Цели урока:
- В области знаний – учащиеся познакомятся с основами избирательного права в Р.Ф., принципами избирательного права в демократическом обществе.
- В области умений и опыта – учащиеся приобретут навыки работы с текстовой информацией, получат опыт работы в группах.
- В области ценностей – ученики могут задуматься и высказать свое отношение по вопросам значимости выборов как демократического института и важности активной гражданской позиции в реализации избирательного права, учащиеся задумаются об ответственности граждан за последствия участия или не участия выборов в органы власти.
Планируемые результаты: учащиеся должны
- знать, что такое «избирательное право» и чем отличается активное избирательное право от пассивного избирательного права;
- уметь анализировать принципы избирательного права, иллюстрируя свои позиции конкретными фактами;
- уметь грамотно анализировать источники избирательного права и применять их в жизни
- формирование у учащихся активной мотивации для участия в выборах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-практикум, групповая работа.
Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (применение ИКТ);
- практические (работа с документом, составление таблицы, заполнение схемы);
- контроль и самоконтроль.
Основные понятия урока: избирательное право, активное и пассивное избирательное право, выборы, избирательная система, принципы избирательного права.
Оборудование урока:
- мобильный компьютерный класс (один компьютер на группу); АРМ учителя; презентация к уроку;
- раздаточный материал (рабочий лист, задания для работы в группах, документы, Конституция Р.Ф.);
- доска с магнитами.
Структура урока:
- Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
- Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
- Усвоение новых знаний и способов действия.
- Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
- Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
План урока:
1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока
– Давайте пожелаем друг другу хорошего
настроения и удачи на этот урок.
– Работать мы с вами будем по группам. Вы
работали раньше в группах?
– Давайте вспомним правила работы в группах:
друг друга не перебивать, давать высказаться
каждому, не мешать остальным группам
– У каждой группы есть рабочий лист, с которым вы
и будете работать по ходу урока, так же есть
таблица для оценок, в которую вы будете
выставлять баллы, в конце урока мы подведем
итоги, запишите в эту таблицу свои фамилии.
– Сегодня мы с вами будем учиться добывать
знания, посмотрим, что у нас из этого выйдет.
– Итак, начнем работать.
– Первой задание на рабочем листе определить
тему урока.
– Внимание на доску – Приложение
5
(Слайд 1)
– Какой город изображен на слайде? Где он
находиться? (Афины, Греция)
– Почему на уроке обществознания я вам показываю
Древние Афины?
– Далее перед вами расписание на 1день недели –
выберите для себя. (Слайд 3)
– Представьте вы пришли в магазин выберите
следующие продукты (Слайд 4)
(Учащиеся выбирают свои варианты и объясняют свой выбор)
– В каком случае вы можете выбирать
по-настоящему? (Только тогда когда у него есть
право выбора)
– Так почему АФИНЫ? Родина ДЕМОКРАТИИ. Что такое
демократия?
– Власть народа. В чем она выражается? Управление
– как? – голосовать, ходить на выборы.
№1. Запишите тему урока
– Кто-то уже может сформулировать тему урока –
запишите в рабочих листах.
– Если нет, смотрим следующий слайд (Слайд 5)
– Итак, тема нашего урока «Избирательное право»
(Слайд 6)
– Если у вас есть слово право – выборы, вы близки
к ответу.
– Оценивать себя вы тоже сами будете – если вы
считаете, что вы близки были к теме урока –
ставите себе 1б., выставляете в листы для оценок.
2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу
№2. Сформулировать понятие «Избирательное право»
– Для того чтобы выполнить задание №2 на
рабочем листе берем Приложение
1 (понятие из разных словарей)
– Заполните схему в рабочем листе – за каждый
верный ответ 1б. и еще есть возможность получить
2б., если правильно расшифруете буквы.
Проверяем – Слайд 7
1) Порядок формирования выборных органов, т.е.
избирательная система
2) Право граждан избирать и быть избранными.
– Мы с вами выяснили, что такое избирательное
право, что оно бывает – активным и пассивным.
– Как вы это усвоили, сейчас проверим – задание
2.2 Разминка
Разминка: продолжите фразу
1. Чтобы реализовать свое активное
избирательное право мы должны… (проголосовать)
– когда мы голосуем, то называемся –
избирателями, всех избирателей называют
электоратом (от латинского elector –
избиратель)
2. Чтобы реализовать свое пассивное
избирательное право мы должны… (выдвинуть
свою кандидатуру на выборах) – когда
выдвигаем свою кандидатуру, то называемся –
кандидатами (Слайды 8-9)
3. Усвоение новых знаний и способов действия
№3. Какие выборные государственные органы РФ (кого выбирают в нашей стране?)
– Теперь давайте выясним, кого мы можем
выбирать.
– Сейчас будем работать с документами: прочтите
статьи Конституции Р.Ф. ст.81, ст.96,97, ст.130; и Приложение 2 (Устав
Челябинской области ст. 38, устав Брединского
района ст.22) и заполните схему
Проверяем (Слайд 10)
– Итак, мы выбираем Президента Р.Ф., Федеральные органы власти (депутатов Государственной Думы), органы управления субъектов федерации, органы местного самоуправления
№4 Кто может выбирать?
– А теперь ответе на вопрос: Вы можете
участвовать в выборах?
– А кто может выбирать?
– Сначала мы разберем вопрос – что такой
референдум?
Референдум – всеобщее голосование для решения важного государственного вопроса. (Слайд 11)
Группа заработает дополнительный балл, если
ответит – какие вопросы решаются на референдуме?
Подсказка – завтра будет государственный
праздник, какой? (День Конституции)
– Конституция была принята на референдуме.
Работаем с документом – Приложение 3
– Прочитайте выдержки из закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф.» ст. 4
Кто имеет право избирать и быть избранным. | Кто не имеет права избирать и быть избранным |
Гражданин Р.Ф., достигший возраста 18лет,с 18лет быть депутатом представительного муниципального органа | Призванные судом недееспособными |
Быть избранным с 21 года депутатом Государственной Думы и быть избранным президентом с 35 лет | Содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда |
Заполните таблицу (за каждый верный ответ – 1б.) (Слайд 12)
№5. Как проходят выборы? (принцип избирательного права) (Слайд 13)
– Теперь узнаем, как проходят выборы, т.е. выясним принципы избирательного права – те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными – правила по которым проходят выборов
Работа с законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф. ст. 3 (Приложение 4) – за каждый верный – 1 балл. (Слайд 14)
Заполняем таблицу Принципы избирательного права:
- Принцип всеобщего избирательного права.
- Принцип равного избирательного права.
- Принцип прямого избирательного права.
- Тайное голосование.
- Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании.
4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
– Проверим с помощью ФИПИЦОР – «Избирательная
система» (16.27.-18.27) на экране.
– Внимательно слушаем, что они означают, какой
принцип пропущен?
Ответ________________
– Проверим, как вы усвоили с помощью заданий – каждой группе дается ситуация, за выполнение этого задания – 5 баллов
Выполните задание (анализ ситуаций)
Задание для учащихся:
- Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.
- Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.
- Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации. Свой ответ аргументируйте.
Ситуация 1 (группа 1)
11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. Б выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы).
Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.
Ситуация 2 (группа 2)
Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.
Ответ: нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.
Ситуация 3 (группа 3)
Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.
Ответ: нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен голосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.
Ситуация 4 (группа 4)
Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал проголосовать.
Ответ: нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.
(Слайд 15 – ответы ситуаций)
5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия
– Мы с вами сегодня узнали, что такой
избирательное право – право участвовать в
управлении страной – выбирать органы власти.
Обратимся к началу урока – АФИНЫ – родина
демократии…
Мы имеем право по Конституции с. 32
избирать и быть избранными.
На протяжении веков люди боролись – за это право,
а сейчас многие не хотят воспользоваться своими
правами. Нужно ли идти на выборы? Почему? Что на
выборах зависит от избирателя?
Попробуем ответить на этот вопрос после
просмотра мультфильма – по басни И.А. Крылова –
«Мирская сходка» http://multmir.net/multfilm-2870-skazhi-yupiter
№6. Зачем ходить на выборы?
(Словарь: Овчарня – Овечий хлев, загон для овец. «Волк, думая попасть в овчарню, попал на псарню» Крылов.)
– Ответьте на вопрос: Нужно ли идти на выборы и
почему? (Ответы учащихся)
– Как вы считаете – урок у нас в вами получился?
Мы научились добывать знания? Вы время на уроке
провели с пользой? Вам понадобятся добытые вами
знания на уроке в дальнейшей жизни?
– Это самое главное, вы меня сегодня порадовали,
спасибо вам за доставленную радость от общения с
вами, всего самого наилучшего.
6. Подведение итогов урока
– Баллы переведенные в оценки, вы подсчитаете сами – переведете и оценки вам поставит ваш учитель в журнал.
– Еще раз спасибо за урок.