Какими они будут будущие первоклассники? – Думаешь об этом задолго до встречи с ними. Известно одно, что все дети придут с разной подготовкой к школе. Основными критериями готовности ребёнка к школьному обучению являются: личностная готовность – ребёнок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной, а возможностью получить новые знания; интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям; социально-психологическая готовность – умение общаться с взрослыми, сверстниками. Умение войти в другое общество, действовать вместе с другими; физиологическая готовность – уровень физического развития, биологического, состояние здоровья.
По данным психологов только 20% детей, приходящих в первый класс, адаптируются к школе в установленные сроки. Чтобы повысить этот показатель, мы приглашаем летом на 2 недели будущих первоклассников к нам на занятия в школу. Вот уже несколько лет я работаю с дошкольниками по методике курса авторов Цукерман Г.А., Поливановой К.Н. “Введение в школьную жизнь”. Этот курс создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ “настоящего школьника”.
Как же данный курс способствует выравниванию стартовых возможностей социально-психологической готовности к школе? Основными разделами данного курса являются: “Как учить себя с помощью взрослого”; “Сотрудничество со сверстниками”; “Отношение ребенка с самим собой”. По форме, по манере общения курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.
В основе лежит ориентация на личность каждого ребёнка, её свободное развитие. Основные задачи, которые решаются в курсе “Введение в школьную жизнь”, задуманы как приглашение ребёнка в новую учебную систему отношений и своеобразный тренинг “учебного общения”. Сутью этого приглашения является разыгранный в живом общении с детьми “разговор” учителя о том, что он ждёт от своих учеников на “настоящих” уроках. Кроме задач формирования у детей умений сотрудничать с другими людьми, главным для меня, как учителя, является задача сохранения душевного состояния и эмоционального благополучия ребёнка. А для этого есть два мощных средства.
1. Принятие чувств ребёнка (принятие не означает разделение).
2. Предоставление детям наибольших возможностей для личного выбора.
Так на первых же занятиях, предлагаю каждому ребёнку по-своему, а не всем вместе, самостоятельно решать брать или не брать в школу любимые игрушки. Каким именем здесь называться – детским или более взрослым, т.е. вопрос личного выбора ребёнка в том, чтобы отказаться полностью от всего домашнего и дошкольного или впустить в школу то, что по– прежнему дорого и нужно ребёнку. Ещё одна сторона социально – психологической возможности детей должна быть продумана во всей своей полноте. В огромной степени тревога ребёнка по поводу школы связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни. Поэтому сам курс выстраивает коммуникативные каналы школьной темы дома. В течение всего курса ребёнок ежедневно получает домашнее творческое задание для всей семьи, т.к. учителю необходимо получить полную информацию о ребенке, его семье. Я вначале первой встречи с родителями подробно объясняю и обсуждаю смысл этих дополнительных хлопот и способы помощи ребёнку при выполнении им первых домашних заданий. Каждый школьный день начинается с домашней темы в неформальной обстановке. Чтение домашних сочинений, рассматривание детских рисунков, свободное высказывание детей о волнующих моментах. Установлено, что поделившись чем-то значимым, личным дети потом не испытывают потребности затевать во время занятий разговор “не на тему”. Дети знают, что для таких разговоров они располагают определённым временем и местом. Так в форме совместной игры всех участников: ученик – родитель – педагог решаются самые разные волнующие вопросы в процессе образования.
Нельзя не отметить тот факт, что не все родители вначале верно понимали суть предшкольной подготовки, и на предложение продолжить фразу “Ребенок готов к школе – это значит …” отвечали: “Уметь читать, писать и считать”. Однако по окончании занятий опрос родителей показал, что они довольны вниманием к своим детям, отмечают, что малыши стали более организованы, общительны со сверстниками и взрослыми, у них появились друзья, они стали более рассудительны, узнали много нового.
Данный курс воспитывает и развивает у каждого ребёнка положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность и самостоятельность.
В результате проделанной работы в методической копилке появился альбом – папка с все приложениями “Введение в школьную жизнь”. Например, своеобразное расписание каждого дня для родителей и читающих детей. Схемы школьного времени, где каждый ребёнок изобразил воображаемый свой школьный день, “волшебные линеечки” для самооценки и т.д. В процессе сотрудничества был организован необычный детский уголок “Пусть всегда будет солнце!” “Пусть всегда будем мы!” На контурах детских ладошек отмечены лучшие положительные качества каждого ребёнка, при этом наблюдается, какое чувство гордости дети испытывают за себя. (Рис. 1) А каким цветущим “вырос” садик наших настроений по методике исследования психологической комфортности детей в школе. (Рис. 2) И наконец, по традиции в последний день занятий проводится праздник семейного творчества “Презентация. Я и моя семья”. Занятия помогли детям прожить интересную, полноценную жизнь и сделать переход к школьной жизни радостным и безболезненным. Вся работа строится под девизом: “Семья + Школа = Счастливый ребёнок”.
Таким образом, я стараюсь создать условия, которые формируют у детей не только навыки познавательной деятельности, но и способствуют выравниванию стартовых возможностей социально – психологической готовности будущих первоклассников. Мы видим, что ребёнок готовый к обучению в школе должен уметь общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, иметь необходимый уровень монологической и диалогической речи, уметь работать в коллективе.
Библиографическая ссылка
- Петровский, В.А. Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя детского сад [Текст] / В.А. Петровский. – М: Просвещение,1993. – 191с.
- http://omczo.org/publ/393-1-0-2910
Рис. 1
Рис. 2