Занятие по теме "Хлебушек, хлебушек – всему ты голова"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Закрепить знания детей о том, что хлеб – самый главный и важный продукт питания.
  • Закрепить знания детей о том, как выращивают зерно и производят хлеб.
  • Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных.
  • Учить дифференцировать звуки «б», «бь», «п», «пь» в словах.
  • Обогащать словарь  детей существительными.
  • Вспомнить загадки и пословицы о хлебе.
  • Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих.

Используемый материал:

  • Колосья ржи и пшеницы.
  • Испечённый каравай.
  • Рушник.
  • Наглядный материал с изображением различных хлебобулочных изделий и других продуктов питания.
  • Картинки с изображением хлебобулочных изделий, названия которых начинаются со звуков «б», «бь», «п», «пь».
  • Машинки, мешочки с зерном, обручи.
  • Костюмы для жниц и косарей.

Количество слайдов: 32

Возрастные рекомендации: 6-7 лет.

Презентация

ХОД ДОСУГА

1. Организационный момент

Дети садятся  на стульчики.
Идет мальчик Тема. (Откусил хлеб и бросил его на пол.)

Педагог  (поднимает хлеб):  Тёма, разве тебе неизвестно, как с хлебом нужно обращаться.
Тёма: Я уже наелся и мне больше не нужен хлеб. Вот я его и выбросил.
Педагог: Как тебе, Тёма, не стыдно. Хлеб – это самый важный продукт питания. Чтобы его вырастить, нужно приложить много сил и труда.
Мальчик:  Что? Хлеб трудно достается? Пошел в магазин, купил, сколько  хочешь и никаких трудностей.
Педагог:  Ты, Тёма, не прав и многого не знаешь, оказывается. Давайте, ребята, расскажем Тёме  о том, как тяжело  вырастить зерно и получить вкусный и ароматный хлеб. Тёма, ты готов посмотреть и послушать.  Ну, тогда будь внимательным.

2. Беседа о хлебе

Педагог:  Ранней весной вышли в поле трактора. Сначала трактор тащит за  собой плуг  и  пашет землю. 

За лесами, за лугами
Раздается в поле гром:
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.     (Слайд № 2)

Затем землю нужно пробороновать, т.е. разрыхлить вспаханную землю бороной.

На широкие долины
Вышли новые машины.    (Слайд № 3)

Пашут землю, боронят для того, чтобы земля была мягкая, рыхлая, чтобы хорошо впитывала воду   и посеянным зернышкам легче будет всходить.
Сеют сеялки зерно.
Идет  по полю сеялка,  ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землей прикрывает.   (Слайд № 4)
Пригрело солнышко, и из земли, из крошечного зёрнышка, появился маленький росточек пшеницы, совсем ещё непохожий на румяный хлеб. Из ростков выросла зеленая травка, а потом стебельки и на них – колосья. (Слайд № 5)
Как уберечь эти росточки от неожиданных заморозков или внезапной жары, от ливней и ветров, от вредных насекомых и болезней?  Колоски надо удобрять, чтобы росли хорошо. Пока хлеб растет — ни секунды свободной нет у хлеборобов! (Слайд № 6)

А начнет хлеб созревать — новые заботы: не сломались бы колоски, не полегли бы от ветров и бурь, не осыпалось бы зерно!
Послушайте, как говорится об этом в стихотворении:

Ты расти, расти, травинка,
Наливайся сладким соком,
Подымайся надо мною
Спелым колосом высоким!.. (Я. Дягутите. Земля)

Пройдет лето. Колосья станут сухие, золотистые, а зерна — твердые.
Это значит, что  хлеб  созрел и теперь стоит он  золотою стеною.

(Слайд № 7)

Педагог загадывает загадку:

Золотист и усат,
В ста карманах сто ребят. (Колос)

Педагог: А сейчас, мы превратимся в колоски.  Возьмите колоски в руки и вставайте в круг.

Игра на развитие координации речи и движений «Колосок»

(Педагог показывает движения, дети повторяют).

Посажу я в землю хлебное зерно.                    (дети присели).
Из земли поднимется колосом оно.                 (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске,        (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке.                     (протягиваем ладони вперёд).
Посажу их в землю, и пойдут ростки              (дети присели).
Весело потянутся к солнцу колоски.               (потянулись, поднялись на носочки)
Не один уже, а вот, сколько их растёт.            (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год.          (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру,                    (повороты в сторону),
Как один я, столько хлеба соберу.                     (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно...                    (показали на ладошке зёрнышко),
Посажу-ка в землю – пусть растёт оно!           (присели на корточки).

Далее педагог рассматривает с детьми колосья.

– Из чего состоит колос? (Стебель, зёрна, усики).
– Расскажите, чем отличаются колосья ржи и пшеницы.  (Слайд № 8)

Дети: Стебель пшеницы толще, а ржи тоньше. Колос пшеницы короче, а ржи длиннее.

Педагог: Вот пришло время жатвы. Жатва — это труд с утра до позднего вечера. Упустишь время, осыплется зерно, пропадет урожай, выращенный с такими трудностями!

Дети рассказывают о том, что комбайны скашивают и обмолачивают хлеб, выгружают его в машины, другие машины увозят с полей валки соломы.  (Слайд № 9)

Сколько в это зернышко
Вложено труда
Знают только солнышко,
Ветер и вода.                          (Слайд № 10)

Педагог:  Перед вами тарелки с зернами пшеницы и ржи.  Постарайтесь определить, где пшеничные зерна, а где ржаные. Чем отличается зерно пшеницы от зерна ржи?          (Слайд № 11)

Дети: Ржаное зерно длиннее и тоньше, чем пшеничное; пшеничное зерно круглее, толще, чем ржаное. Ржаное зерно светлее, чем пшеничное.

Педагог: Куда везут зерно на машинах? (На элеватор) (Слайд № 12)

В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно…

Проводится игра-эстафета «Кто быстрее перевезет мешки с поля на элеватор». Две команды по три человека перевозят поочередно мешочки с зерном. Побеждает та команда, которая быстрее и больше перевезла мешочков.

Педагог продолжает:

– С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из него получают муку. (Слайд № 13)

Едет хлеб на мельницу.
Здесь в любом количестве
Получается мука.

Далее богатырь-муковоз везёт муку на хлебозавод.  (Слайд № 14 )
Из муки замешивают тесто, тесто раскладывают по формочкам,  а затем выпекают хлеб.

На большом хлебозаводе
Станет тестом мука.  (Слайд № 15)

Педагог спрашивает детей, что можно испечь из муки. Дети отвечают. Затем показ слайдов № 16, 17 

Задание педагога для 2 детей: из всех картинок, лежащих на столе, выбрать те, на которых изображены мучные продукты.  Задание  нужно выполнить быстро и правильно.  (Слайды № 18,  №19)

Педагог: Ребята, вы все, конечно, видели как мама или бабушка замешивает тесто, чтобы печь пироги. Давайте вспомним, что для этого нужно.  (Слайды № 20, №21)

Педагог вызывает 2 команды по 3 человека и дает задание на дифференциацию звуков «б», «бь», «п», «пь» – одна команда выбирает картинки мучных изделий, в названии которых есть звук «б» или  «бь», а другая команда выбирает картинки мучных изделий, в названии которых есть звук «п» или «пь».  (Слайды № 22, №23)

Педагог загадывает загадки:

1. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

2. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

3. Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет – урожай соберет. (Комбайн)

4. Не море, а волнуется,
Спелым колосом красуется.  (Хлебное поле)

5. Черный хлебушек хорош!
Нам его подарит… (Рожь)

6.  Из рассыпчатой муки
Он печет нам пироги
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка. (Пекарь)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ:

  • Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
  • Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
  • Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
  • Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.
  • Хлеб в закромах – счастье в домах.

Педагог показывает картину И. Шишкина «Рожь» и  Г.  Мясоедова «Косцы».   (Слайды № 24, №25)
Педагог обращает внимание на рисунки, выполненные детьми по теме «Рожь»  (Слайд № 26) и аппликацию «Колоски». (Слайд № 27).
Досуг-презентация заканчивается музыкальной композицией «Хлебное поле. Колоски. Косцы».

В композиции дети исполнили:

  • Песню «Хлебушек» из сборника Е.И.Морозовой «Осенние праздники в детском саду», 2007, г. Тверь;
  • Жнивные песни «Серпы золотые», «Уйди, туча грозовая», «Нива золотая» из методического пособия «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях», 2008, г. Санк-Петербург.
  • Прозвучала музыка П.И.Чайковский  «Времена года. Жатва. Август».

 В конце композиции дети выносят на рушнике каравай.   (Слайды  № № 29, 30, 31)

Вот он хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло,–
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрно хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно потрудились на земле.

(С. Погореловский)