Цели:
Расширить знания учащихся об:
- Основном законе нашей страны — Конституции РФ;
- Символике Российского государства;
- России, малой родине.
(В период подготовки мероприятия учащимся было предложено написать сочинение “Моя Родина”. В уроке используется презентация “Знакомьтесь, Россия!” (приложение №1)
Оборудование: м/медиапроектор, презентации, стенд с книгами.
Ход занятия
Вводное слово учителя:
Ребята, тема нашего мероприятия: “Знакомьтесь, Россия!”
(1 слайд — название темы)
В ходе работы вы встретитесь с новыми словами: (2 слайд — термины)
Государственные границы — это линия, определяющая пределы территории государства.
Суверенитет — независимость государственной власти.
Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли слова поэта Ф.И. Тютчева:
(3 слайд — эпиграф)
“Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить”.
Ф. Тютчев
Учитель:
Ребята, что для Вас означают слова — Россия, Родина? С какими чувствами, приметами, ощущениями связаны эти слова? (ответы учащихся)
На уроках литературы вы писали сочинения о Родине. Кто хочет поделиться своими мыслями. (выступления учащихся)
Учитель:
Какие прекрасные слова вы подобрали о России, о Калмыкии, о Родине. (4 слайд)
Многие представляют себе Россию... (5 слайд) — русские берёзы, поляны, рассвет, дорогие сердцу пейзажи.
Сегодня мы постараемся расширить свои представления о Родине, о России. Познакомимся заново с Россией как с великим Отечеством и как с государством, которое имеет своё имя, символы, границы и суверенитет.
Всё начинается в жизни с имени. Имя при рождении получает каждый человек. Имена имеют организации, банки, магазины... На нашей планете 250 государств и каждое имеет своё название. Сегодня наше государство официально называется — Российская Федерация или Россия. Такое имя она получила в 1993 году, когда была принята Конституция РФ. В этом году 10 декабря мы отмечаем 20-летие принятия Основного закона РФ, в первой статье которого записано “Наименования Российская Федерация и Россия равноценны”. Подобно одной семье, члены которой носят одну фамилию у жителей России общее название — россияне. Столицей нашей Родины является город Москва. (6 — 9 слайды: Знакомьтесь, Россия; Карта РФ, Москва — столица нашей Родины).
Россия — это государство, в котором мы живём. Государство не бывает без территории. Она может меняться в большую или меньшую сторону. И данная территория очерчивается государственными границами. (1- слайд — карта РФ).
Современная Россия (10 слайд): Это государство в восточной части Европы и северной части Азии...
Особенность каждого государства — его суверенитет.
Наша страна тоже суверенна, так как проводит независимую внутреннюю и внешнюю политику. Правительство заботится о том, чтобы государство процветало, жило в мире и содружестве с другими государствами. А так же, чтобы внутренняя жизнь страны тоже была мирнная и обеспеченная.
Когда мы слышим “Россия” — мы видим то, чем гордимся. (12-16 слайды — памятники архитектуры, портреты знаменитых людей России).
Учитель:
Наша страна многонациональная. В ней проживает более ста наций и народностей. И каждая нация имеет, как бы маленькое, независимое государство внутри большой России.
Мы с вами, ребята, живём на территории Республики Калмыкия, которая имеет также границы, суверенитет и тоже многонациональная...
Столица Калмыкии — город Элиста. (17-21 слайды — карта Калмыкии, вид Элисты и герб города, степь с тюльпанами, “Золотые ворота — визитная карточка Элисты”, Алтын Сюмэ — самый большой буддийский храм в Европе).
Наша республика не велика, но она славится своими природными богатствами и трудолюбием людей, проживающих на её территории. Мы знаем, что визитной карточкой степной республики является тюльпан, а визитной карточкой столицы Калмыкии Элисты — являются “Золотые ворота”. Считается, что когда проходишь под ними и загадываешь желание, то оно обязательно исполняется.
А не так давно появилась ещё одна достопримечательность в нашей столицы — самый большой буддийский хурул в Европе “Золотой храм Будды Шакьямуни” - Алтын Сюмэ. Это архитектурное сооружение приняло участие в конкурсе “Десять символов Российской Федерации”.
Учитель:
Язык не только символ — он часть нашей многонациональной культуры. (слайд 22).
Каждое государство имеет свой государственный язык. Это язык, на котором ведутся все государственные документы, на котором разговаривают в общественных и государственных учреждениях.
В России государственный язык — русский.
Учитель:
Но как мы сказали выше, страна наша многонациональная, и государство гарантирует каждому народу общаться на своём родном языке. В каждой свободной республике, в том числе и Калмыкии, два государственных языка. В нашей республике — это русский и калмыцкий языки. В школах республики дети изучают оба этих языка, а кроме того — английский, который считается международным. Конституция РФ гарантирует право каждого человека изучать свой родной язык. (23 — 24 слайд)
Главными символами нашего государства являются Президент, Герб, Флаг, Гимн. (26 слайд)
Ребята, что вы знаете об этих символах? (ответы учащихся)
Выступления учащихся-старшеклассников: (26 — 27 слайды)
Государственный флаг — символ свободы, независимости и самостоятельности государства. Государственнй флаг России состоит из трёх разноцветных полос: белого, синего и красного цвета. Белый цвет (верхняя полоса) означает, что у государства нет злых намерений, оно дружелюбно относится ко всем странам. Синий цвет ( средняя полоса) — это цвет веры и верности. Красный цвет (нижняя полоса) - означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов. А ещё — это символ пролитой крови за счастье и суверенитет нашей Родины предыдущими поколениями.
Герб — особый отличительный знак государства.
На гербе России двуглавый золотой орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл держит Скипетр, а левой — Державу. Над головами орла короны. Крылья подняты вверх и похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещён щит красного цвета с изображением всадника на белом коне, повергающего змия, олицетворяющего зло, и пронзающего его копьём.
Учитель:
“Народ без символов — толпа, а страна без символов — территория. Символы калмыцкой государственности — гимн, герб и флаг отражают душу, характер и историю нашего народа и потому являются для нас святыми...”
К.Н. Илюмжинов
(28 — 29 слайд - Портрет первого президента Калмыкии, его высказывание.)
(30 — 31 слайд - символы калмыцкой государственности)
Государственный герб Республики Калмыкия — сюльде — является графическим изображением эмблемы республики, представляющий собой “улан зала” (красная кисточка на головном уборе — отличительный знак калмыков) и хадак (белая ткань в виде шарфа) — символ мира, добра и чистоты помыслов в круге золотисто-жёлтого цвета (цвет вероисповедания народа), в обрамлении национального орнамента “зег” (для кочевников-калмыков символ светлого пути, процветания) на голубом фоне (вечность), в основании которого — лепестки лотоса белого цвета (символ чистоты, духовного возрождения).
В верхней части герба — изображение древнего символа Дербен-ойратов — четыре скреплённых между собой круга (союз четырёх племён) — жить в мире и согласии со всеми народами, населяющими четыре стороны света.
Государственный флаг Республики Калмыкия представляет собой полотнище золотисто — жёлтого цвета, в середине которого изображён голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из 9 лепестков.
Верхние пять лепествков олицетворяют пять континентов земного шара, четыре нижних лепестка — четыре стороны света, символизирующие стремление народа Калмыкии к дружбе и сотрудничеству со всеми народами. Флаг прикрепляется к древку, увенчаному наконечником красного цвета в форме “языка пламени” с контурными очертаниями на нём древнего символа Дербен-ойратов.
(32 — 33 слайд — тексты гимнов России и Калмыкии)
Государственный гимн — это торжественная песнь. Он исполняется в особых случаях: при проведении мероприятий по случаю государственных праздников, во время официальных встреч и проводов Глав иностранных государств, во время вручения медалей российским чемпионам — участникам Олимпийских Игр и других спортивных соревнований, в новогоднюю ночь после боя часов на Спасской башне Московского Кремля.
Текст Государственного гимна Российской Федерации написан Н.С. Михалковым, музыка — композитором А.В. Александровым.
Текст Государственного гимна Республики Калмыкия написан поэтом Верой Шуграевой, музыка — композитором Аркадием Манджиевым.
Библиотекарь:
У нашей страны и нашего народа героическое прошлое. Много жизней было отдано в военные годы, в годы лихолетья, в годы мирного строительства, ради того, чтобы нана страна была державой мирового значения.
Каждый человек должен хорошо знать историю родной страны, её культуру, обычаи и нравы. Уметь гордиться своей Родиной и делать всё возможное для её процветания.
На нашем стенде вы видите книги, которые рассказывают о переломных моментах в истории нашей страны. Это художественная проза, поэзия, документальная литература. (подробный обзор литературы).
Подведение итогов:
Идёт опрос о том, что нового о России учащиеся узнали из прошедшего мероприятия (дети отвечают, дают оценку).
Учитель:
В каждом из нас живёт частица нашей Родины, Наша память хранит родной дом, лесные поляны, речку, верных друзей, улыбку мамы, первую любовь...
Россия — это не только государство, но самое главное — это наша Родина, и очень важно любить свою Родину сегодня, верить, что её будущее зависит от каждого из нас.
Великий русский писатель И.С. Тургенев сказал: “Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас не может без неё обойтись”.
А сейчас, ребята, вслушайтесь, всмотритесь и почувствуйте, как величественна и
прекрасна наша с вами Родина — Россия.
(Чтение стихотворения “Россия” С.Васильева сопровождается показом слайдов. Читает библиотекарь.) (приложение №2)
Россия
Oтрывок из стихотворения С. Васильева
Люблю тебя, моя Россия,
за ясный свет моих очей,
за ум, за подвиги святые,
за голос звонкий, как ручей.
Одною общею судьбою
навеки связанный с тобой,
горжусь, как матерью, тобою,
благословляющей на бой.
В минуту горя, в час разлуки
целую мысленно всегда,
твои натруженные руки
в часы бессменного труда.
В глухую ночь грозы военной,
и в светлый полдень торжества
несу в себе как дар бесценный,
огонь великого родства...
Люблю твои луга и нивы,
прозрачный звон твоих равнин,
к воде, склонившиеся ивы,
верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
с непроходимым камышом,
с великой Волгою-рекою,
с могучим, быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом — Русь!
Заключение:
Ребята, вы слышали, что все торжественные мероприятия открываются и закрываются под звуки гимна. Сегодня мы узнали как5 нужно вести себя, когда поднимают флаг, когда звучит гимн. Скажите, наше мероприятие по содержанию можно назвать торжественным? Давайте закончим его звучанием гимнов РФ и РК.
Звучат гимны.