Цель:
- Развитие информационной и коммуникативной компетенций.
- Формирование представлений о воде, как об удивительном веществе. Ее аномалиях, нахождении в природе, физических и химических свойствах и значении.
Оборудование и реактивы: компьютер, слайды, стаканчики с водой, лед, железо, мерный цилиндр с водой, надувной мяч в виде глобуса, капельная пипетка, натрий, оксид кальция, оксид фосфора(V), универсальный индикатор, фенолфталеин.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы, приемы и средства:
- использование технологии РКМ;
- рассказ учителя с элементами беседы;
- лабораторный опыт исследовательского характера;
- демонстрационные опыты;
Ход урока
Земной шар как мяч, цилиндр с водой.
Слайды
I. Изучение нового материала.
Учитель бросает мяч в класс несколько раз нескольким учащимся. Вопрос: Какой цвет мяча вы поймали? Вопрос: Что мы будем изучать сегодня на уроке? После ответа учащихся объявляется тема урока. Затем показ слайдов (слайд №1, 2)
Учитель: Вода, вещество знакомое каждому человеку с момента рождения, и вы уже многое о ней знаете, но еще больше предстоит узнать. У вас на столах лежит таблица, с которой вы сегодня будете работать. Итак, что вы знаете о воде? (слайд №3, 4, 5)
Что вам известно из уроков биологии о воде? (колыбель, в которой зародилась жизнь на Земле). Во всех процессах, которые происходят в клетках, участвует вода.
У человека количество воды в протоплазме различных тканей варьирует от 20% (в костях) до 85% (в клетках головного мозга). Вода выполняет в протоплазме ряд функций. В ней растворено большинство других содержащихся в протоплазме веществ, водная среда необходима для того, чтобы они могли диффундировать и реагировать между собой. Вода помогает удалению “отходов” обмена веществ, растворяя их. Вода обладает большой способностью поглощать тепло с минимальным изменением собственной температуры. Вода предохраняет протоплазму от внезапных изменений температуры.(сл. №6)
Вода обладает способностью поглощать большое количество тепла при переходе из жидкого состояния в газообразное, давая возможность организму освободиться от избытка тепла путем испарения воды, (слайд №7)
Характерная для воды высокая теплопроводность создает возможность равномерного распределения тепла между тканями тела. Вода служит также незаметным смазочным материалом.
Мы сравнительно редко болеем, в частности, потому что вода обладает тепло-проводимостью, а воды в человеческом организме составляет примерно 65% от массы.
Если бы человек был сделан, скажем из железа, он охлаждался бы и простужался бы от каждого даже небольшого сквозняка или дуновения ветра. А знаете ли вы, в каком органе человека больше всего воды, а в каком меньше?
Стекловидное тело нашего глаза содержит 99% воды, а в эмали зубов содержится лишь 0,2%.
В каких агрегатных состояниях встречается вода на нашей планете?
Не каждое вещество этим может похвастаться, кроме того, у воды есть много аномалий.
Первая аномалия: воде по ее химической структуре положено плавиться и кипеть при низких температурах, которых на Земле не бывает. Не было бы, значит, на Земле ни твердой, ни жидкой воды. А был бы один пар. А она кипит при 100°С.
Вторая аномалия: высокая теплоемкость. У воды она в 10 раз больше, чем у железа. Из-за исключительной способности воды поглощать тепло температура при ее нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морским обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение.
Третья аномалия: у воды очень высокая удельная теплота парообразования. Если бы у воды не было этого свойства, многие озера и реки летом быстро бы пересохли до дна, и вся жизнь в них погибла.
Четвертая аномалия: замерзая, вода расширяется на 9% по отношению к прежнему объему. Поэтому лед всегда легче незамерзшей воды и всплывает вверх. Под такой “шубой” даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно.
Перечислите физические свойства воды? (лабораторный опыт учащихся), (слайд №8, 9)
А теперь рассмотрим химические свойства воды (демонстрационные опыты). Учащиеся записывают уравнение реакций и определяют их тип. (слайд №10)
Учитель. Казалось бы, что наша планета водой не обиженна, ведь мы знаем, что 2/3 её составляет вода, но большинство водных массивов на Земле соленые. Они не пригодны ни для орошения, ни для питья, ни для промышленности.
Учитель. Представьте себе
Ситуация 1
Вы отправились в кругосветное путешествие и оказались одни на корабле среди бесконечного океана. У вас кончилась питьевая вода, за бортом только соленая. Можно ли из нее сделать пресную?
Ответ: Перегонка воды.
Ситуация 2
Если имеется пресная вода, но очень грязная, что можно сделать?
Ответ: Фильтрование. Отстаивание.
Я прочту вам сказку “Вода”, которую написал Леонардо да Винчи: “Вода весело плескалась в родной морской стихии. Но однажды ей взбрела в голову шальная мысль добраться до самого неба, (слайд №11,12)
Она обратилась за помощью к огню. Своим обжигающим пламенем он обратил воду в мельчайшие капельки теплого пара, которые оказались гораздо легче воздуха. Пар тот час устремился вверх, поднимаясь в самые высокие и холодные слои воздуха. Оказавшись в заоблачной выси, капельки пара окоченели так, что у них зуб на зуб не попадал от холода. Чтобы согреться, они тесно прижались друг другу, став немного тяжелее воздуха, тут же попали на землю в виде обычного дождя. Заболев тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда.
Жаждущая земля поглотила дождь до единой капельки. И воде еще долго пришлось отбывать наказание в почве, прежде чем она, смогла возвратиться в морские просторы.
О каком естественном процессе очистки воды рассказал автор? (слайд - круговорот воды в природе, (слайд №13)).
Применение воды
Промышленность нашей страны ежесекундно потребляет столько воды, сколько несет ее Волга. На получение 1т стали расходуется 150 т воды, бумаги - 250 т, синтетических волокон - 4000т.
Вода используется в сельском хозяйстве Для полива, например, овощных, зеленых и технических культур, а также при производстве сельскохозяйственной продукции.
Многие химические процессы ускоряются в присутствии воды, т.е. вода играет роль катализатора. А, например, при получении кислот, гашении извести, в процессах гидратации, схватывания и затвердевания связывающих материалов (цемент, гипс, известь) вода - активный реагент.
Как это ни странно звучит, но вода играет определенную роль и в искусстве: каскады прудов и фонтаны украшают сады и парки. Во многих странах есть традиция сооружать зимой ледяные скульптуры героев сказок и легенд.
Учитель. Не смотря на то, что воды на Земле много с каждым годом все больше ощущается недостаток запасов пресной, чистой воды. Охрана воды, как и охрана природы вообще, становится глобальной проблемой человечества.
По данным ООН по охране природы и охране среды, скоро на Земле начнутся перебои с питьевой водой. Прогноз на ближайшие 30 лет показывает, что к 2032 году практически нарушится, так как люди нанесут урон 70% территории планеты. Половина населения Земли будет страдать от нехватки питьевой воды. I закон об охране воды был принят еще Петром I, но запасы питьевой воды неуклонно уменьшаются и виновата в этом прежде всего антропогенная деятельность человека.
Ребята, я надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое о воде. Я предлагаю заполнить 3-ю и 4-ю колонки таблицы, которую мы начали заполнять в начале урока. И закончить урок, я предлагаю составлением “синквейна” о воде, (слайд №14, 15).
Домашнее задание: параграф34, ответить на вопросы, которые вы записали в 4-ю колонку таблицы.
Литература.
- Великие тайны прошлого. М.: РидерзДрайджест. 2003.
- А. Заломленников. Кинель течёт, а купаемся в фонтане // Приложение к газете “Вести от “Партнёра”. 2007, №6 (статья в газете).
- Д.С. Исаев. Анализ загрязненной воды // Химия в школе 2001, №7 (статья в журнале).
- М. Колтун. Мир химии. М.: Детская литература. 1988.
- Г.Л. Маршанова. Аналитический семинар. “Вода в природе и жизни человека” // Химия в школе. 2006 №2 (статья в журнале).
- Суровцева Р.П. Поурочные разработки с дидактическим материалом к учебнику Л.С. Гузея. “Химия - 8”. М.: Дрофа, 2003.
- Хорьякова Н.Л., Асеева З.Г. Анализ воды из природных источников // Химия в школе. 2001, №7. с 64- 70. (статья в журнале).