Тип. Объяснение нового материала.
Цели.
- Образовательные. Дать понятие постоянного магнита, магнитного поля Земли; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; формировать умение применять полученные знания для решения задач и выполнения практических заданий, расширить кругозор учащихся в области магнитных явлений.
- Воспитательные. Научить объективно оценивать свою работу.
- Развивающие. Развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения.), познавательного интереса (на основе физического эксперимента); формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира.
ХОД УРОКА
Здравствуйте, садитесь.
Ребята, давайте вспомним, что вам известно об электрическом поле.
Самостоятельная работа
- Дайте определение электрического поля
- Назовите основные свойства поля
- Что называют силовыми линиями электрического поля
- Исправьте ошибку:
- Как заряжена гильза?
Давайте проверим работу и выставим себе оценку.
Молодцы! Сегодня мы с вами осуществим погружение в мир науки магнетизма, исследований, интересных фактов, связанных с магнетизмом.
Запишите в тетради число и тему урока “Постоянные магниты. Магнитное поле Земли”.
2 слайд
История магнита насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет. В VI в. до н. э. древнекитайские ученые обнаружили минерал, способный притягивать к себе железные предметы. Китайцы назвали его “чу-ши”, что означает “любящий камень”.
Название “магнит” было придумано древнегреческим драматургом Еврипидом (V в. до н. э.), описавшим его свойства в одном из своих произведений: много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Отсюда и появилось название этих камней. Магнит означает “камень из Магнесии”.
3 слайд
Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами.
Магниты бывают разной формы: полосовые, дугообразные, кольцевые. У всякого магнита, как и у магнитной стрелки, обязательно есть два полюса: северный (N) и южный (S).
(демонстрация магнитной стрелки, полосового и дугообразного магнитов)
А сейчас вам, ребята, в ходе выполнения экспериментальных заданий предстоит исследовать некоторые свойства магнитов. Приборы уже лежат на ваших столах. Выполняя задания, будете делать соответствующие выводы.
Задание 1.
Оборудование: металлические скрепки, полосовой магниты.
Возьмите полосовой магнит, поднесите сначала к скрепкам, а затем к медному шурупу. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод- не все вещества притягиваются магнитами.)
Задание 2.
Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?
Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом.
Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод- существуют участки с более сильными магнитными свойствами)
4 слайд.
В природе встречаются естественные магниты — железная руда (так называемый магнитный железняк). В настоящее время известно, что природные магниты представляют собой куски магнитного железняка (магнетита), состоящего из FеО (31%) и Fе2O3 (69%). Богатые залежи магнитного железняка имеются на Урале, в Украине, в Карелии, Курской области и во многих других местах.
5 слайд.
В древние времена свойства магнита пытались объяснить приписыванием ему “живой души”. Магнит, по представлениям древних людей, “устремлялся” к железу по той же причине, что и собака к куску мяса.
Задание 3.
Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок к магниту, но не касайтесь их. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод- взаимодействие происходит на расстоянии)
Теперь мы знаем, что все дело в особом поле, создаваемом магнитом. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Это поле и притягивает железо к магниту.
Магнитное поле представляет собой особый вид материи, отличающийся от вещества и существующий вокруг намагниченных тел.
6 слайд
Магнетит обладает не очень сильными магнитными свойствами. В настоящее время удается создать искусственные магниты со значительно более сильным магнитным полем. Материалом для них служат сплавы на основе железа, никеля, кобальта и некоторых других металлов. Во внешнем магнитном поле они намагничиваются, после чего их можно использовать в качестве самостоятельных постоянных магнитов.
Задание 4.
Оборудование: железный гвоздь, скрепки, магнит.
Возьмите гвоздь и поднесите её к скрепкам. Прилипают ли скрепки к гвоздю?
Потрите гвоздь о магнит в одном направлении, а затем поднесите к скрепкам. Прилипают ли скрепки?
Сделайте вывод. (Учащиеся делают выводы –
гвоздь приобрёл свойства постоянного магнита)
Вывод. Железо, сталь, никель, кобальт и
некоторые другие сплавы в присутствии
магнитного железняка приобретают магнитные
свойства.
Видеосюжет “Ферромагнетики” (Презентация)
7 слайд.
Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами (показать на опыте).
Оборудование: магнит и магнитная стрелка.
Поднести к синему, а затем к красному концу магнитной стрелки магнит. Что можно сказать о взаимодействии магнитной стрелки и магнита?
В каком случае магнитная стрелка притягивается, а в каком — отталкивается.
Вывод. Одноименные полюсы магнита и магнитной стрелки отталкиваются, разноименные — притягиваются.
Видеосюжет “Взаимодействие магнитов” (Презентация)
8 слайд
Такая же закономерность справедлива для любых магнитов: разноименные полюсы притягиваются, одноименные полюсы отталкиваются
(Решить №103 учебник “Физика 9” С.В. Громов, Н.А. Родина)
9 слайд
Магнит, изготовленный в виде стрелки, используют в компасах. Компас был изобретен около двух тысяч лет назад в Китае. Он назывался указателем юга
Демонстрация компаса, определение сторон света
10 слайд
Земной шар тоже магнит. У него есть свои магнитные полюсы и свое магнитное поле. Именно оно и заставляет стрелку компаса ориентироваться все время в определенном направлении.
Нетрудно понять, куда именно она должна указывать: ведь притягиваются разноименные полюсы. Следовательно, северный полюс стрелки указывает направление на Южный магнитный полюс Земли. Этот полюс находится на севере земного шара, несколько в стороне от Северного географического полюса (на острове Принца Уэльского).
Видеосюжет “Магнитные полюса Земли” (Презентация)
11 слайд
Прочитайте последний абзац на стр.57 учебника и расскажите о применении постоянных магнитов.
12 слайд
Ответьте на вопросы:
1. Что означает слово “магнит”?
2. Что представляют собой природные магниты?
3. Как получают искусственные магниты?
4. Что называют магнитными полюсами?
5. Как взаимодействуют между собой полюсы магнитов?
6. Как с помощью магнитной стрелки можно определить полюсы у намагниченного стального стержня?
7. Под действием чего стрелка компаса ориентируется в определенном направлении? Куда она показывает?
8. Где применяются магниты?
9. Почему существующий в природе магнитный железняк оказывается намагниченным? Что его намагнитило?
10. Что называют магнитным полем?
13 слайд.
1. Как будут взаимодействовать магниты?
2. Обозначьте на рисунке географические и магнитные полюсы Земли.
3. №1472, 1473, 1474, 1475, 1476 ( “Сборник задач по физике 7-9” В.И.Лукашик, Е.В. Иванова)
Молодцы, отлично поработали! Давайте запишем домашнее задание.
Слайд 14
Параграф 21 №104
Методическое обеспечение
- “Физика 9” С.В. Громов, Н.А. Родина
- “Сборник задач по физике 7-9” В.И.Лукашик, Е.В. Иванова
- http://ru.wikipedia.org
- Видеосюжеты, рисунки, находящиеся в открытом доступе интернета