Урок обществознания по теме "Избирательное право". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели урока:

  • В области знаний – учащиеся познакомятся с основами избирательного права в Р.Ф., принципами избирательного права в демократическом обществе.
  • В области умений и опыта – учащиеся приобретут навыки работы с текстовой информацией, получат опыт работы в группах.
  • В области ценностей – ученики могут задуматься и высказать свое отношение по вопросам значимости выборов как демократического института и важности активной гражданской позиции в реализации избирательного права, учащиеся задумаются об ответственности граждан за последствия участия или не участия выборов в органы власти.

Планируемые результаты: учащиеся должны

  • знать, что такое «избирательное право» и чем отличается активное избирательное право от пассивного избирательного права;
  • уметь анализировать принципы избирательного права, иллюстрируя свои позиции конкретными фактами;
  • уметь грамотно анализировать источники избирательного права и применять их в жизни
  • формирование у учащихся активной мотивации для участия в выборах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум, групповая работа.

Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (рассказ, беседа);
  • наглядные (применение ИКТ);
  • практические (работа с документом, составление таблицы, заполнение схемы);
  • контроль и самоконтроль.

Основные понятия урока: избирательное право, активное и пассивное избирательное право, выборы, избирательная система, принципы избирательного права.

Оборудование урока:

  • мобильный компьютерный класс (один компьютер на группу); АРМ учителя; презентация к уроку;
  • раздаточный материал (рабочий лист, задания для работы в группах, документы, Конституция Р.Ф.);
  • доска с магнитами.

Структура урока:

  • Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
  • Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
  • Усвоение новых знаний и способов действия.
  • Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
  • Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
  • Подведение итогов урока.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

План урока:

1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока

– Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на этот урок.
– Работать мы с вами будем по группам. Вы работали раньше в группах?
– Давайте вспомним правила работы в группах: друг друга не перебивать, давать высказаться каждому, не мешать остальным группам
– У каждой группы есть рабочий лист, с которым вы и будете работать по ходу урока, так же есть таблица для оценок, в которую вы будете выставлять баллы, в конце урока мы подведем итоги, запишите в эту таблицу свои фамилии.
– Сегодня мы с вами будем учиться добывать знания, посмотрим, что у нас из этого выйдет.
– Итак, начнем работать.
– Первой задание на рабочем листе определить тему урока.
– Внимание на доску – Приложение 5

(Слайд 1)

– Какой город изображен на слайде? Где он находиться? (Афины, Греция)
– Почему на уроке обществознания я вам показываю Древние Афины?
– Далее перед вами расписание на 1день недели – выберите для себя. (Слайд 3)
– Представьте вы пришли в магазин выберите следующие продукты (Слайд 4)

(Учащиеся выбирают свои варианты и объясняют свой выбор)

– В каком случае вы можете выбирать по-настоящему? (Только тогда когда у него есть право выбора)
– Так почему АФИНЫ? Родина ДЕМОКРАТИИ. Что такое демократия?
– Власть народа. В чем она выражается? Управление – как? – голосовать, ходить на выборы.

№1. Запишите тему урока

– Кто-то уже может сформулировать тему урока – запишите в рабочих листах.
– Если нет, смотрим следующий слайд (Слайд 5)
– Итак, тема нашего урока «Избирательное право» (Слайд 6)
– Если у вас есть слово право – выборы, вы близки к ответу.
– Оценивать себя вы тоже сами будете – если вы считаете, что вы близки были к теме урока – ставите себе 1б., выставляете в листы для оценок.

2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу

№2. Сформулировать понятие «Избирательное право»

– Для того чтобы выполнить задание №2 на рабочем листе берем Приложение 1 (понятие из разных словарей)
– Заполните схему в рабочем листе – за каждый верный ответ 1б. и еще есть возможность получить 2б., если правильно расшифруете буквы.

Проверяем – Слайд 7

1) Порядок формирования выборных органов, т.е. избирательная система
2) Право граждан избирать и быть избранными.

– Мы с вами выяснили, что такое избирательное право, что оно бывает – активным и пассивным.
– Как вы это усвоили, сейчас проверим – задание 2.2 Разминка

Разминка: продолжите фразу

1. Чтобы реализовать свое активное избирательное право мы должны… (проголосовать) – когда мы голосуем, то называемся – избирателями, всех избирателей называют электоратом (от латинского elector – избиратель)
2. Чтобы реализовать свое пассивное избирательное право мы должны… (выдвинуть свою кандидатуру на выборах) – когда выдвигаем свою кандидатуру, то называемся – кандидатами (Слайды 8-9)

3. Усвоение новых знаний и способов действия

№3. Какие выборные государственные органы РФ (кого выбирают в нашей стране?)

– Теперь давайте выясним, кого мы можем выбирать.
– Сейчас будем работать с документами: прочтите статьи Конституции Р.Ф. ст.81, ст.96,97, ст.130; и Приложение 2 (Устав Челябинской области ст. 38, устав Брединского района ст.22) и заполните схему

Проверяем (Слайд 10)

– Итак, мы выбираем Президента Р.Ф., Федеральные органы власти (депутатов Государственной Думы), органы управления субъектов федерации, органы местного самоуправления

№4 Кто может выбирать?

– А теперь ответе на вопрос: Вы можете участвовать в выборах?
– А кто может выбирать?
– Сначала мы разберем вопрос – что такой референдум?

Референдум – всеобщее голосование для решения важного государственного вопроса. (Слайд 11)

Группа заработает дополнительный балл, если ответит – какие вопросы решаются на референдуме?
Подсказка – завтра будет государственный праздник, какой? (День Конституции)
– Конституция была принята на референдуме.

Работаем с документом – Приложение 3

– Прочитайте выдержки из закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф.» ст. 4

Кто имеет право избирать и быть избранным. Кто не имеет права избирать и быть избранным
Гражданин Р.Ф., достигший возраста 18лет,с 18лет быть депутатом представительного муниципального органа Призванные судом недееспособными
Быть избранным с 21 года депутатом Государственной Думы и быть избранным президентом с 35 лет Содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

Заполните таблицу (за каждый верный ответ – 1б.) (Слайд 12)

№5. Как проходят выборы? (принцип избирательного права) (Слайд 13)

– Теперь узнаем, как проходят выборы, т.е. выясним принципы избирательного права – те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными – правила по которым проходят выборов

Работа с законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф. ст. 3 (Приложение 4) – за каждый верный – 1 балл. (Слайд 14)

Заполняем таблицу Принципы избирательного права:

  • Принцип всеобщего избирательного права.
  • Принцип равного избирательного права.
  • Принцип прямого избирательного права.
  • Тайное голосование.
  • Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосова­нии.

4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.

– Проверим с помощью ФИПИЦОР – «Избирательная система» (16.27.-18.27) на экране.
– Внимательно слушаем, что они означают, какой принцип пропущен?

Ответ________________

– Проверим, как вы усвоили с помощью заданий – каждой группе дается ситуация, за выполнение этого задания – 5 баллов

Выполните задание (анализ ситуаций)

Задание для учащихся:

  • Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.
  • Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.
  • Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной си­туации. Свой ответ аргументируйте.

Ситуация 1 (группа 1)

11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государ­ственную Думу. Б выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы).

Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляет­ся независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

Ситуация 2 (группа 2)

Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.

Ответ: нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.

Ситуация 3 (группа 3)

Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопи­лось большое количество желающих проголосовать. Председатель избиратель­ной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.

Ответ: нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен го­лосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.

Ситуация 4 (группа 4)

Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассив­ность, потребовал проголосовать.

Ответ: нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.

(Слайд 15 – ответы ситуаций)

5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия

– Мы с вами сегодня узнали, что такой избирательное право – право участвовать в управлении страной – выбирать органы власти. Обратимся к началу урока – АФИНЫ – родина демократии…
Мы имеем право по Конституции с. 32 избирать и быть избранными.
На протяжении веков люди боролись – за это право, а сейчас многие не хотят воспользоваться своими правами. Нужно ли идти на выборы? Почему? Что на выборах зависит от избирателя?
Попробуем ответить на этот вопрос после просмотра мультфильма – по басни И.А. Крылова – «Мирская сходка» http://multmir.net/multfilm-2870-skazhi-yupiter

№6. Зачем ходить на выборы?

(Словарь: Овчарня – Овечий хлев, загон для овец. «Волк, думая попасть в овчарню, попал на псарню» Крылов.)

– Ответьте на вопрос: Нужно ли идти на выборы и почему? (Ответы учащихся)
– Как вы считаете – урок у нас в вами получился? Мы научились добывать знания? Вы время на уроке провели с пользой? Вам понадобятся добытые вами знания на уроке в дальнейшей жизни?
– Это самое главное, вы меня сегодня порадовали, спасибо вам за доставленную радость от общения с вами, всего самого наилучшего.

6. Подведение итогов урока

– Баллы переведенные в оценки, вы подсчитаете сами – переведете и оценки вам поставит ваш учитель в журнал.

– Еще раз спасибо за урок.