Цель занятия: познакомить детей с понятиями «лекарство» и «яд».
Результаты деятельности:
- Личностные: формирование у детей представления о негативном воздействии самостоятельного употребления лекарств на физическое здоровье человека и его социальное благополучие.
- Познавательные: формирование представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, знания правил здорового образа жизни, готовность соблюдать эти правила.
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Формирование полезных привычек и понимания того, что дети не должны принимать лекарства самостоятельно, что дети не должны брать лекарства у незнакомых людей.
- Коммуникативные: формирование навыков умения слушать и вступать в диалог, умение работать в группе сверстников, вырабатывать групповое мнение.
- Предметные: дать детям представление о том, что лекарства могут оказаться полезными и вредными в зависимости от ситуации.
Словарь:
Лекарство – это средство для лечения
болезни
Яд – это вещество, которое может убить
человека.
Материалы для занятия: рабочая тетрадь, цветные карандаши, мультфильм «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 этап. Организационный момент
Упражнение-энергизатор: «Я считаю, что я здоров, потому что …»
Учащиеся встают в круг, держась за руки. Один учащийся говорит: «Я считаю, что я здоров, потому что я делаю утром зарядку», берет за руку другого учащегося, следующий говорит: « Я считаю, что я здоров, потому что я занимаюсь плаванием» и т д.
Цель этапа: создание эмоционального настроя,
привлечение внимания учеников.
Р. Принимать и сохранять учебную задачу.
Л. Эмоциональный настрой на работу.
Мы продолжаем путешествие по стране Здоровячков. Итак, мы отправляемся за здоровьем, поэтому заучим слова: «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!» Сегодня на занятии мы поговорим о лекарствах. (Приложение 1, слайд 1)
2 этап. «Мозговой штурм»
Цели этапа: найти решение сложных
проблем путем применения специальных правил
обсуждения (4 шага: постановка задачи, выдвижение
идей, обсуждение идей, принятие решения)
Р. Принимать и сохранять учебную задачу.
Л. Учебно-познавательный интерес к новой теме.
К. Осознание включенности в общую работу.
(Слайд 2)
– Как вы понимаете, что такое лекарства? (Выслушиваются
ответы детей)
– А где мы можем более точно узнать, что такое
лекарство? Обратимся к словарю С. Ожегова (Чтение
определения из словаря лекарства) (Слайд 3)
Лекарствами называются вещества, которые применяются в определенных дозах с целью лечения какого-нибудь заболевания или его предупреждения. Лекарства могут быть различны по происхождению (растительные, животные, синтетические) по составу и форме (таблетки, пилюли, микстуры и т. д.) Для лечения лекарства применяются в строго определенных количествах. Одно и то же лекарственное вещество в зависимости от его количества может оказывать лечебные свойства или наносить сильнейший вред организму, являясь ядом и даже приводить к смерти.
– Где мы можем увидеть (НАЙТИ) лекарства?
(Слайды 4-6)
– Зачем нам нужно знать про лекарства?
– Лекарства могут быть и вредными. Лекарствами
лечат больных людей. А знаете ли вы, что такое яд? (Выслушивание
ответов детей)
– Обратимся к словарю С. Ожегова (Чтение
определения из словаря – яд)
Яд – вещество, которое наносит вред или приводит к смерти.
Обсуждение ситуаций, когда дети принимали лекарства:
– Кто назначил лечение?
– Кто давал им лекарства?
– Как мама узнавала, сколько таблеток или какую
часть нужно дать ребенку?
– Что случится, если выпить таблеток больше, чем
назначил врач?
3 этап. Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – старушка предлагает царевне отравленное яблоко
– Что бы могли посоветовать царевне?
Обсуждение ситуации. Подвести к выводу, что даже полезное лекарство может стать ядом, если его принимать неправильно. Дети не должны принимать лекарства и незнакомые вещества сами.
4 этап. Упражнение-энергизатор «Цвета»
Подготовить разноцветные жетончики любого цвета. Каждый участник находит свою группу по цвету жетона. Учащиеся рассаживаются по группам.
5 этап. Кооперативное обучение
- Чтец – читает вслух задание.
- Секретарь – записывает что-то от лица группы.
- Докладчик – рассказывает у доски, что решила группа.
- Хронометрист – следит за временем.
Работа в группах
Каждая группа получает задание (Приложение 2), где нужно дать ответы на вопросы, как бы они повели себя в каждой из ситуаций. Обсуждение нарисованных ситуаций. (10 мин.) Каждая группа получает лист формата А-2 с заголовком «Нужные и ненужные тебе лекарства». На этих листах после обсуждения группы приклеивают нужный на их взгляд правильный ответ.
6 этап. Выступление групп
Можно попросить детей представить ответы в виде сценок. Обобщение ответов.
Рефлексия
Каждая группа вывешивает стикер к проекту группы, которая на их взгляд лучше защитила свой проект. Подведение итогов.
7 этап. Работа над обсуждением ситуации
Зачитать ситуацию:
«Света гуляла во дворе. Рядом с ней остановилась машина. Незнакомый мужчина подошел к Свете и спросил, не видала ли она Виталика из соседнего дома. Он добавил, что договорился с Виталиком встретиться, а тот опаздывает. Мужчина сказал, что его зовут дядей Сашей, и спросил, как зовут девочку. Света ответила. Дядя Саша предложил Свете цветные горошины, похожие на витамины, лекарства или конфеты».
Вопросы:
– Как вы думаете, что сделала Света?
– Как бы вы поступили в данной ситуации?
(После обсуждения отвечает докладчик каждой группы).
Выводы:
- Не бери в руки таблетки и баллончики с аэрозолями без разрешения родителей.
- Не принимайте лекарства сами и не пробуйте на вкус незнакомые вещества.
- Не бери лекарства у незнакомых людей, не приобретай их с рук у случайных лиц или знакомых.
- Помни: любые лекарства при неправильном применении — яд!
8 этап. Подведение итога занятия
– Что нового вы узнали сегодня на занятии?
– Понравилось ли вам наше занятие?
Рефлексия
– Посмотрите на «пушистиков». У них разное настроение. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.
Энергизатор:
«Спасибо за приятное занятие» (дети становятся в круг, один ученик говорит: «Спасибо за приятное занятие!», берет руку стоящего рядом ученика, тот повторяет за ним: «Спасибо за приятное занятие!» ) и т д