Ребенок, появившийся в этом мире привыкает к своей культуре, которое передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений.
Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».
Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:
- обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
- привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
- активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).
Известно четыре вида ситуаций:
- ситуации-иллюстрации,
- ситуации-упражнения,
- ситуации-проблемы,
- ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций.
В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.
В процессе игрового общения дошкольник учится
вырабатывать различные поведенческие стратегии,
позволяющие ему увидеть целесообразность и
значимость результатов собственной
деятельности и поведения. Знания в этом случае
становятся не самоцелью, а условием личностного
развития. Необходимо не накапливать их, а решать
с их помощью важные жизненные задачи.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно
решать задачи, которые являются уже
традиционными, например, для методики развития
речи: обогащение и активизация словаря,
воспитание звуковой культуры речи, формирование
грамматического строя языка, развитие связной
речи. Чтобы активизировать игровое общение между
детьми, их инициативные высказывания,
воспитатели при составлении сценариев
активизирующего общения стараются подбирать
специальные речевые занятия, решающие задачи
языкового развития и установления эмоциональных
личностных контактов между детьми и окружающими
взрослыми.
В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет успешно реализовать на практике Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.
Так как занятия активизирующего общения содействуют обогащению детей впечатлениями об окружающем мире и эффективно используют один из словесных методов – беседу, т.е. целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений, то можно определить ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.
С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе учу ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развиваю умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.
В беседе объединяю детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социальнонравственного воспитания.
Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – уходить от неприятных ситуаций.
Вывод:
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.
Приведенные примеры четырех ситуаций.
I. Ситуация-иллюстрация (на примере занятия).
Тема: Домашние животные.
Программное содержание:
- Обогащать речь детей словами: кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.
- Умение слушать, отвечать на вопросы.
- Воспитывать интерес и ухаживание за животными.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций домашних животных и детенышей; рассматривание игрушек – животных; беседа о домашних животных; чтение стихов, рассказов, потешек, дидактическая игра "кто как кричит".
Ход занятия
Логопед: Дети, кто-то постучал в дверь
(Дверь открывается. Заходит почтальон и
здоровается).
Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам
принес посылку от Волшебника (отдает посылку и
уходит).
Логопед: Посмотрим, что же в ней
находится?
Дети: О – это картинки.
Логопед: Какие красивые иллюстрации с
домашними животными. Давайте посмотрим и назовем
этих животных. Кто это?
Дети: Собака; корова; коза; кошка.
Логопед: Правильно кошка. Дети, Вы
знаете стишок про кошку.
Дети:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись
А то Машенька пойдет
Через киску упадет. (И т.д. про каждого
животного)
Логопед: Молодцы. Дети, назовите мне
детеныша собаки, коровы, козы, кошки.
Дети: Щенята, телята, козлята, котята.
Физминутка
Давай коза попрыгаем – три раза.
И ножками подрыгаем – три раза.
Глазками похлопаем – три раза.
И ножками потопаем – три раза.
Логопед: Какую пользу приносит корова,
коза, собака, кошка.
Дети: Корова, коза (молоко), собака
(охраняет дом), кошка (ловит мышей).
Логопед: Дети, а как зовет своих детей:
мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.
Дети: Муу...; Гав-гав; Мее...; Мяу-мяу.
Логопед: Дети! Что же любят кушать
животные?
Дети: Корова, коза – травку.
Собака – косточку.
Кошка – молоко.
Логопед: Дети давайте мы с Вами тоже
попьем молоко, ведь оно полезное и мы будем
сильными и здоровыми.
Логопед: Дети, а сейчас мы пойдем на
прогулку и покормим маленького щенка, которого
принес Алешин папа.
II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе, так как д/сад находится рядом с лесом)
Тема: Мы идем в лес.
Дидактические задачи:
1. Расширить представления дошкольников о
диких животных.
2. Познакомить с животными занесенными в
красную книгу.
3. Способствовать использованию в играх
представление о редких животных.
4. Развивать речь детей, умение сравнивать,
выражать свои эмоции словами.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.
Материал: игрушки, картинки зверей, пропуск, корм для ежика, флешка с записью голосов птиц и животных, Мини MP3-плеер USB.
Содержание:
Из картонной коробки логопед делает
"домик для ежика". На входе в лес встречаем
лесника, где по пропуску лесник пропускает детей
(эту роль на себя берет логопед), который беседует
с ними рассказывает о питомцах (о том, что они
едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое
внимание животным, которые занесены в красную
книгу и охраняются государством. Лесник
рассказывает о том, где обитают эти животные,
почему их так мало осталось, как их охраняют.
Дети спросили у лесника не видел ли он ежа,
которого они видели на прошлой экскурсии. Лесник
предложил детям вместе найти ежа, так как дети
сделали для него домик и принесли корм.
Найдя ежа, дети покормили его яблоком и молочком,
подарили ему домик.
Лесник ведет с детьми разговор, что они знают про
этого животного, задавая ему вопросы. Дети
рассказывают стихотворение про ежа, которое
выучили на занятии.
Ежик в доме жил, жил.
Малым ростом был, был.
В доме он пол мыл, мыл.
Палец ежик занозил.
Палец его ныл, ныл.
Ежик йод открыл, открыл.
И палец ежик помыл, помыл.
(Закрепление произношения звука "ы" в словах).
Лесник похвалил детей и предложил игру
Экологическая игра "Как вести себя в лесу"
На столе разложены картинки с изображением
действий поведения людей в лесу, дети стоят в
кругу. Лесник бросает мяч и называет
определенное действие. Ребенок, поймавший мяч,
находит подходящую картинку, показывает детям.
Лесник: А сейчас приглашаю Вас немного
поиграть, ведь я очень люблю игры, а еще больше
люблю загадывать загадки. А вы любите? Тогда
слушайте внимательно загадки. (После каждой
загадки дети находят отгадку и показывают
картинку животного.)
Загадки
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?.. (Зайчишка.)Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это... (Белочка.)Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее?.. (Лиса.)Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк.)Бурый, косолапый
По лесу бредет.
Любит "одолжить"
У лесных пчел мед. (Медведь.)
Лесник: Ну, ребята, вы порадовали меня. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.
III. Ситуации-проблемы (в играх)
Проблемные ситуации:
- Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)
- Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
- Почему ёж колючий?
- Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
- Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
- Что случится, если не будет растений?
- Как папа узнал, что ночью был дождь?
- Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
- Почему заяц и белка линяют?
Проблемную ситуацию я создаю побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.
Игра "Кому нужна вода? – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде( какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)?
В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т.д.
Игра "Чудо-цветок" – направлена на закрепление знания детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок и плод).
В игре "Приготовь лекарство" дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах.
Детям предлагаются различные игры:
- игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
- игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
- игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.
Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.
Перечисление игр:
- "Растения нашего леса"
- "Узнай гриб"
- "Парные картинки"
- "Опиши животное"
- "Когда это бывает"
- "Найди маму"
- "Птичья столовая"
- "Домик для животных"
- "Расскажи сказку"
- "Путешествие в лес"
Дети подготовительной группы задали вопрос: что такое многолетние травы? Логопед предложила экскурсию на семеноводческую станцию, так как станция находится вблизи детского сада. Во время экскурсии агроном рассказал о многолетних травах (клевер, люцерна, донник, просо, рапс, костер, овсяница) и дети увидели как работает сортировочный стол, сортируя семена рапса. Детям показали семена люцерны и клевера и задали вопрос, чем по внешнему виду похожи семена и чем отличаются? (Ответы детей).
Во время экскурсии возникла проблема: забило сортировочный стол при сортировке рапса. Что делать? Один мальчик сказал: нужно что-то покрутить и сортировочный стол будет работать. Другой сказал: может убрать семена со стола, почистить его и снова включить? Третий предложил позвать мастера. и т.д. Агроном-семеновод выслушал их ответы показал, как отрегулировать сортировочный стол.
В конце экскурсии подошла машина с семенами овсяницы и детям стало интересно, что делает агроном с семенами? Проверяет. Семена оказались влажными. Что делать? Один ребенок предложил оставить семена на воздухе под солнцем – они высохнут. Второй предложил включить обогреватель, чтобы их высушить. Агроном показал детям большую сушилку, где сушат семена, так была решена проблема. Детям раздали семена овсяницы и костра для кормления зимующих птиц. Дети сказали "спасибо".
Вывод: все ситуативные проблемы решаемы.
IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)
Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья. Ведь в них прослеживается причинно-следственная связь, понятая детьми, воспитываются настоящие человеческие чувства. Герои каждой сказки встречаются со злом и побеждают его, потому что имеют доброе, чуткое сердце; им на помощь приходят звери, птицы и даже солнце.
Предлагаю детям игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.
Например: Придумай сказке другой конец.
Вспомните, как же закончилась сказка "Сивка-Бурка", что произошло в конце, подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивительные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают).
Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?
Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.
Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.
Примеры ситуации-оценки:
– Кто в доме главный?
– Как можно узнать настроение человека?
– Мои поступки.
– Если бы я был (была) волшебником?
Предлагаю детям игру "Пирамида добра"
Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю (например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.
Вывод: дети подготовительной группы умеют оценивать разные ситуации (каждый по-своему).
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое
развитие дошкольников: Учебн. пособие для студ. и
сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. –
М.: Издательский центр "Академия", 1999.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение
детей: Кн. для воспитателей детского сада. – М.:
Мозаика-Синтез, 1999.– М.: «Мозаика-Синтез», 2004.
3. Арушанова А.Г. Формирование
грамматического строя речи: Методическое
пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. –
М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей
общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль
"Академия развития", 1996.
5. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по
развитию речи. Занятия со старшими
дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006
6. Курицына Э.М., Тараева Л.А. Игры на развитие
речи. Говорим правильно. Москва "РОСМЭН" 2007
7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов.
Ярославль "Академия развития", 1996.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика
развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.
метод, пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М.: (уманит, изд.
центр "ВЛАДОС", 2003.
9. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие
речи дошкольника: методическое пособие с
иллюстрациями. Екатеринбург "АРГО", 1996.