Тип урока: обобщающий
Цели урока:
- отработка навыка применения признаков и свойств параллельных прямых при решении задач,
- развитие логического мышления, активности в работе,
- воспитание внимательности, умения слушать ответы учащихся.
Ход урока
Учитель. Сегодня мы проведем передачу “Что мы знаем о параллельных прямых?” Передача состоит из частей, ведущими которых будете вы, здесь сидящие. Будете обмениваться мнениями, своими суждениями.
1 часть.
Немного из истории параллельных прямыхСтановление геометрии как науки связано с именем греческого ученого Евклида. В сочинении Евклида “Начала” были систематизированы основные геометрические сведения. Мы учим известную аксиому, которую предложил Евклид: “Через любые две точки проходит прямая, и притом только одна.” В развитии геометрии важную роль сыграла аксиома, которая в “Началах” Евклида называлась пятым постулатом: через точку, не лежащую на прямой, проходит только одна прямая, параллельной данной.
2 часть. Поговорим о задачах (устная работа)
Являются ли прямые a и b параллельными? Ответ обосновать.
В это время своё мнение напишут на листочках некоторые участники передачи (карточки приготовлены заранее, ученики решают, затем проверяется решение вместе со всеми учащимися).
Работа по карточкам на месте:
1)
Дано:
a || b, <1 = 40o
Найти: <2
Вопрос: Как называют прямую с?
2)
Дано:
a || b, <1 = 60o
Найти: <2
Вопрос: Какие прямые называются параллельными?
3)
Дано:
<1 = 30o, <2 = 30o
Доказать: a || b
Вопрос: Сколько прямых, параллельных данной, проходит через точку, не лежащую на прямой?
Карточка для более подготовленных учащихся:
Дано:
EO = OA
E F FO = OK
Доказать:
O EF || KA
Вопрос:
Какая аксиома знаменита и кто первый о ней заговорил?
Кто доказал, что это – аксиома, что её нельзя доказать?
3 часть.
Найди ошибку.Учитель. Я готовилась к передаче, написала задания заранее на доске, стала заниматься другими делами. И перед самой передачей мне сообщили, что некоторая часть заданий удалена и заменена.
Давайте вместе исправим эти ошибки, до передачи я не успела этого сделать.
Задания с ошибками.
1)
Дано:
a || b
<1 = 60o,
<2 = 120o,
<3 = 120o
Ответ: Правильные данные: <2 = 60o, <3 = 60o
2)
Дано:
m || n
<1 = 100o
<2 = 103o
<3 = 103o
Ответ. Правильные данные: <2 = 100o, <3 = 80o
3)
Дано: AB || CD
Ответ. Правильные данные: прямая AB не параллельна CD, т.к. накрест лежащие углы неравны
4)
Дано: AC || BD
Ответ. Правильные данные: прямая AB не параллельна CD, т.к. накрест лежащие углы A и B неравны.
4 часть.
Творческая.Вопрос: Как построить параллельные прямые с помощью циркуля и линейки?
Обсуждение задания и выполнение его.
Учитель: Передача о параллельных прямых закончилась. На уроке вы закрепили знания о параллельных прямых, их свойствах и признаках, показали знания и умения в решении задач, показали умение слушать ответы своих товарищей, были активны в работе и внимательны.
Окончание передачи
Подведение итогов: отметить работу учащихся на уроке, выделить лучших.
Вопрос: Какую пользу для вас оказала эта передача? (заслушать ответы учащихся).