Интегрированный урок (письмо + география) по теме "Моя малая родина – Кузбасс"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (73 МБ)


Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с семью чудесами Кузбасса;
  • повторить знания и умения учащихся по существительному и прилагательному;
  • расширить географические представления учащихся о Кузбассе;

развивающие:

  • способствовать повышению учебной мотивации через нетрадиционные формы уроков;
  • развивать речь, внимание, логическое мышление детей;
  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность, творческие способности детей;
  • развивать умение находить необходимую учебную информацию в различных текстах;
  • развивать навыки самостоятельной и коллективной работы;
  • закреплять умения работы с географическими картами;
  • развивать познавательный интерес к изучению родного края;

воспитательные:

  • воспитывать понимание значимости русского языка для современного общества;
  • воспитывать любовь к своей малой родине;
  • развивать любознательность, расширять кругозор;
  • формировать гражданские качества личности подростка (чувство гордости за свою малую родину, народ, уважение к достойным страницам прошлого).

Оборудование: физическая карта Кемеровской области, атласы “Кемеровская область”, листы-карточки с заданиями, фотографии “7 чудес Кузбасса”, презентация “Моя малая родина - Кузбасс”.

Ход урока

1. Организационный момент, самостоятельное определение темы урока учащимися.

- Здравствуйте! Добрый день!

- Урок у нас сегодня необычный: мы попробуем соединить в одном уроке две дисциплины: географию и письмо.

- И вести мы его будем вдвоем: учитель географии (представление), и учитель письма (представление).

- А вы нам будете помогать.

Учитель письма.

- Мы предлагаем вам тему сегодняшнего урока определить самостоятельно.

Для этого вам необходимо выполнить следующее задание: прочитайте, пожалуйста, внимательно предложения, которые написаны в ваших листах – карточках под № 1 и ответьте на вопрос: “Какой общей темой они объединены?”

(читают под мелодию “С чего начинается Родина”)

Слайд 1

  1. “И в буднях эпохи,
    И в каждом из нас
    Пульсирует гордое имя - Кузбасс!” Г.Юров
  2. “Кузбасс – земля особенного рода” В.Иванов
  3. “Кузбасс и Россия
    Вы сердце мое и душа” Г.Юров
  4. “Зато для меня наш Кузбасс-
    Это лучшее место в России:
    Это дом мой, работа, друзья и родня” О.Гарбузова

- Так что же объединяет строки из стихов совершенно разных поэтов?

- Конечно, любовь и гордость за Кузбасс, за свою “малую” родину.

Своя малая родина, свое место, где ты родился, жил, есть у каждого человека.

Для кого-то это Красноярский или Хабаровский край, Кубань или Подмосковье, а для нас это до боли близкий нам Кузбасс.

Из этих строк из стихов кузбасских поэтов, выберите, пожалуйста, одно, наиболее понравившееся вам. И постарайтесь прочитать его так, чтобы все присутствующие убедились, что Кузбасс – это лучшее место в России.

- Спасибо.

А теперь попробуем сформулировать тему урока.

- Отлично. Тема нашего урока звучит так: “Моя малая родина – Кузбасс”,

а эпиграф:

“Мы гордимся тобою, любимый Кузбасс,
Как и нашей великой Россией!”
Н. Булганина

Слайд 2 “Моя малая родина – Кузбасс”

- На уроке мы будем говорить о своей “малой” родине, повторяя при этом имена существительные и прилагательные по русскому языку.

Вопросы есть? Начинаем.

2. Основная часть урока.

Слайд 3 Символика России

герб гимн флаг

- Что изображено на этом слайде? (слайд 4 “Флаг, герб, гимн”)

- Что объединяет их с точки зрения русского языка?

- Верно. Что вы можете сказать о них? Назовите их грамматические признаки.

- На правописание каких слов следует обратить внимание?

Проверочный слайд 5

  • Имена существительные
  • Нарицательные
  • Неодушевленные
  • Мужской род
  • 2-е склонение
  • Единственное число
  • Именительный падеж

Учитель географии. Слайд 6 Кузбасс на карте России

- Кузбасс является частью огромной, необъятной России.

- В Кемеровской области, как субъекте Российской Федерации, есть своя символика: герб, флаг, гимн.

 

Слайд 7 Символика Кемеровской области

Слайд 8 Герб Кемеровской области

- В центре герба треугольник черного цвета. Что обозначает усеченный треугольник черного цвета в центре герба? (уголь).

 

Слайд 9 Шахтеры

Слайд 10 Спасатели

В Кузбассе разведаны огромные запасы угля. Быть шахтером почетно. Среди них много героев труда. Но уголь скрыт глубоко под землей, а она не желает просто так расставаться со своим богатством.

Взамен угля, к сожалению, иногда забирает жизни горняков.

В Кемерове, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтерах Кузбасса.

Учитель письма

Слайд 11 Монумент “Память шахтерам Кузбасса”

“В Кемерове, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтерах”.

- Ребята, это предложение напечатано у вас в карточках – листах под №2.

- Почему одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой?

- Приведите пример, как имена собственные “превращаются” в имена нарицательные.

 Слайд12

Шахтер Кузбасса
Стадион “Шахтер”
Кемерово – кемеровчане

Учитель географии

- Чем знаменателен для Кузбасса 2013 год? (юбилейный, 70-летие Кемеровской области) слайд 13

Слайд 14 70 лет Кемеровской области

- К 70-летию родного края в декабре 2011 года стартовал интернет – конкурс “7 чудес Кузбасса”, итоги которого были подведены в марте 2012.

Учитель письма

- Путем открытого интернет - голосования жители региона выбрали самые значимые достопримечательности – 7 чудес Кузбасса. И монумент “Память шахтерам Кузбасса” скульптора Э.Неизвестного входит в эту семерку.

Слайд 15 Монумент “ Память шахтерам Кузбасса”

Учитель географии

- Мы попытаемся, не сходя с места, побывать в остальных 6-ти удивительных местах, которые выбрали наши земляки. Путешествуя, мы будем постепенно знакомиться с этими удивительными местами

- Отправляясь в путешествие, нам необходимо взять с собой атласы, физическую карту Кемеровской области и хорошее настроение. Все необходимое перед вами.

- Предлагаем отправиться в одно из красивейших мест нашей области.

- Вот описание его нахождения на карте.

- Найдите его на карте и отметьте .

Слайд 16 В горном массиве Кузнецкого Алатау, на ю-в области расположена самая высокая вершина – г. Верхний Зуб ( 2178 м над уровнем моря) (Поднебесные Зубья)

Слайд № 17 Поднебесные Зубья

Image5452.jpg (56242 bytes)

Учитель письма

- Ребята, в интернет - голосовании участвовало более 25 тысяч человек и 1274 из них проголосовали за Поднебесные Зубья, тем самым, обеспечив ему 1-е место среди “7 чудес Кузбасса”.

Учитель географии

Слайды 18-24 Описание природы Поднебесных зубьев

“Тысячелетняя тайга. Снежники прямо в лесу, когда воздух + 20 градусов. Все времена года в шаговой доступности от палатки. Огненно рыжие огоньки, небесно – синие водосборы, нежно – сиреневый венерин башмачок, солнечно – желтый золотой корень, плюс бесчисленное множество других необыкновенно нежных сибирских цветов.

Вода в озерах такая, что камни на трехметровой глубине кажется совсем рядом.

Небо в двух шагах впереди, за гребнем перевала. Вы когда – нибудь видели горизонт за 100 километров? Простор на все стороны света”.

Учитель письма

Замечательное описание природы Поднебесных Зубьев!

- Слова какой части речи делают этот текст таким красивым? (прилагательные).

В листах - карточках вы видите задание 3. В тексте подчеркнуть прилагательные.

Слайд 25

“Тысячелетняя тайга. Снежники прямо в лесу, когда воздух + 20 градусов. Все времена года в шаговой доступности от палатки. Огненно рыжие огоньки, небесно – синие водосборы, нежно – сиреневый венерин башмачок, солнечно – желтый золотой корень, плюс бесчисленное множество других необыкновенно нежных сибирских цветов”.

Слайд 26 Проверочный

Учитель географии

- В лесах Кемеровской области ,кроме удивительных растений ,встречаются разнообразные животные. Вы видите небольшую часть животных на картинках в нашем классе (картинки разложены в разных местах класса).

Возьмите, пожалуйста, картинки с изображением животных, которые встречаются в наших лесах (на некоторых картинках изображены животные Африки, Австралии) и выйдите к доске.

Учитель письма

Ф и з м и н у т к а (слайд 27, 28. Звучит музыка)

- Задание: распределиться по склонениям.

1 склонение: белка, лиса, росомаха, ондатра, ласка

2 склонение: бобр, лось, заяц, медведь, соболь, волк

3 склонение – рысь.

Учитель географии

Работа в группах

- С этого момента наши маршруты расходятся.

-Каждая группа пойдет своим путем к следующим двум чудесам, выбранными кузбассовцами.

- А где они находятся, вы определите сами, пользуясь атласом и данными “координатами”.

(одна группа движется в район “Азасской пещеры”, а вторая группа к скульптуре “Золотая Шория”. Учитель снимает с магнитной доски фотографии с изображением достопримечательностей и выдает каждой группе).

-Задание. Советуясь в группе, определить по атласу расположение 2-х чудес Кузбасса, выйти к доски и отметить на физической карте Кемеровской области.

Слайд 29 “Азасская пещера”

“Расположена в Горной Шории на юге области, в дремучей тайге, недалеко от поселка Усть-Кабырза”.

Скульптура “Золотая Шория”.

“Скульптура установлена в самом южном городе Кузбасса – это город начинается на букву Т . . . . . . . Всего 8 букв”.

Слайд 30 - 32“Азасская пещера”

- Памятник природы Азасская пещера расположен в Таштагольском районе в дремучей тайге. Общая протяженность пещеры составляет 7 км. Прямо из пещеры вытекает ручей под названием Азас. И пещера называется Азасская.

Учитель письма.

Это глухое место прославилось несколько лет назад. А что послужило причиной такого пристального внимания к данной пещере вы узнаете, составив предложение из набранных слов.

Слайд 33 “существо, они, местные, охотники, утверждают, здесь, что, лохматое, видели, огромное”.

Проверочный слайд 34

“Местные охотники утверждают, что они видели здесь огромное лохматое существо”

Учитель географии

- Несколько лет назад местные охотники увидели недалеко от пещеры большое лохматое существо трехметрового роста.

- При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры.

Было выдвинуто предположение, что Азасская пещера является жилищем снежного человека.

Слайд 35 Снежный человек

Слайд 36-37 “Азасская пещера”

- Правда это или вымысел мы не знаем, но то, что возле пещеры нет ни оводов, ни слепней, ни мошек, заставляется задуматься о подлинности этой версии.

И неважно, живет здесь снежный человек или нет, главное- какая здесь красота!

- И вторая группа туристов правильно определила месторасположение скульптуры “Золотая Шория”.

Учитель письма

Слайд 38 “Золотая Шория”

- Скульптура “Золотая Шория” установлена в г. Таштаголе, в парке на берегу Кондомы. Она символизирует преемственность поколений, добросердечное приветствие и является настоящим украшением города Таштагола – столицы Горной Шории.

Учитель географии

- Ребята, к северу от Таштагола в городе Новокузнецке есть еще одно чудо Кузбасса – Кузнецкая крепость.

Слайд 40-42 “Кузнецкая крепость”

(фото прикрепляется к карте у доски)

- Строительство каменной крепости было начато в 1800 по распоряжению императора Павла I для защиты от нападения вражеских племен кочевников.

- В наше время Кузнецкая крепость является памятником истории, военно-инженерного искусства и архитектуры федерального значения.

Учитель письма

Слайд 43 “В пещере, на крепости, о Снежном человеке”

В листах-карточках задание № 5.

- Определите падеж

- Почему у существительных, стоящих в одном падеже, разное окончание?

Учитель географии

Слайд 44-45 Катер. Виды реки Томи

- Путешествие наше продолжается. Садимся на катер, плывем вниз по течению реки Томи, главной водной артерии Кузбасса, и любуемся ее красотами (звуки плеска воды).

- Ребята, назовите населенные пункты, которые располагаются на р. Томи (пользуйтесь атласом на стр. 3).

Учитель письма

На ваших листах – карточках названия этих населенных пунктов напечатаны под № 6.

Слайд 46

  • Деревня Ячменюха,
  • деревня Салтымаково,
  • поселок Крапивинский,
  • город Кемерово

- К какой части речи они относятся?

- Это существительные собственные или нарицательные?

- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Названия городов, сел заключаются в кавычки?

Слайд 47

“Мы приближаемся к музею томская писаница”.

- Есть ли у вас замечания по написанию данного предложения?

- Из каких слов образовалось название?

Проверочный слайд 48

Мы приближаемся к музею “Томская Писаница”.

За эту местную достопримечательность проголосовало 1258 человек. Она вышла на 2-е место после Поднебесных Зубьев, уступив всего 13 голосов.

Учитель географии

Слайд Томская Писаница

- Что вы знаете о Томской Писанице? (ответы детей).

- А что послужило основной причиной создания, теперь уже всемирно известного музея Томская Писаница?

- Почему так называется?

- Вдумайтесь в название - Томская Писаница.

Слайд 49-51 Наскальные рисунки

Правильно. Наши дальние предки оставили свои послания в виде наскальных рисунков, в которых отражен быт, обряды древних людей.

Ученые обнаружили 280 наскальных рисунков, относящиеся к IV тысячелетию до н.э.

Слайд 52 6 чудес Кузбасса

- Итак, сколько мест мы уже посетили?

- Верно. Обратите внимание: на карте отмечено 6 уникальных мест нашей малой Родины, где мы с вами побывали.

- Осталось последнее чудо, 7-е чудо Кузбасса, которое мы должны увидеть.

Мы приближаемся к нему. Это город-музей под открытым небом, который расположен немного севернее пгт Верх- Чебулы.

- Что это за город? (Мариинск) (слайд 53)

Учитель письма

- Ребята, вы заметили, что в некоторых собственных существительных скрываются малые тайны, которые можно разгадать, если вдуматься в значение этих слов, потому что имена существительные, которыми названы либо музеи, либо город или улица могут рассказать о них немало интересного.

Мы убедились в этом, подумав над названием Томская Писаница.

Слайд 54-55 Мариинск

- Можем ли мы получить какую – либо информацию об этом городе по его названию, собственному существительному – МАРИИНСК?

- В честь кого назван город?

- Раньше город назывался Кийск, поскольку он стоял и сейчас стоит на р. Кия.

Мариинском же назвался не просто так, а по царскому указу в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II.

- Как образовалось существительное Мариинск?

(разобрать слово по составу)

Слайд 56

1. Мари + ин + ск

2. Ма + риин +ск

3. Мари + инск (какой вариант правильный)

Учитель географии

- Мариинцы помнят свои исторические корни. В 2007 году в центре города был установлен памятник императрице Марии. И, как говорят жители города, прислонившись к голубю в руках Марии, можно загадывать желание.

Слайд 57 Памятник императрице Марии в г. Мариинске

Слайд 58-60 Мариинск

- В городе Мариинске много старинных строений, а улица Ленина почти вся – исторический памятник старинного каменного и деревянного зодчества.

Учитель письма

К сожалению, подходит к концу наше путешествие. Мы побывали в замечательных местах, расположенных в разных краях нашей области.

3. Подведение итогов урока

Чтобы подвести итог, выполним небольшое задание.

В карточках под 8 напечатаны две группы существительных: нарицательные и собственные. Нужно соединить их так, чтобы в результате получилось 7 названий чудес Кузбасса.

Мариинск крепость
Азасская монумент
“Горная Шория” город
“Томская Писаница” музей
Кузнецкая горы
Поднебесные Зубья скульптура
“Память шахтерам Кузбасса” пещера

- Спасибо. Вы замечательно справились, молодцы!

Какие слова возникают у вас в памяти в связи со словом Родина?

- Что вы вкладываете в понятие Родины?

- Что такое Родина? Как вы это понимаете?

- Назовите родственные слова.

  • Род,
  • родители,
  • родня,
  • родственники,
  • родник

(звучит музыка “Родительский дом”)

- Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне.

- Это что-то родное, очень близкое, свое по рождению, по духу. Значит, Родина для каждого начинается со своего дома, со своей семьи, со своего поселка, со своей области, т.е. с малой родины. Может быть, кому-то это место покажется ничем не примечательным, но нашему сердцу здесь все близко и дорого. Будь это хоть большие и красивые 7 чудес, хоть маленький домик с крылечком, по которому мы выходим из дома.

Учитель географии

Родина – слово большое-большое,
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый. Родная квартира,
Школа родная и я.

Любите родину, ее поля и шири,
Деревни малые, большие города.
Любите Родину за то, что в целом мире
Такой не будет в жизни НИКОГДА!

- Путешественники привозят домой воспоминания, сувениры, подарки близким.

Вот и мы в конце нашего путешествия дарим вам фотографии тех мест, где мы сегодня побывали. Пусть они напоминают вам о школе, о друзьях и обо всем том, что зовется малой родиной (раздаются фотографии).

- Ребята, расскажите о том чуде Кузбасса, которое вам досталось (ответы детей).

- Выставление отметок за работу на уроке.

Всем спасибо!