Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.
Задачи:
- Познавательные: Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов. Научить составлять уравнения О–В реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.
- Регулятивные: умение самостоятельно планировать свою деятельность, логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать, находить положительные моменты и ошибки. Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций.
- Личностные: умение доказывать свою точку зрения, приводить примеры из личной практики.
- Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности.
- Коммуникативные: умение работать в парах, в коллективе.
Методы обучения: фронтальный, проблемный.
Средства обучения: презентация, таблица классификации кислот, растворимости кислот, электрохимический ряд напряжений металлов, учебники, тесты, инструкция, оценочные листы.
Реактивы на столе: растворы медного купороса, железный гвоздь, гидроксид натрия.
План урока:
1. Организационный момент. Мотивация.
2. Актуализация знаний. Повторение опорных знаний.
3. Новая тема: Окислительно – восстановительные реакции.
4. Этапы составления уравнений методом электронного баланса.
5. Закрепление. Осознание и осмысление учебного материала.
6. Домашнее задание.
7. Итоги. Рефлексия.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. Мотивация. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Добрый день! В природе постоянно идут превращения веществ, которые выражают с помощью химических уравнений. Вокруг нас постоянно происходит множество химических реакций, без которых наша жизнь невозможна. Сегодня на уроке: 1. Вы узнаете, что такое окислительно – восстановительные реакции. 2. Вы узнаете, что такое окислитель, восстановитель. 3. Вы научитесь расставлять коэффициенты методом электронного баланса. 4. Вы узнаете, какое значение имеют ОВР в природе и жизни человека. 5. Вы приятно удивитеь: оказывается вы знаете уже так много! |
Слайд№1 Слайд №2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос: Чему должны научиться на уроке? 1) Определять СО элементов. 2) Научиться составлять ОВР. 3) Научиться расставлять коэффициенты методом электронного баланса. |
Ответы детей: – Определять степень окисления - Научиться составлять ОВР Слайд №3 |
||||||||||||||||||||||||||||||
На ваших столах лист самооценки. Каждый
из вас в течение урока будет оценивать свою
работу на этапах. В конце урока вы поставите себе
итоговую оценку.
Итоговая оценка: |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Повторение опорных знаний. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1. Повторим основные понятия: Что такое степень окисления? 2. Выполняем задание. Определите степень окисления атомов в следующих соединениях: CI2, HCI, SO2, H2S, MnO2, H2CO3, Zn, HNO3, KMnO4 |
СО – условный заряд элемента,
рассчитанный исходя из условия, что все связи в
соединении ионные. Слайд №4 Слайд №5 |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Давайте запишем следующие уравнения
реакций: а) Окисление железа кислородом воздуха
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3 |
Слайд №6 ржавление железа (Ржавый железный гвоздь) |
||||||||||||||||||||||||||||||
б) Образование угольной кислоты из
углекислого газа и воды CO2 + H2O= H2CO3 |
Газированный напиток | ||||||||||||||||||||||||||||||
Расставьте степени окисления
химических элементов в уравнении. Какие возникли затруднения? Чему равна с.о. в простых веществах? В простых веществах СО химических элементов равна нулю. Алгебраическая сумма положительных степеней окисления и отрицательных степеней окисления = 0. Чем отличаются реакции? |
? Степень окисления в простых веществах равна 0. В первой реакции с.о. веществ изменились, а во второй нет. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Как называются реакции в результате
которых у химических элементов меняются степени
окисления? Такие реакции, в результате которых у химических элементов меняются степени окисления называются окислительно-восстановительными. (запишите определение) (оцените себя на этом этапе урока) |
? | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Окислительно-восстановительные реакции | |||||||||||||||||||||||||||||||
1. Внимание! Девочка 8 класса дома, случайно разбила ртутный градусник. Подруга ей предложила собрать ртуть пылесосом. Испугавшись, она взяла веник, замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. а) Что вам известно по этой проблеме? Сбор ртути пылесосом категорически запрещен, т.к. металлическая ртуть, попадая в разогретое “нутро” пылесоса немедленно переходит в парообразную форму, которая выдувается с потоком выходящего воздуха и концентрация паров ртути возрастает на порядок. Ртуть прекрасно прилипает к свинцу или олову – т.е. к любой луженой поверхности. Банка из–под тушенки вполне подойдет. Можно ртуть засыпать порошком серы. Это приводит к образованию нерастворимого и нетоксичного сульфида ртути, которое является очень устойчивым соединением. И так, химические знания просто необходимы для жизни человека. Химия – это наука, которая тесно связана с нашей жизнью. |
Дети отвечают по-разному. |
||||||||||||||||||||||||||||||
б) Какая реакция происходит при этом? (Но данная реакция с порошком серы при комнатной температуре идет очень медленно и не может гарантировать полное связывание ртути) Запишите уравнение реакции взаимодействия серы с ртутью. Hg + S = HgS (доска) Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении. |
Формулируют собственные затруднения. Слайд №7
Слайд №8 |
||||||||||||||||||||||||||||||
в) Что произошло со степенями окисления
в данном уравнении? Какая это реакция? По какому признаку определили? |
Изменились у ртути и у серы. ОВР Изменились С.О. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Что же произошло с элементами
изменившим С.О.? – Как изменилась СО у ртути?. – как изменилась СО у серы? Запишем уравнение: Hg0 – 2e > Hg+2 восстановитель, окисляется – процесс окисления S0 + 2e > S-2 окислитель, восстанавливается, – процесс восстановления Что называют окислением? Что называют восстановлением? г) Откройте учебник параграф 43 найдите определение. |
? понизилась повысилась
Слайд №9 Слайд №10 Освоение новых знаний. Окисление – процесс отдачи электронов, который сопровождается повышением положительной С.О. и уменьшением отрицательной. Восстановление – процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением положительной и увеличением отрицательной С.О. атомов. |
||||||||||||||||||||||||||||||
д) Может ли процесс окисления протекать
без процесса восстановления? Какой вывод можно сделать? 2. Выполняем задание. На столах у вас карточки. Выполняем работу по инструктивным карточкам. Внимательно читаем. При выполнении практической части работы соблюдаем правила техники безопасности. Внимание! Будьте оперативны. Время ограничено. Инструкция. Выполните лабораторную работу: 1) Взаимодействие сульфата меди (II) с щелочью гидроксидом натрия. 2) Взаимодействие сульфата меди(II) с железом. Ответьте на вопросы: 1. Что наблюдаете? 2. Запишите уравнения реакций. 3. Расставьте степени окисления для каждой формулы исходных веществ и продуктов реакции. 4. Какая из этих реакций является окислительно-восстановительной? 3. В химическую реакцию вступают реальные вещества, поэтому: Вещество, в состав которого входит элемент, способный отдавать электроны и увеличивать положительную С.О. называют восстановителем. В процессе ОВР восстановитель окисляется. К восстановителям относят вещества, в которых химические элементы проявляют мин. степень окисления: металлы, молекулярный водород, сероводород, аммиак, оксид углерода(II) и др. Вещество, в состав которого входит элемент, способный присоединять электроны (при этом его положительная степень окисления понижается, а отрицательная увеличивается) называется окислителем. В процессе ОВР окислитель восстанавливается. К ним относят вещества, имеющие макс. степень окисления: галогены, кислород, кислоты, перманганат калия. Оцените себя на этом этапе. |
Нет. Вывод: Процессы восстановления и окисления между собой взаимосвязаны. Слайд №11
Парная работа Выполнение практической части урока.
Слайд №12
Слайд №13 |
||||||||||||||||||||||||||||||
4. Этапы составления уравнений методом электронного баланса. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1.Метод электронного баланса применяют
для записей электронных уравнений процессов
окисления - восстановления. 2.Запишите уравнение реакции: Zn + HNO3 —> Zn(NO3)2 + NO +H2O Почему вы решили, что это реакция ОВР?Назовите окислитель и восстановитель. Докажите свой ответ.
Метод электронного баланса позволяет расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях. Задание: Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. 1) HCI + MnO2 —> CI2 +MnCI2 +H2O 2) KMnO4 + HCI —> KCI + MnCI2 +CI2 +H2O |
Записывают в тетрадях.
Реакция, протекающая с изменением С.О.
Слайд №14
Самостоятельная работа. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Какая закономерность прослеживается? Окисление всегда сопровождается восстановлением и наоборот, т.е о-в реакции представляют собой единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления. |
Количество отданных и принятых электронов должно быть равно. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Где в жизни мы можем встречаться с ОВР? Оцените себя на данном этапе |
Сообщение ученика Слайд №15 |
||||||||||||||||||||||||||||||
5. Закрепление. Осознание и осмысление учебного материала. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Проверим себя. Выбираем задание: 1. Выполните задание на карточке: Выберите из списка окислительно–восстановительные реакции и выпишите их в тетрадь: СаСО3 —> СаО + СО2 KMnO4 —> K2 MnО4 + MnО4 + О2 CuS + О2 —> СuО + SО2 2. Теcт “Пятерочка” 1. Значение ОВР в природе:
2. Окисление – это процесс:
3. Значение ОВР в жизни человека:
4. Восстановление – это процесс:
5. В окислительно-восстановительной реакции происходит:
Оцените себя на данном этапе |
Слайд №16
Самопроверка. Слайд №17 |
||||||||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Параграф 43, упр. 7 стр.152, тестовое задание. | Слайд №18 | ||||||||||||||||||||||||||||||
7. Итоги. Рефлексия. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Как вы оценили себя на протяжении всего
урока. Поставьте итоговую оценку. У кого оценка “5”, у кого “4” - ? |
Подводят итоги. Слайд №19 Поднимают руки |
Используемая литература
1. Химия 8 класс, Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., М: Просвещение 2012
2. Окислительно-восстановительные реакции. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И., М: Просвещение 2006
3. Дидактический материал. Радецкий А.М., М: Просвещение 2013