Урок физики на тему "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли". 9-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Тип. Объяснение нового материала.

Цели.

  • Образовательные. Дать понятие постоянного магнита, магнитного поля Земли; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; формировать умение применять полученные знания для решения задач и выполнения практических заданий, расширить кругозор учащихся в области магнитных явлений.
  • Воспитательные. Научить объективно оценивать свою работу.
  • Развивающие.  Развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения.), познавательного интереса (на основе физического эксперимента); формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира.

ХОД УРОКА

Здравствуйте, садитесь.

Ребята, давайте вспомним, что вам известно об электрическом поле.

Самостоятельная работа

  1. Дайте определение электрического поля
  2. Назовите основные свойства поля
  3. Что называют силовыми линиями электрического поля
  4. Исправьте ошибку:


  5. Как заряжена гильза?

Давайте проверим работу и выставим себе оценку.

Молодцы! Сегодня мы с вами осуществим погружение в мир науки магнетизма, исследований, интересных фактов, связанных с магнетизмом.

Запишите в тетради число и тему урока “Постоянные магниты. Магнитное поле Земли”.

2 слайд

История магнита насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет. В VI в. до н. э. древнекитайские ученые обнаружили минерал, способный притягивать к себе железные предметы. Китайцы назвали его “чу-ши”, что означает “любящий камень”.

Название “магнит” было придумано древнегреческим драматургом Еврипидом (V в. до н. э.), описавшим его свойства в одном из своих произведений: много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Отсюда и появилось название этих камней.  Магнит означает “камень из Магнесии”.

3 слайд

Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами.

Магниты бывают разной формы: полосовые, дугообразные, кольцевые. У всякого магнита, как и у магнитной стрелки, обязательно есть два полюса: северный (N) и южный (S).

(демонстрация магнитной стрелки, полосового и дугообразного магнитов)

А сейчас вам, ребята, в ходе выполнения экспериментальных заданий предстоит исследовать некоторые свойства магнитов. Приборы уже лежат на ваших столах. Выполняя задания, будете делать соответствующие выводы. 

Задание 1.

Оборудование: металлические скрепки, полосовой магниты. 

Возьмите полосовой магнит, поднесите сначала к скрепкам, а затем к медному шурупу. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод- не все вещества притягиваются магнитами.)

Задание 2.

Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки? 

Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом. 

Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод- существуют участки с более сильными магнитными свойствами)

4 слайд.

В природе встречаются естественные магниты — железная руда (так называемый магнитный железняк). В настоящее время известно, что природные магниты представляют собой куски магнитного железняка (магнетита), состоящего из FеО (31%) и Fе2O3 (69%). Богатые залежи магнитного железняка имеются на Урале, в Украине, в Карелии, Курской области и во многих других местах.

5 слайд.

В древние времена свойства магнита пытались объяснить приписыванием ему “живой души”. Магнит, по представлениям древних людей, “устремлялся” к железу по той же причине, что и собака к куску мяса.

Задание 3.

Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок к магниту, но не касайтесь их. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод- взаимодействие происходит на расстоянии)

Теперь мы знаем, что все дело в особом поле, создаваемом магнитом. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Это поле и притягивает железо к магниту.

Магнитное поле представляет собой особый вид материи, отличающийся от вещества и существующий вокруг намагниченных тел.

6 слайд

Магнетит обладает не очень сильными магнитными свойствами. В настоящее время удается создать искусственные магниты со значительно более сильным магнитным полем. Материалом для них служат сплавы на основе железа, никеля, кобальта и некоторых других металлов. Во внешнем магнитном поле они намагничиваются, после чего их можно использовать в качестве самостоятельных постоянных магнитов.

Задание 4.

Оборудование: железный гвоздь, скрепки, магнит.

Возьмите гвоздь и поднесите её к скрепкам. Прилипают ли скрепки к гвоздю?

Потрите гвоздь о магнит в одном направлении, а затем поднесите к скрепкам. Прилипают ли скрепки?

Сделайте вывод. (Учащиеся делают выводы – гвоздь приобрёл свойства постоянного магнита)
Вывод. Железо, сталь, никель, кобальт и некоторые другие сплавы в присутствии магнитного железняка приобретают магнитные свойства.

Видеосюжет “Ферромагнетики” (Презентация)

7 слайд.

Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами (показать на опыте).

Оборудование: магнит и магнитная стрелка.

Поднести к синему, а затем к красному концу магнитной стрелки магнит. Что можно сказать о взаимодействии магнитной стрелки и магнита? 

В каком случае магнитная стрелка притягивается, а в каком — отталкивается.

Вывод. Одноименные полюсы магнита и магнитной стрелки отталкиваются, разноименные — притягиваются. 

Видеосюжет “Взаимодействие магнитов” (Презентация)

8 слайд

Такая же закономерность справедлива для любых магнитов: разноименные полюсы притягиваются, одноименные полюсы отталкиваются

(Решить №103 учебник “Физика 9” С.В. Громов, Н.А. Родина)

9 слайд

Магнит, изготовленный в виде стрелки, используют в компасах. Компас был изобретен около двух тысяч лет назад в Китае. Он назывался указателем юга

Демонстрация компаса, определение сторон света

10 слайд

Земной шар тоже магнит. У него есть свои магнитные полюсы и свое магнитное поле. Именно оно и заставляет стрелку компаса ориентироваться все время в определенном направлении. 

   Нетрудно понять, куда именно она должна указывать: ведь притягиваются разноименные полюсы. Следовательно, северный полюс стрелки указывает направление на Южный магнитный полюс Земли. Этот полюс находится на севере земного шара, несколько в стороне от Северного географического полюса (на острове Принца Уэльского).

Видеосюжет “Магнитные полюса Земли” (Презентация)

11 слайд

Прочитайте последний абзац на стр.57 учебника и расскажите о применении постоянных магнитов.

12 слайд

Ответьте на вопросы:

1. Что означает слово “магнит”? 

2. Что представляют собой природные магниты?

3. Как получают искусственные магниты? 

4. Что называют магнитными полюсами? 

5. Как взаимодействуют между собой полюсы магнитов? 

6. Как с помощью магнитной стрелки можно определить полюсы у намагниченного стального стержня? 

7. Под действием чего стрелка компаса ориентируется в определенном направлении? Куда она показывает? 

8. Где применяются магниты? 

9. Почему существующий в природе магнитный железняк оказывается намагниченным? Что его намагнитило? 

10. Что называют магнитным полем?

13 слайд.

1. Как будут взаимодействовать магниты?

2. Обозначьте на рисунке географические и магнитные полюсы Земли.

3. №1472, 1473, 1474, 1475, 1476 ( “Сборник задач по физике 7-9” В.И.Лукашик, Е.В. Иванова)

Молодцы, отлично поработали! Давайте запишем домашнее задание.

Слайд 14

Параграф 21 №104

Методическое обеспечение

  1. “Физика 9” С.В. Громов, Н.А. Родина
  2. “Сборник задач по физике 7-9” В.И.Лукашик, Е.В. Иванова
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. Видеосюжеты, рисунки, находящиеся в открытом доступе интернета