Обработка древесины

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Введение

Художественная обработка дерева у многих народов нашей страны - самый развитый и наиболее древний вид декоративного искусства. Советские археологи открыли деревянные скульптурные изображения зверей и птиц в пятом веке на Алтае, утварь с орнаментальной резьбой от девятого до пятнадцатого веков – в Новгороде. Древнерусские корабелы из прямоствольной сосны строили морские и речные суда. Борта и надстройки волжских мокшан и расшив украшали рельефной резьбой, а под бушпритами боевых кораблей-галиотов и корветов красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Плотники-древоделы из толстых бревен, иногда достигающих диаметра 50 см, возводили храмы, терема, строили дома и другие хозяйственные помещения.

Дворцы, терема и храмы щедро украшали объемной, рельефной и ажурной резьбой. За красоту и богатство резного убора дворец в Коломенском современники считали одним из чудес света. В семнадцатом-восемнадцатом веках эти виды резьбы применяли в оформлении иконостасов , дворцовых интерьеров и мебели.

До наших дней в Поволжье, на русском Севере, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома-произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокие фронтоны некоторых северных и уральских домов завершаются мощными бревнами – охлупнями с вырезанными на одном конце головами рогатого оленя, крутогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца покрыты рельефным растительным узором либо пропильным геометрическим орнаментом.

В Поволжье получила распространение подкрашенная плоскорельефная и рельефная резьба, для которой характерны белый или голубой углубленный фон и суриково-красные или золотистые изображения добродушных львов, русалок-фараонок, птиц-сиринов с распущенными веером хвостами и оплетающие их виноградные лозы и акантовые побеги. Если для архитектурной резьбы характерны крупные монументальные формы, им соразмерным. Праздничные сани-кошовки и выездные телеги, дуги, ткацкие станы, прялки ,вальки для выколачивания белья, трепала для льна рубеля- крестьянские утюги, посуду разного назначения и размеров щедро покрывали узорочьем геометрической ,контурной и скобчатой резьбы.

Как в архитектурной, так и в украшающей утварь резьбе почти все мотивы имели определенный смысл, во многом связанный с древними языческими представлениями наших предков.

С помощью простых инструментов народные мастера выдалбливали красивые по очертаниям удобные в пользовании корыта, сельницы, ночевки, резали ковши, скопкари, ендовы. Массивную долбленую посуду с толстыми стенками, обеспечивающими необходимую прочность изделиям испытывающим перегрузки, например ступы или блюда для резки мяса и овощей, почти никогда не украшали. Праздничную посуду, напротив, покрывали резным орнаментом, и древесину для нее подбирали с интересным природным рисунком. Это можно увидеть на башкирских кувшинах и якутских кубках для кумыса – чоронах.

Декоративность резной и долбленой деревянной посуды (приложение 1) не умаляет их утилитарности. Все названные сосуды отвечают требованиям функциональности, им присущи вместительные емкости, устойчивые формы с удобно расположенными ручками. Относительно небольшая поверхность верхнего уровня налитой в них жидкости исключает ее расплескивание.

Удивительным разнообразием отличаются широко распространенные в прошлом деревянные ложки.

Наиболее древняя ложка, найденная в Горбуновском торфянике на Урале, имела видимо, ритуальное назначение. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачок и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой.

Уместно сказать, что в нашей народной культуре эти символы своими корнями уходят в дохристианский период, когда на Руси еще почитали языческих богов.

С помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие наших предков от различных напастей.

К примеру, считалось, что изображение птицы на какой-либо домашней утвари приносит счастье. (Смотри приложение 3).

Если вырезали коня, то также ждали в доме Божьей благодати. Такого коня с магическими знаками называли оберегом» Подобные предметы оберегали человека, жилище от всевозможных бед.

В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи домовые, духи леса, лошадиные духи. (Смотри приложение 3).

Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было прикосновение ножа к дереву произнося при этом заклинания. Если сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно его было только за 365 прикосновений 360 прикосновений, то хозяйский конь на пять дней в году останется беззащитным. Если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу. Великим грехом считалось раскрыть тайну заговора, магических слов или посвятить в таинства совершеннолетнего.

А такой изображенный на рисунке идол (Смотри приложение 4) охранял деревню. Выполняли его пятьюдесятью двумя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4—5 метров) у въезда в селение, дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней, разбойников.

Языческая вера (вера в существование многообразия богов и духов) отразилась и на строительстве жилища. Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью геометрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца — полдень — представляли более крупно и многогранно. Горизонтальная доска с нависшими каплями означала хляби небесные.

Позже украшения дома теряют свою мифологическую подоплеку. Резные детали дома начинают носить только декоративный характер.

Украшая дом снаружи, народные умельцы не забывали и о предметах быта, которыми пользовались ежедневно: стол, скамья, полка, разделочная доска, ложка, солонка. И здесь геометрическая резьба имела преимущество перед другими видами резьбы. Большим многообразием декоративной отделки отличались ложки (Смотри приложение 2), И это немудрено. Ведь ложка — основной «инструмент» на столе. И нужен он ежедневно. Даже тогда, когда ложки стали делать из металла, деревянная ложка не была предана забвению, так как имела немалые преимущества перед своей металлической «сестрицей». И, прежде всего, она не обжигала рот своему владельцу. Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это из соображений гигиены — «чтобы заеды не попадали» (заедами, называли язвочки в углах рта, появлявшиеся в результате беспорядочного пользования одной ложкой многими членами семьи) В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Петр I, отправляясь в путешествие по Европе, брал всегда с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших почетного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил свое здоровье и не желал рисковать им понапрасну. Изначально каждый крестьянин, помимо своего основного труда — работы в ноле, — занимался строительством дома (Смотри приложение 4), благоустройством жилища, изготовлением предметов быта. Но постепенно происходило разделение труда. И те умельцы, которые лучше других могли построить дом, вырезать ложку, изготовить деревянную посуду, оставили работу в поле и стали зарабатывать себе на хлеб плотницким да столярным искусством, И уже из этой среды выделились резчики, которые объединялись в артели.

Известно, что еще в X веке в Киеве существовали резчицкие мастерские, которые занимались декоративной отделкой жилища и предметов быта. А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положившие начало созданию оружейной пала.

В XVIII веке большое количество мастеров-резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.

Необходимо заметить, что развитие резьбы по дереву не всегда поддерживалось государством. В XIX веке, когда Россия встала на путь капиталистического развития, богатые люди, меценаты, выделяли значительные суммы на поддержание народных талантов. Уместно назвать имя управляющего Ярославской железной дорогой, блестящего дельца, миллионера Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович был всесторонне одаренным человеком; прекрасно пел, играл на фортепьяно, был скульптором и драматургом, занимался режиссурой. И ко всему этому имел великолепный дар распознавать таланты. Можно назвать десятки имен, представляющих гордость нашей культуры XIX века, которым Мамонтов помог материально во время становления их мастерства и которые были под его опекой. Поленов, Репин, Васнецов, Серов, Врубель, Шаляпин, Левитан, Рахманинов — много еще можно было бы вспомнить знаменитых имен, но и этих вполне достаточно, чтобы преисполниться глубочайшей благодарностью к Савве Ивановичу Мамонтову.

На средства его был создан и «Мамонтовский кружок», члены которого построили столярную мастерскую и решили приобщать ребятишек близлежащих от поместья Мамонтова деревень к народным промыслам. Ребята обучались в мастерской бесплатно и через три года, получив в подарок верстак и набор инструментов, начинали работать самостоятельно. Среди них учились братья Вася и Миша Ворносковы.

Впоследствии Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В советский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создает резчицкую артель «Возрождение», которая преобразована ныне в Абрамцевское художественно-промышленное училище» где готовят мастеров народных художественных промыслов. Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием так называемой кудринской резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы.

В настоящее время искусство резьбы по дереву получило большое распространение не только в сельской местности, но и в городах. Так, в Москве и Санкт - Петербурге существуют детские и взрослые коллективы декоративно-прикладного творчества, взращивающие новые поколения мастеров резьбы. Этот факт говорит о том, что подлинно народное искусство никогда не умрет. Ну а вы, уважаемый читатель, можете сделать свой вклад в развитие этого вида искусства, освоив уроки геометрической резьбы.

Много разновидностей деревянных ложек существовало в древнем Новгороде. Среди них обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком Новгородские ложки украшали резьбой и росписью: орнамент плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок, обрамлял лопасть. На русском Севере в восемнадцатом веке были известны ложки репчатые вологодского дела, т. е. ложки с округлой формой черпачка, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шаровые с костьми, коренные с костками, или ложки с присадкой морского зуба, т.е. инкрустированные костью, моржовым клыком.

Необычайно разнообразными по формам и украшению были орудия женского труда-прялки. Среди них различаются коренухи, вырезанные из прикорневой части дерева, и составленные, у которых ножка с лопастью или гребнем (вертикальная часть) вставляется в гнездо донца(горизонтальная часть).К корневым относятся многие вологодские ,архангельские ,каргопольские ,некоторые ярославские и костромские прялки .Составные прялки в виде донца с гребнем были широко распространены в районах Поволжья и южнее Волги, а с лопастью -на Урале и в Сибири. Многие из них, правда в разной степени и в разной технике, но всегда гармонично украшались резьбой. Несмотря на простоту составляющих ее элементов –углубленных линий, округлых лепестков, треугольников, квадратов, розеток, выполненных в контурной, скобчатой или трехгранно-выемчатой технике, композиции прялочной резьбы отличаются красотой и богатством ритмов. Резьба на прялках покрывала преимущественно лопаску, причем на лицевой внешней стороне размещалась главная композиция, тогда как внутренняя, которую обычно закрывала льняная или шерстяная кудель ,украшалась скромнее.

Такой же углубленной резьбой наряжали вальки, рубеля и батаны ткацких станов. Нередко основу композиции составляли разновеликие розетки с прямыми либо серповидными лучами, а остальная поверхность заполнялась мелкими геометрическими фигурками сеточкой из контурных линий.

Своеобразной областью народного творчества стало изготовление пряничных досок. Они представляют собой деревянные формы, чаще всего прямоугольные, реже – круглые, по периметру которых расположен небольшой бортик, а в центре вырезано какое-либо изображение-птица, зверь или сложная композиция с обегающей ее каймой надписью.

С помощью пряничных досок на тесте отпечатывали рельефный узор. Видимо, отсюда и пошло название этих любимых в народе лакомств, известных еще в былинные времена как пряники печатные.

Пряники сопровождали многие ритуалы. Невесте на свадьбу преподносили пряник, который в конце празднества по частям раздавали гостям, что напоминало об окончании торжества. Особые пряники, длиной до метра, делали «в почесть», «в знак чести». В надписи на почетной пряничной доске, выполненной в зеркальном отражении, указывали имя человека, кому его предназначали: «Дарю сей пряник Димитрию Ивановичу и Наталье Ефимовне в знак чести». Надписи являются существенными элементами композиций почетных пряников. По шрифту они близки к так называемому полууставу или вязи и гражданским шрифтам восемнадцатого века. В центральном поле их вырезали довольно сложные композиции с растительным узором из крупных плодов и массивных листьев, среди которых размещали изображения птиц, коней.

На хоромных и теремных пряничных досках вырезали терема с шатровыми крышами, птицами и флагами на флюгерах. Для детей делали фигурные пряники в виде птиц, лошадок, рыбок, кукол, а позднее – паровозов, пароходов и букв алфавита.

Наборные пряничные доски имели внутри ковчега от 4 до 120 миниатюрных изображений.

Самостоятельной областью пластического творчества народных резчиков является деревянная игрушка и скульптура. В прошлом деревянная игрушка занимала основное место в играх детей. Наиболее архаичны, выполненные из корневищ и сучков, игрушки Вологодской и Архангельской губерний, а также резные северные куклы «панки, фигурки коней и птиц Декоративностью отличаются лыковские коньки с круто изогнутой шеей, передающей норовистость быстрого коня, выполненные из плоских дощечек и поставленные на две пары колес.

Всеобщей любовью в девятнадцатом веке пользовалась богородская игрушка и скульптура. Остроумие и тонкий народный юмор, поэтизация образов и убедительная простота характерны для работ богородских мастеров. Богородская игрушка начала 19 века значительно отличается от деревянных игрушек русского Севера и Нижегородской губернии. Произведениям богородчани не свойственны фантастические или условно трактованные образы, их заменяют вполне реалистичные изображения барынь, гусаров сцен из крестьянской жизни, фигурок зверей домашних животных и птиц. Раскрашены они в два-три ярких цвета – красный, желтый, синий, реже – зеленый. Во второй половине 19 века основную массу богородских игрушек делали белыми. В неокрашенных игрушках по гладкой поверхности дерева разнообразными резными линиями изображали одежду, рисунок перьев птиц и фактуру шкуры зверей.

Полностью текст статьи представлен в Приложении.