Контроль навыков аудирования у учащихся 7-х классов на основе видеоматериала

Разделы: Иностранные языки


Наша гимназия много лет работает по программе углубленного изучения английского языка. Мы применяем как традиционные методы обучения английскому языку, так и нетрадиционные подходы. Творческий подход реализуется не только в процессе подачи материала, но и на этапе контроля успешности освоения знаний.

После изучения каждого тематического раздела, мы проводим тестирование по всем видам речевой деятельности: говорение, письмо, чтение и аудирование.

Оценивание проводится по каждому виду речевой деятельности отдельно и позволяет выявить не только общий уровень усвоения материала, но и показывает, в каких областях ученик более успешен, а в каких у него возникают сложности.

Стоит отметить, что мы придаем аудированию особое значение. Мы считаем, что понимание аутентичной речи является одним из главных критериев успешности освоения иностранного языка, кроме того, аудирование выделяется как неотъемлемая часть Единого Государственного Экзамена.

При разработке тестовых заданий по аудированию нами используются различные адаптированные, неадаптированные и учебные аудиоматериалы в зависимости от возраста и уровня знаний учащихся: диалогические и монологические высказывания, песни, фрагменты художественных произведений, реклама, видеофильмы и прочее. Мы всегда подходим к разработке тестовых заданий творчески и стараемся, сделать их более разнообразными и интересными для учащихся, т.к. психологи отмечают, что монотонность и однообразность заданий приводят к тому, что у учащихся снижается внимание и уровень мотивации к изучению предмета. Именно поэтому ученики с радостью воспринимают нестандартные творческие задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения.

Также психологи отмечают, что контрольная работа сама по себе в традиционном виде является стрессом для учащихся. При подготовке заданий для проверки навыка аудирования в преддверии нового года, мы предложили нестандартное проведение контрольной работы, что позволило снизить уровень тревожности учащихся. В качестве задания был предложен малоизвестный видеофильм, посвященный предстоящему празднику.

Методисты отмечают, что фрагментарное использование в работе видеоматериалов является эффективным средством формирования коммуникативной культуры, способствует не только погружению учащихся в живую речь, но и знакомству с реалиями и особенностями страны изучаемого языка. Кроме того видео повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка.

При выборе фильма мы руководствовались возрастом, интересами учащихся и их фактическим знанием языка. Также немаловажным фактором для нас являлось страноведческое наполнение содержания фильма, который раскрывает традиции празднования Рождества и Нового Года в Великобритании.

На основе вышеизложенных особенностей был выбран фильм ‘Полярный Экспресс’ Роберта Земескиса, 2004г. (The Polar Express, Robert Zemeckis).

Выбирая видеофильм в качестве основы для тестового задания на аудирование, предполагалось, что это может вызвать определенные сложности, т.к. обычно при тестировании навыка аудирования используется аудиозапись, которую учащиеся слушают дважды. Здесь они должны были выполнять задания при однократном ‘прослушивании’ текста.

Фильм был разделен на три части. К каждой части предлагались задания, выстроенные по уровням сложности, от простого к сложному, и делились на 4 этапа.

Выполнение заданий на первом этапе предполагает базовое понимание информации. Успешное выполнение заданий на втором этапе позволяет сказать, что учащиеся выделили основную идею и некоторые дополнительные детали. Выполнение заданий на следующем этапе говорит о том, что учащиеся поняли большую часть прямой и косвенной информации, а также детали в предложенном материале. Задания последнего этапа являются наиболее сложными и предполагают, что учащиеся восприняли материал полностью, включая все детали и идеи, и готовы рассуждать о проблемах, затронутых в аудио- или видеофрагменте.

Задание к первой части фильма – учащимся предлагалось задание на понимание общего смысла просмотренного видеофрагмента. Необходимо было определить во время просмотра верны ли следующие утверждения.

Level 1. Watch part I of the film and decide if the statements are true (T) or false (F).

  1. The girl said she was not sure Santa was for real. ______
  2. The hero boy did not know where the train was going. ______
  3. The conductor asked the kids why they stopped the train. ______
  4. The hero girl thought she left her ticket on the table. ______
  5. One of the kids asked the hero boy to stop the train. ______
  6. The man on the roof of the train said he owned that train. ______
  7. The man said it was a dream. ______
  8. The hero girl said driving the train was easy. ______
  9. The hero boy asked the girl to stop the train. _____
  10. The conductor thought that the girl stopped the train. _____

Ко второй части фильма было предложено 3 задания, в которых необходимо было определить и правильно применить языковые единицы.

В первом задании необходимо было соединить героев фильма с фразами, которые они произнесли.

Level 2.

1. Decide who said these things: the conductor (C), the girl (G), the boy (B). Put letters in the spaces provided.

  1. “We are going pretty fast.” ____
  2. “Tell the engineer to slow down.” _____
  3. “They can’t hear me.” _____
  4. “Is everything all right?” ____
  5. “Did someone say they found a ticket?” ____
  6. “But sometimes seeing is believing.” _____

Во втором задании учащиеся должны были заполнить пропуски словами из песни.

2. Listen to the song and complete the lyrics using one word in each gap.

I’m wishing on a star
And trying to believe
That even though it’s far
He’ll find me Christmas Eve
I guess that Santa’s (1) ________________.
Cause he’s never come around
I think of him
When Christmas comes to town

The best time of the year
When everyone comes (2) ______________
With all this Christmas cheer
It’s hard to be (3) _________________
Putting up the Christmas tree
With friends who come around
It’s so much (4) ______________
When Christmas comes to town

Presents for the children
Wrapped in red and (5) ________________
All the things I’ve heard about
But never really seen
No one will be (6) ______________ on the night of
Christmas Eve
Hoping Santa’s on his (7) ________________

When Santa’s sleigh bells ring
I listen all around
The herald angels sing
I never hear a (8)__________________
And all the (9) …__________________ of children
Once lost will all be found
That’s all I (10) __________________.when Christmas comes to town

В третьем задании учащиеся должны были выбрать правильный ответ из предложенных ниже.

3. Choose the best option.

1. It was five minutes to midnight when_____
the kids saw the northern lights.
the hero girl asked about her present.
the train arrived.
the kids took their seats.

2. The hero boy_____
couldn't hear the bell.
thought he knew the way.
was sure the girl knew the way.
told the kids not to hesitate.

3. The hero boy and Billy_____
couldn't read the address.
missed their hometown.
missed everything.
lived in the same town.

4. The conductor said he was ____
looking for one more kid.
glad to see the hero girl.
waiting for somebody else.
nervous again.

После просмотра третьей части фильма учащиеся выполняли задания, которые требовали осмысления и анализа просмотренного видеоматериала. Детям предлагалось 4 открытых вопроса, в которых им необходимо было порассуждать и выразить свое отношение к проблемам, поднятым в фильме.

Level 3. Answer the questions.

  1. Do you agree that Santa chose the hero boy because he was different from the other kids? Circle YES or NO. Justify your answer. _________________________________________________
  2. Did the conductor have any reason (причина) to punch ‘LEAD’ in the girl’s ticket? Circle YES or NO. Justify your answer. ______________________________________________________
  3. Do you agree that the bell was a really special gift for the hero boy? Circle YES or NO. Justify your answer. _________________________________________________________________
  4. Do you think the parents could not hear the bell because it was broken? Circle YES or NO. Justify your answer. _________________________________________________________________

После данной работы был проведен устный опрос учащихся, который показал, что подобный вид контроля им интересен, что, безусловно, говорит о повышении мотивации. Учащиеся отметили, что они не испытывали волнения при просмотре видеофильма и выполнении заданий.

Также стоит отметить, что, несмотря на одноразовое прослушивание, которое, как нам казалось, может вызвать трудности у детей, все учащиеся успешно справились с заданиями.

Проведение подобных интересных, необычных заданий повышает мотивацию к изучению иностранного языка и стимулирует учащихся на дополнительное самостоятельное изучение иностранного языка вне рамок школьной программы, посредством просмотра видеофильмов дома, что, несомненно, повышает уровень знания языка и помогает становлению интересующейся, и как следствие всесторонне развитой личности. Активный, любознательный и умеющий использовать полученные в процессе обучения знания и умения ученик– это основная цель работы педагога.

Ключи. KEYS

Level 1.

I. Watch part I of the film and decide if the statements are true (T) or false (F).

  1. The girl said she was not sure Santa was for real. F
  2. The hero boy did not know where the train was going. T
  3. The conductor asked the kids why they stopped the train. F
  4. The hero girl thought she left her ticket on the table. F
  5. One of the kids asked the hero boy to stop the train. F
  6. The man on the roof of the train said he owned that train. T
  7. The man said it was a dream. F
  8. The hero girl said driving the train was easy. T
  9. The hero boy asked the girl to stop the train. F
  10. The conductor thought that the girl stopped the train. F

Level 2.

1. Decide who said these things: the conductor (C), the girl (G), the boy (B). Put letters in the spaces provided.

  1. “We are going pretty fast.” В
  2. “Tell the engineer to slow down.” С
  3. “They can't hear me.” G
  4. “Is everything all right?” В
  5. “Did someone say they found a ticket?” С
  6. “But sometimes seeing is believing.” С

2. Listen to the song and complete the lyrics using one word in each gap.

I'm wishing on a star
And trying to believe
That even though it's far
He'll find me Christmas Eve
I guess that Santa's (1) busy
Cause he's never come around
I think of him
When Christmas comes to town

The best time of the year
When everyone comes (2) home
With all this Christmas cheer
It's hard to be (3) alone
Putting up the Christmas tree
With friends who come around
It's so much (4) fun
When Christmas comes to town

Presents for the children
Wrapped in red and (5) green
All the things I've heard about
But never really seen
No one will be (6) sleeping on the night of
Christmas Eve
Hoping Santa's on his (7) way

When Santa's sleigh bells ring
I listen all around
The herald angels sing
I never hear a (8) sound
And all the (9) dreams of children
Once lost will all be found
That's all 1(10) want when Christmas comes to
town

3. Choose the best option.

1. It was five minutes to midnight when С
the kids saw the northern lights.
the hero girl asked about her present.
the train arrived.
the kids took their seats.

2. The hero boy A
couldn't hear the bell.
thought he knew the way.
was sure the girl knew the way.
told the kids not to hesitate.

3. The hero boy and Billy D
couldn't read the address.
missed their hometown.
missed everything.
lived in the same town.

4. The conductor said he was В
looking for one more kid.
glad to see the hero girl.
waiting for somebody else.
nervous again.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – с. 244–268.
  2. Ильченко З.Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка //Первое сентября, Английский язык – 2003 г. – № 9, стр. 7.
  3. Смирнов, И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма/И.Б. Смирнов//Иностранные языки в школе. – 2006.– № 6. – С. 11–14.
  4. Соловова Е.Н. Использование видео на уроках иностранного языка // ELT NEWS & VIEWS № 1 март 2003 г. стр. 2.
  5. http://www.teachingenglish.org.uk/articles/video-english-classroom
  6. Фильм ‘Полярный Экспресс’ , режиссер Роберт Земескис, 2004г. (The Polar Express, Robert Zemeckis).