В рамках реализации ФГОС начального общего образования главная цель урока математики – научить младших школьников мыслить, анализировать, сопоставлять, выделять главное и второстепенное, делать самостоятельно умозаключения, приобретать навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Важным моментом является создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения...
Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
При проведении урока математики по теме “Число 10” мною была проведена ориентация на следующие принципы обучения: целесообразности, доступности,
научности. Чтобы достичь цели урока был подобран доступный материал для данной возрастной группы, который включал в себя задания с практическим содержанием.
Материал урока должен быть интересным и посильным, поэтому я использовала следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с учебником), наглядные (презентация, фишки, веер цифр), проблемные методы (проблемный вопрос при постановки темы урока), практические (работа в парах, группах со счётным материалом).
Задания были ориентированы на формирование универсальных учебных действий:
Личностные: развитие учебно-познавательного интереса, способность к самооценке, установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: учащиеся должны научиться принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно ставить цель, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Познавательные: умение пользоваться учебником, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи, обоснованно строить свои высказывания.
“Методическая разработка открытого урока по математике в 1 классе по теме: “Число 10”.
Тема: Число 10.
Класс: 1 “Г”.
Форма проведения: урок сочетания различных видов деятельности.
Цели:
- познакомить учащихся с числом 10;
- закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
- находить способ решения и уметь его объяснить;
- составлять модели различных математических ситуаций;
- воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.
Задачи:
- обобщение и уточнение дошкольных математических представлений учеников о числах в пределах 10 и действиях с ними;
- формирование понятия состава числа 10;
- развитие геометрического образа данного числа с помощью шкалы линейки;
- обучение детей с помощью данных рисунков устанавливать соответствие между арифметическим действием и элементами рисунка;
- формирование универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу;
- выработка каллиграфического навыка письма числа 10;
- создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности, умения учиться.
Ход урока:
- Организационный момент;
- устный счёт;
- подведение учащихся к определению темы урока (работа в парах);
- проблемный диалог;
- практическое задание (в парах);
- физкультминутка;
- первичное закрепление:
а) работа в рабочей тетради;
б) работа в тетради с печатной основой; - вторичное закрепление: работа с учебником (задание в группах);
- самостоятельная работа по закреплению УУД;
- рефлексия.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор, DVD-плейер.
Методическая литература:
- Рудницкая В. Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О. А. Математика: учебник. 1 кл., 1 часть – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
- Кочурова Е.Э. Математика: рабочая тетрадь № 1, 2. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
- Рудницкая В. Н., Математика. Методика обучения (методическое сопровождение к учебнику). – М.: Вентана-Граф, 2002.
- Рудницкая В. Н. Беседы с учителем: диагностические материалы, позволяющие оценить уровень развития учебной деятельности по математике. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
- Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября №24. 2005.
- Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной творческой деятельности младших школьников на уроках // Начальная школа Плюс До и После №10. 2007.
Интернет – ресурсы:
Самоанализ урока по математике в 1 “Г” классе учителя начальных классов Гришкиной Оксаны Викторовны.
Данный урок в системе уроков по разделу “Числа и счёт” – урок № 30.
Тема “Число 10”.
Цели:
- познакомить учащихся с числом 10;
- закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
- находить способ решения и уметь его объяснить;
- составлять модели различных математических ситуаций;
- воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.
Задачи:
- обобщение и уточнение дошкольных математических представлений учеников о числах в пределах 10 и действиях с ними;
- формирование понятия состава числа 10;
- развитие геометрического образа данного числа с помощью шкалы линейки;
- обучение детей с помощью данных рисунков устанавливать соответствие между арифметическим действием и элементами рисунка;
- формирование универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу;
- выработка каллиграфического навыка письма числа 10;
- создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности, умения учиться.
По типу – урок открытия новых знаний.
Он включает в себя следующие этапы:
Организационный момент. Цель данного этапа – эмоциональный настрой учащихся на урок, проверка готовности к уроку. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка в коллективе.
Устный счёт. Цель – закрепить навыки счёта в пределах первого десятка, тренировка навыков устного счёта, формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Подведение учащихся к определению темы урока (работа в парах). Цель – развитие комбинаторного стиля мышления, коммуникативных навыков, умения работать в паре. Учащиеся в ходе решения примера получали число 10 и формулировали тему урока.
Проблемный диалог. Цель – определить в работе с числовым рядом в игровой форме место числа 10 в натуральном ряду. Учащиеся сделали вывод о том, что число 10 – это первое двузначное число.
Практическое задание (в парах). Цель – показать практическое применение понятия числа 10, моделируя предложенные ситуации с помощью разноцветных фишек. Работа в парах по выполнению заданий было пооперационным.
Физкультминутка. Цель – воспитание у детей здорового образа жизни, снятие эмоциональной напряжённости.
Первичное закрепление:
А) Работа в рабочей тетради. Цель – выработка каллиграфического навыка записи числа 10.
Б) Работа в тетради с печатной основой. Цель – развитие УУД при выполнении заданий: определение количества предметов по составу, дополнение записи с использованием рисунка, работа с понятийным аппаратом (вправо, влево, вверх, вниз), выполнение творческих заданий по рисунку. При выполнении заданий учащиеся пользовались инструкцией, так как это необходимо на данном этапе обучения.
Вторичное закрепление. Работа с учебником (задание в группах) Цель – работа по закреплению состава числа 10, работа над обогащением словарного запаса и связным ответом учащихся на вопросы учителя.
Самостоятельная работа по закреплению УУД. Цель – развитие памяти, внимания и умения моделировать задачу. По предложенному тексту задачи с использованием знаковой системы учащиеся записывают её решение.
Рефлексия. Цель – формирование у учащихся навыков самооценки и самоконтроля знаний. С помощью цветных кружков учащиеся оценивали свою деятельность, а также в устной форме отвечали на вопросы: Я узнал… , Я научился…, Я запомнил…
При проведении урока мною проведена ориентация на принципы обучения: целесообразности, доступности, научности.
Чтобы достичь цели урока, мною был подобран доступный материал для данной возрастной группы, который включал в себя задания с практическим содержанием.
Материал урока должен быть интересным и посильным, поэтому я использовала следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с учебником), наглядные (презентация, фишки, веер цифр), проблемные методы (проблемный вопрос при постановки темы урока), практические (работа в парах, группах с счётным материалом).
В ходе урока была организована индивидуальная работа (устный счёт, работа в тетрадях), фронтальная (работа с учебником), парная (введение новой темы), групповая работа (закрепление полученных знаний).
Задания были ориентированы на формирование универсальных учебных действий:
Личностные: развитие учебно-познавательного интереса, способность к самооценке, установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: учащиеся должны научиться принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно ставить цель, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Познавательные: умение пользоваться учебником, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи, обоснованно строить свои высказывания.
Конспект урока по математике в 1 “Г” классе Учителя начальных классов Гришкиной Оксаны Викторовны.
Тема: Число 10. (Презентация. Слайд 1)
Цель:
- познакомить учащихся с числом 10;
- рассмотреть состав числа 10,
- расположение числа 10 на шкале линейки;
- закреплять навык прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
- учить писать число 10;
- развивать умение устанавливать соответствия между арифметическим действием и элементами рисунка.
- осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создать условия для формирования УУД:
Предметные УУД:
- знать и уметь называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- различать число и цифру;
- использовать линейку для выполнения вычислительных операций.
- применять знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, а также схем решения учебных и практических задач;
Коммуникативные УУД:
- формировать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
- создавать условия для развития интереса к урокам математики;
- развивать самостоятельность и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Познавательные УУД:
- формирование каллиграфического навыка написания числа 10;
- умение пользоваться учебником;
- находить способы решения задач, обоснованно строить свои высказывания;
- формировать навыки учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
- развивать внимания, мышления через анализ данных заданий;
- формировать потребность в совершенствовании устной и письменной речи;
- воспитывать потребность в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 2)
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы:
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Устный счёт
Решение задач (ответ выкладываем с помощью фишек). (Слайд 3)
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок? (4)На удочку Андрей
Поймал шесть окуней.
А друг его Сергей
Трех небольших ершей.
Сосчитай без лишних слов
Этих мальчиков улов. (9)Ежик по грибы пошел,
Восемь рыжиков нашел.
Шесть грибов в корзинку,
Остальных — на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж? (2)
III. Подведение учащихся к определению темы урока. (Работа в парах.) (Слайд 4)
4 +1 = +2 = +1= + 2 = (в итоге получится число 10)
– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 5)
– Что мы мы будем делать на уроке?
– Чему должны научиться?
IV. Проблемный диалог. (Работа с числовым рядом. Игра “ Живые числа”.)
– Назовите следующее число за числом 2,5,…
– Назовите предшествующее число числу 7, 4, 9 …
– Какие числа находятся между числами 0 и 3, 0 и 6….
– Назовите соседей числа 5, 3, 8…
– Сколько шагов от числа 3 до числа 5, от числа 4 до числа 2?
– Что вы можете сказать о числе 10? Чем оно отличается от других чисел? (10 –
двузначное число, при записи используется 2 знака.)
– Где в жизни вы встречаетесь с числом 10? (Ответы детей.) (Слайд 6, 7, 8, 9,
10)
V. Практическое задание (работа в парах). Возьмите 10 фишек разного цвета. Сколько может быть красных фишек? Сколько жёлтых?
(1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1.)
VI. Физкультминутка.
Мы только что проснулись,
Конечно, потянулись
Затем слегка зевнули
Нам тяжело вставать.
Привет соседу слева,
Привет соседу справа.
Ну что ж пора настала
Зарядку начинать.
Руками все похлопаем,
Теперь ногами топаем,
Подвигали плечами
И дружно прокричали:
С Добрым утром – мама!
С Добрым утром – папа!
С Добрым утром – все, все, все! (3 раза.)
VII. Первичное закрепление.
А) Работа в рабочей тетради по математике. (Слайд 10)
Цифра вроде буквы О
Это ноль иль ничего
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому, что это – десять.
Запись числа 10. Демонстрация записи числа 10. Из каких цифр состоит число 10? (Слайд 11)
Б) Работа в тетради с печатной основой (с. 7–8). (Слайд 12)
№ 1. Запись числа 10.
№ 2. Дополнение модели состава числа 10 (рисование фишек) и запись результатов.
№ 3. Работа над понятийным аппаратом. (вправо, влево, вверх, вниз),
VIII. Физкультминутка.
Бабочка – проснулась, потянулась,
Росой умылась, изящно покружилась,
Присела, посидела,
Раз, два, три, четыре – полетела…
Разминка для рук:
На двери весит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, постучали и открыли.
IX. Вторичное закрепление. Работа с учебником (с. 60). (Слайд 13)
Задание № 2.
– Расскажите, что делает цыплёнок.
– Сколько “шагов” от числа 9 до числа 10? (От числа 9 до числа 10 вправо 1
“шаг”).
– Сколько “шагов” от числа 8 до числа 10? (Два “шага” вправо.)
– Сколько “шагов” от числа 7 до числа 10? (Три “шага” вправо.)
Задание № 3.
– Сравните числа. Какое число больше?
10 больше 0, 10 больше 9, 10 больше 1, 10 больше 8.
– Где расположено на шкале линейки 10 относительно этих чисел? (Число 10 расположено правее на шкале линейки. Большее число расположено правее).
Задание № 4.
– Прочитайте числа.
– Назовите данные числа в порядке увеличения.
– Назовите данные числа в порядке убывания.
Задание № 5. (Работа в группах с использованием “кассы цифр”.)
– Подумайте, какие числа пропущены?
В пустые окошки положите карточки с пропущенными числами.
(Проверка. От каждой группы выступает по 1 ученику)
X. Самостоятельная работа. (Работа в рабочей тетради по математике.) (Слайд 14)
Нарисовать фишки. Сделать запись.
У курочки – наседки малые детки:
Жёлтых 2, а чёрных 8.
– Сколько всех? – у вас мы спросим.
2 + 8 = 10 (ц.) (Слайд 15)
XI. Рефлексия: Нарисуйте на полях тетради: зелёный кружок – у вас всё получилось, на уроке всё было понятно; жёлтый кружок – не всё было понятно, не всё получилось; красный кружок – требовалось помощь учителя.
Продолжи фразу: Я сегодня узнал… (Слайд 16)
Я научился…
Я запомнил…
Презентация (прил. 1).