Цели:
- Закрепить знания детей о том, что хлеб – самый главный и важный продукт питания.
- Закрепить знания детей о том, как выращивают зерно и производят хлеб.
- Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных.
- Учить дифференцировать звуки «б», «бь», «п», «пь» в словах.
- Обогащать словарь детей существительными.
- Вспомнить загадки и пословицы о хлебе.
- Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих.
Используемый материал:
- Колосья ржи и пшеницы.
- Испечённый каравай.
- Рушник.
- Наглядный материал с изображением различных хлебобулочных изделий и других продуктов питания.
- Картинки с изображением хлебобулочных изделий, названия которых начинаются со звуков «б», «бь», «п», «пь».
- Машинки, мешочки с зерном, обручи.
- Костюмы для жниц и косарей.
Количество слайдов: 32
Возрастные рекомендации: 6-7 лет.
ХОД ДОСУГА
1. Организационный момент
Дети садятся на стульчики.
Идет мальчик Тема. (Откусил хлеб и бросил его на
пол.)
Педагог (поднимает хлеб):
Тёма, разве тебе неизвестно, как с хлебом нужно
обращаться.
Тёма: Я уже наелся и мне больше не нужен
хлеб. Вот я его и выбросил.
Педагог: Как тебе, Тёма, не стыдно. Хлеб
– это самый важный продукт питания. Чтобы его
вырастить, нужно приложить много сил и труда.
Мальчик: Что? Хлеб трудно достается?
Пошел в магазин, купил, сколько хочешь и
никаких трудностей.
Педагог: Ты, Тёма, не прав и многого
не знаешь, оказывается. Давайте, ребята,
расскажем Тёме о том, как тяжело вырастить
зерно и получить вкусный и ароматный хлеб. Тёма,
ты готов посмотреть и послушать. Ну, тогда
будь внимательным.
2. Беседа о хлебе
Педагог: Ранней весной вышли в поле трактора. Сначала трактор тащит за собой плуг и пашет землю.
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром:
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем. (Слайд № 2)
Затем землю нужно пробороновать, т.е. разрыхлить вспаханную землю бороной.
На широкие долины
Вышли новые машины. (Слайд № 3)
Пашут землю, боронят для того, чтобы земля была
мягкая, рыхлая, чтобы хорошо впитывала воду
и посеянным зернышкам легче будет
всходить.
Сеют сеялки зерно.
Идет по полю сеялка, ровные бороздки
проводит, зерно в них сыплет и землей
прикрывает. (Слайд № 4)
Пригрело солнышко, и из земли, из крошечного
зёрнышка, появился маленький росточек пшеницы,
совсем ещё непохожий на румяный хлеб. Из ростков
выросла зеленая травка, а потом стебельки и на
них – колосья. (Слайд № 5)
Как уберечь эти росточки от неожиданных
заморозков или внезапной жары, от ливней и
ветров, от вредных насекомых и болезней?
Колоски надо удобрять, чтобы росли хорошо. Пока
хлеб растет — ни секунды свободной нет у
хлеборобов! (Слайд № 6)
А начнет хлеб созревать — новые заботы: не
сломались бы колоски, не полегли бы от ветров и
бурь, не осыпалось бы зерно!
Послушайте, как говорится об этом в
стихотворении:
Ты расти, расти, травинка,
Наливайся сладким соком,
Подымайся надо мною
Спелым колосом высоким!.. (Я. Дягутите. Земля)
Пройдет лето. Колосья станут сухие, золотистые,
а зерна — твердые.
Это значит, что хлеб созрел и теперь стоит
он золотою стеною.
(Слайд № 7)
Педагог загадывает загадку:
Золотист и усат,
В ста карманах сто ребят. (Колос)
Педагог: А сейчас, мы превратимся в колоски. Возьмите колоски в руки и вставайте в круг.
Игра на развитие координации речи и движений «Колосок»
(Педагог показывает движения, дети повторяют).
Посажу я в землю хлебное зерно. (дети присели).
Из земли поднимется колосом оно. (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске, (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке. (протягиваем ладони вперёд).
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели).
Весело потянутся к солнцу колоски. (потянулись, поднялись на носочки)
Не один уже, а вот, сколько их растёт. (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год. (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру, (повороты в сторону),
Как один я, столько хлеба соберу. (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно... (показали на ладошке зёрнышко),
Посажу-ка в землю – пусть растёт оно! (присели на корточки).
Далее педагог рассматривает с детьми колосья.
– Из чего состоит колос? (Стебель, зёрна,
усики).
– Расскажите, чем отличаются колосья ржи и
пшеницы. (Слайд № 8)
Дети: Стебель пшеницы толще, а ржи тоньше. Колос пшеницы короче, а ржи длиннее.
Педагог: Вот пришло время жатвы. Жатва — это труд с утра до позднего вечера. Упустишь время, осыплется зерно, пропадет урожай, выращенный с такими трудностями!
Дети рассказывают о том, что комбайны скашивают и обмолачивают хлеб, выгружают его в машины, другие машины увозят с полей валки соломы. (Слайд № 9)
Сколько в это зернышко
Вложено труда
Знают только солнышко,
Ветер и вода. (Слайд № 10)
Педагог: Перед вами тарелки с зернами пшеницы и ржи. Постарайтесь определить, где пшеничные зерна, а где ржаные. Чем отличается зерно пшеницы от зерна ржи? (Слайд № 11)
Дети: Ржаное зерно длиннее и тоньше, чем пшеничное; пшеничное зерно круглее, толще, чем ржаное. Ржаное зерно светлее, чем пшеничное.
Педагог: Куда везут зерно на машинах? (На элеватор) (Слайд № 12)
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно…
Проводится игра-эстафета «Кто быстрее перевезет мешки с поля на элеватор». Две команды по три человека перевозят поочередно мешочки с зерном. Побеждает та команда, которая быстрее и больше перевезла мешочков.
Педагог продолжает:
– С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из него получают муку. (Слайд № 13)
Едет хлеб на мельницу.
Здесь в любом количестве
Получается мука.
Далее богатырь-муковоз везёт муку на
хлебозавод. (Слайд № 14 )
Из муки замешивают тесто, тесто раскладывают по
формочкам, а затем выпекают хлеб.
На большом хлебозаводе
Станет тестом мука. (Слайд № 15)
Педагог спрашивает детей, что можно испечь из муки. Дети отвечают. Затем показ слайдов № 16, 17
Задание педагога для 2 детей: из всех картинок, лежащих на столе, выбрать те, на которых изображены мучные продукты. Задание нужно выполнить быстро и правильно. (Слайды № 18, №19)
Педагог: Ребята, вы все, конечно, видели как мама или бабушка замешивает тесто, чтобы печь пироги. Давайте вспомним, что для этого нужно. (Слайды № 20, №21)
Педагог вызывает 2 команды по 3 человека и дает задание на дифференциацию звуков «б», «бь», «п», «пь» – одна команда выбирает картинки мучных изделий, в названии которых есть звук «б» или «бь», а другая команда выбирает картинки мучных изделий, в названии которых есть звук «п» или «пь». (Слайды № 22, №23)
Педагог загадывает загадки:
1. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)2. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)3. Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет – урожай соберет. (Комбайн)4. Не море, а волнуется,
Спелым колосом красуется. (Хлебное поле)5. Черный хлебушек хорош!
Нам его подарит… (Рожь)6. Из рассыпчатой муки
Он печет нам пироги
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка. (Пекарь)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ:
- Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
- Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
- Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
- Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
- Хлеб в закромах – счастье в домах.
Педагог показывает картину И. Шишкина «Рожь»
и Г. Мясоедова «Косцы». (Слайды № 24,
№25)
Педагог обращает внимание на рисунки,
выполненные детьми по теме «Рожь» (Слайд № 26)
и аппликацию «Колоски». (Слайд № 27).
Досуг-презентация заканчивается музыкальной
композицией «Хлебное поле. Колоски. Косцы».
В композиции дети исполнили:
- Песню «Хлебушек» из сборника Е.И.Морозовой «Осенние праздники в детском саду», 2007, г. Тверь;
- Жнивные песни «Серпы золотые», «Уйди, туча грозовая», «Нива золотая» из методического пособия «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях», 2008, г. Санк-Петербург.
- Прозвучала музыка П.И.Чайковский «Времена года. Жатва. Август».
В конце композиции дети выносят на рушнике каравай. (Слайды № № 29, 30, 31)
Вот он хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло,–
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрно хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно потрудились на земле.
(С. Погореловский)