнялся со своей матушкой. Счастливые отправились они в своё царство. (слайд 16)

- Вместе с ними и мы возвращаемся домой, приговаривая.

V. Физкультминутка. (Слайд 17)

Мы бродили по полям,
По лесам бродили
И делили пополам
Все, что находили.
Тебе – цветок
И мне – цветок!
Тебе – грибок
И мне – грибок!
Речку мы делить не стали,
Словно маленький орех.
Ведь леса, поля и дали
В мире созданы для всех.

VI. Беседа о ландыше.

- Ребята, о каком цветке говорилось в предыдущем тексте? (о ландыше). (слайд 18)

- А что вы знаете об этом цветке?

- А можно ли их рвать?

- Сегодня ландыш постепенно исчезает из дикой природы, потому он занесен в Красную книгу. Следовательно, рвать их нельзя.

VII. Творческая работа.

- А теперь я попрошу вас разделиться на 4 группы.

- В какое время года цветут ландыши? (весной).

- Напишите это слово на листочках.

- Во вторую строчку напишите два прилагательных, характерных слову весна. (Какая весна?)

- В третью строчку напишите три глагола, характерных слову весна.

- В четвертую строчку напишите фразу из четырех слов, т. е. предложение, выражающее ваше отношение к весне.

- И наконец, определите одним словом ваше чувство к весне, и напишите в пятую строку. Это можно выразить существительным.

- А теперь каждая группа ознакомит нас со своими работами.

IX. Рефлексия.

- А теперь точно также поработаем со словом урок.

- Во вторую строчку напишите два прилагательных, характерных нашего сегодняшнего урока. Каким был наш урок?

- В третью строчку напишите три глагола.

- В четвертую строчку напишите фразу из четырех слов, т.е. предложение, выражающее ваше отношение к сегодняшнему уроку.

- В пятую строку напишите одно существительное, отражающее ваши чувства нашего урока.

- А теперь каждая группа ознакомит нас со своими работами.

VIII. Объяснение домашнего задания.

- Дома проведите поисково – исследовательскую работу, узнайте о происхождении слова “ландыш”. (Слайд 19)

Дополнительный материал

“Ландыши — светлого мая привет”... Кому в России не известен этот милый, маленький цветок? О нем поют песни, слагают легенды, дарят в знак любви и нежности. Название этого цветка в переводе с древне-латинского языка означает “лилия долин” (Lilium convallium). Такое же значение цветок носит и в английском языке — Lily of the Valley. У нас же в России этот хрупкий, скромный цветок называют ландышем. Существует несколько версий происхождения такого необычного названия цветка. По одной из версий, ландыш получил такое название в народе, потому что его листья напоминают ланьи ушки. По другой версии, слово “ландыш” произошло от слова “гладкий”. Изначально растение называли “гладким”, потом стали величать “гландышем”, а далее буква “г” потерялась, и цветок стал называться ландышем

Легенды, с которыми связывают происхождение ландыша, не менее интересны, чем происхождение самого названия цветка. Многие из этих легенд, так или иначе, связаны с наступлением весны. Например, ландыш считался цветком богини весны и восходящего солнца Остары, которую очень почитали древние германцы. На Руси же цветок связывали с именами Садко, Волховы и Любавы. Садко, которого крепко полюбила морская царевна Волхова, отдал свое сердце Любаве — любимице лесов и полей. Тогда от печали Волхова заплакала, а из ее слез выросли ландыши. Другая легенда повествует о горькой любви Ландыша к Весне, который проливал слезы, когда его возлюбленная ушла. По христианской же легенде, ландыши выросли из слез Богородицы, когда она оплакивала распятого Христа.

В Северной Америке у индейцев, которые жили на территории, где сейчас находится штат Массачусетс, ландыши считались священными цветами. Ученые до сих пор спорят о том, каким образом цветок туда попал. На Западе ландыш растет только в Массачусетсе. Сегодня ландыш является одним из трех символов этого штата (остальные — чайка и вяз).

Выращивать же ландыши стали примерно в середине 16 века. Нежный, хрупкий цветок пользовался популярностью у молодых девушек. Во Франции цветок особенно полюбился. У французов даже появился специальный праздник, посвященный ландышам, который отмечался в первое воскресение мая. В Москве, в свою очередь, первые продавцы ландышей появились лишь в конце 18 века. Тогда-то ландыш и был оценен по достоинству. В 19 веке были выявлены полезные свойства ландыша. Были проведены исследования этого цветка, а с 1881 года из цветов ландыша начали делать специальную настойку, которая применялась против сердечных заболеваний.

Сегодня ландыш постепенно исчезает из дикой природы, а потому занесен в Красную книгу. Однако в России ландыши встречаются достаточно часто и пользуются большой любовью среди женщин и девушек.