Открытый урок математики "Число 10". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


В рамках реализации ФГОС начального общего образования главная цель урока математики – научить младших школьников мыслить, анализировать, сопоставлять, выделять главное и второстепенное, делать самостоятельно умозаключения, приобретать навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Важным моментом является создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения...

Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

При проведении урока математики по теме “Число 10” мною была проведена ориентация на следующие принципы обучения: целесообразности, доступности,

научности. Чтобы достичь цели урока был подобран доступный материал для данной возрастной группы, который включал в себя задания с практическим содержанием.

Материал урока должен быть интересным и посильным, поэтому я использовала следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с учебником), наглядные (презентация, фишки, веер цифр), проблемные методы (проблемный вопрос при постановки темы урока), практические (работа в парах, группах со счётным материалом).

Задания были ориентированы на формирование универсальных учебных действий:

Личностные: развитие учебно-познавательного интереса, способность к самооценке, установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные: учащиеся должны научиться принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно ставить цель, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Познавательные: умение пользоваться учебником, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи, обоснованно строить свои высказывания.

 “Методическая разработка открытого урока по математике в 1 классе по теме: “Число 10”.

Тема: Число 10.

Класс: 1 “Г”.

Форма проведения: урок сочетания различных видов деятельности.

Цели:

  • познакомить учащихся с числом 10;
  • закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
  • находить способ решения и уметь его объяснить;
  • составлять модели различных математических ситуаций;
  • воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.

Задачи:

  • обобщение и уточнение дошкольных математических представлений учеников о числах в пределах 10 и действиях с ними;
  • формирование понятия состава числа 10;
  • развитие геометрического образа данного числа с помощью шкалы линейки;
  • обучение детей с помощью данных рисунков устанавливать соответствие между арифметическим действием и элементами рисунка;
  • формирование универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу;
  • выработка каллиграфического навыка письма числа 10;
  • создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности, умения учиться.

Ход урока:

  • Организационный момент;
  • устный счёт;
  • подведение учащихся к определению темы урока (работа в парах);
  • проблемный диалог;
  • практическое задание (в парах);
  • физкультминутка;
  • первичное закрепление:
    а) работа в рабочей тетради;
    б) работа в тетради с печатной основой;
  • вторичное закрепление: работа с учебником (задание в группах);
  • самостоятельная работа по закреплению УУД;
  • рефлексия.

Технические средства обучения: компьютер, телевизор, DVD-плейер.

Методическая литература:

  1. Рудницкая В. Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О. А. Математика: учебник. 1 кл., 1 часть – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
  2. Кочурова Е.Э. Математика: рабочая тетрадь № 1, 2. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
  3. Рудницкая В. Н., Математика. Методика обучения (методическое сопровождение к учебнику). – М.: Вентана-Граф, 2002.
  4. Рудницкая В. Н. Беседы с учителем: диагностические материалы, позволяющие оценить уровень развития учебной деятельности по математике. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.
  5. Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября №24. 2005.
  6. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной творческой деятельности младших школьников на уроках // Начальная школа Плюс До и После №10. 2007.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.vgf.ru/ Официальный сайт издательства “Вентана Графа” (нормативно– правовая и методическая база, презентации, видеоуроки, комментарии к учебникам и пр.).
  2. http:/numi.ru/group.php?gid=38 “Введение ФГОС НОО средствами УМК “Начальная школа 21 века”.
  3. http://eorhelp.ru/
  4. http://school-collection.edu.ru/

Самоанализ урока по математике в 1 “Г” классе учителя начальных классов Гришкиной Оксаны Викторовны.

Данный урок в системе уроков по разделу “Числа и счёт” – урок № 30.

Тема “Число 10”.

Цели:

  • познакомить учащихся с числом 10;
  • закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
  • находить способ решения и уметь его объяснить;
  • составлять модели различных математических ситуаций;
  • воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.

Задачи:

  • обобщение и уточнение дошкольных математических представлений учеников о числах в пределах 10 и действиях с ними;
  • формирование понятия состава числа 10;
  • развитие геометрического образа данного числа с помощью шкалы линейки;
  • обучение детей с помощью данных рисунков устанавливать соответствие между арифметическим действием и элементами рисунка;
  • формирование универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу;
  • выработка каллиграфического навыка письма числа 10;
  • создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности, умения учиться.

По типу – урок открытия новых знаний.

Он включает в себя следующие этапы:

Организационный момент. Цель данного этапа – эмоциональный настрой учащихся на урок, проверка готовности к уроку. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка в коллективе. 

Устный счёт. Цельзакрепить навыки счёта в пределах первого десятка, тренировка навыков устного счёта, формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Подведение учащихся к определению темы урока (работа в парах). Цель – развитие комбинаторного стиля мышления, коммуникативных навыков, умения работать в паре. Учащиеся в ходе решения примера получали число 10 и формулировали тему урока.

Проблемный диалог. Цель – определить в работе с числовым рядом в игровой форме место числа 10 в натуральном ряду. Учащиеся сделали вывод о том, что число 10 – это первое двузначное число.

Практическое задание (в парах). Цель – показать практическое применение понятия числа 10, моделируя предложенные ситуации с помощью разноцветных фишек. Работа в парах по выполнению заданий было пооперационным.

Физкультминутка. Цель – воспитание у детей здорового образа жизни, снятие эмоциональной напряжённости.

Первичное закрепление:

А) Работа в рабочей тетради. Цель – выработка каллиграфического навыка записи числа 10.

Б) Работа в тетради с печатной основой. Цель – развитие УУД при выполнении заданий: определение количества предметов по составу, дополнение записи с использованием рисунка, работа с понятийным аппаратом (вправо, влево, вверх, вниз), выполнение творческих заданий по рисунку. При выполнении заданий учащиеся пользовались инструкцией, так как это необходимо на данном этапе обучения.

Вторичное закрепление. Работа с учебником (задание в группах) Цель – работа по закреплению состава числа 10, работа над обогащением словарного запаса и связным ответом учащихся на вопросы учителя.

Самостоятельная работа по закреплению УУД. Цель – развитие памяти, внимания и умения моделировать задачу. По предложенному тексту задачи с использованием знаковой системы учащиеся записывают её решение.

Рефлексия. Цель – формирование у учащихся навыков самооценки и самоконтроля знаний. С помощью цветных кружков учащиеся оценивали свою деятельность, а также в устной форме отвечали на вопросы: Я узнал… , Я научился…, Я запомнил…

При проведении урока мною проведена ориентация на принципы обучения: целесообразности, доступности, научности.

Чтобы достичь цели урока, мною был подобран доступный материал для данной возрастной группы, который включал в себя задания с практическим содержанием.

Материал урока должен быть интересным и посильным, поэтому я использовала следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснение, работа с учебником), наглядные (презентация, фишки, веер цифр), проблемные методы (проблемный вопрос при постановки темы урока), практические (работа в парах, группах с счётным материалом).

В ходе урока была организована индивидуальная работа (устный счёт, работа в тетрадях), фронтальная (работа с учебником), парная (введение новой темы), групповая работа (закрепление полученных знаний).

Задания были ориентированы на формирование универсальных учебных действий:

Личностные: развитие учебно-познавательного интереса, способность к самооценке, установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные: учащиеся должны научиться принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно ставить цель, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Познавательные: умение пользоваться учебником, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи, обоснованно строить свои высказывания.

Конспект урока по математике в 1 “Г” классе Учителя начальных классов Гришкиной Оксаны Викторовны.

Тема: Число 10. (Презентация. Слайд 1)

Цель:

  • познакомить учащихся с числом 10;
  • рассмотреть состав числа 10,
  • расположение числа 10 на шкале линейки;
  • закреплять навык прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
  • учить писать число 10;
  • развивать умение устанавливать соответствия между арифметическим действием и элементами рисунка.
  • осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создать условия для формирования УУД:

Предметные УУД:

  • знать и уметь называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • различать число и цифру;
  • использовать линейку для выполнения вычислительных операций.
  • применять знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, а также схем решения учебных и практических задач;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
  • создавать условия для развития интереса к урокам математики;
  • развивать самостоятельность и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Познавательные УУД:

  • формирование каллиграфического навыка написания числа 10;
  • умение пользоваться учебником;
  • находить способы решения задач, обоснованно строить свои высказывания;
  • формировать навыки учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

  • развивать внимания, мышления через анализ данных заданий;
  • формировать потребность в совершенствовании устной и письменной речи;
  • воспитывать потребность в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 2)

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы:
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

II. Устный счёт

Решение задач (ответ выкладываем с помощью фишек). (Слайд 3)

К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок? (4)

На удочку Андрей
Поймал шесть окуней.
А друг его Сергей
Трех небольших ершей.
Сосчитай без лишних слов
Этих мальчиков улов. (9)

Ежик по грибы пошел,
Восемь рыжиков нашел.
Шесть грибов в корзинку,
Остальных — на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж? (2)

III. Подведение учащихся к определению темы урока. (Работа в парах.) (Слайд 4)

4 +1 = +2 = +1= + 2 = (в итоге получится число 10)

– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 5)
– Что мы мы будем делать на уроке?
– Чему должны научиться?

IV. Проблемный диалог. (Работа с числовым рядом. Игра “ Живые числа”.)

– Назовите следующее число за числом 2,5,…
– Назовите предшествующее число числу 7, 4, 9 …
– Какие числа находятся между числами 0 и 3, 0 и 6….
– Назовите соседей числа 5, 3, 8…
– Сколько шагов от числа 3 до числа 5, от числа 4 до числа 2?
– Что вы можете сказать о числе 10? Чем оно отличается от других чисел? (10 – двузначное число, при записи используется 2 знака.)
– Где в жизни вы встречаетесь с числом 10? (Ответы детей.) (Слайд 6, 7, 8, 9, 10)

V. Практическое задание (работа в парах). Возьмите 10 фишек разного цвета. Сколько может быть красных фишек? Сколько жёлтых?

(1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1.)

VI. Физкультминутка.

Мы только что проснулись,
Конечно, потянулись
Затем слегка зевнули
Нам тяжело вставать.
Привет соседу слева,
Привет соседу справа.
Ну что ж пора настала
Зарядку начинать.
Руками все похлопаем,
Теперь ногами топаем,
Подвигали плечами
И дружно прокричали:
С Добрым утром – мама!
С Добрым утром – папа!
С Добрым утром – все, все, все! (3 раза.)

VII. Первичное закрепление.

А) Работа в рабочей тетради по математике. (Слайд 10)

Цифра вроде буквы О
Это ноль иль ничего
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому, что это – десять.

Запись числа 10. Демонстрация записи числа 10. Из каких цифр состоит число 10? (Слайд 11)

Б) Работа в тетради с печатной основой (с. 7–8). (Слайд 12)

№ 1. Запись числа 10.

№ 2. Дополнение модели состава числа 10 (рисование фишек) и запись результатов.

№ 3. Работа над понятийным аппаратом. (вправо, влево, вверх, вниз),

VIII. Физкультминутка.

Бабочка – проснулась, потянулась,
Росой умылась, изящно покружилась,
Присела, посидела,
Раз, два, три, четыре – полетела…

Разминка для рук:

На двери весит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, постучали и открыли.

IX. Вторичное закрепление. Работа с учебником (с. 60). (Слайд 13)

Задание № 2.

– Расскажите, что делает цыплёнок.
– Сколько “шагов” от числа 9 до числа 10? (От числа 9 до числа 10 вправо 1 “шаг”).
– Сколько “шагов” от числа 8 до числа 10? (Два “шага” вправо.)
– Сколько “шагов” от числа 7 до числа 10? (Три “шага” вправо.)

Задание № 3.

– Сравните числа. Какое число больше?

10 больше 0, 10 больше 9, 10 больше 1, 10 больше 8.

– Где расположено на шкале линейки 10 относительно этих чисел? (Число 10 расположено правее на шкале линейки. Большее число расположено правее).

Задание № 4.

– Прочитайте числа.
– Назовите данные числа в порядке увеличения.
– Назовите данные числа в порядке убывания.

Задание № 5. (Работа в группах с использованием “кассы цифр”.)

– Подумайте, какие числа пропущены?

В пустые окошки положите карточки с пропущенными числами.

(Проверка. От каждой группы выступает по 1 ученику)

X. Самостоятельная работа. (Работа в рабочей тетради по математике.) (Слайд 14)

Нарисовать фишки. Сделать запись.

У курочки – наседки малые детки:

Жёлтых 2, а чёрных 8.

– Сколько всех? – у вас мы спросим.

2 + 8 = 10 (ц.) (Слайд 15)

XI. Рефлексия: Нарисуйте на полях тетради: зелёный кружок – у вас всё получилось, на уроке всё было понятно; жёлтый кружок – не всё было понятно, не всё получилось; красный кружок – требовалось помощь учителя.

Продолжи фразу: Я сегодня узнал… (Слайд 16)

Я научился…
Я запомнил…

Презентация (прил. 1).