Устный журнал "Жил-был художник один…"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (177 МБ)


Цели: познакомить обучающихся с творчеством В.А. Селиванова.

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию родного края;
  • способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности;
  • развивать чувство прекрасного, активизировать интерес обучающихся к изобразительному искусству.

Участники: обучающиеся 11-х классов, дочь художника - Климачева А.В, Шерина М.В. – ветеран педагогического труда, друг семьи художника, члены творческой группы “Сибирский пейзаж”, художники – Сотников В.А, Ардашкин А.А., Кравчук В.П., исскуствовед, ученица В.А. Селиванова Рысаева Т.Д., классные руководители 11-х классов.

Подготовительная работа:

1. По желанию обучающихся в классах организуются три творческие группы:

  • 1-я - 11 “а” - подбор материала для устного журнала (ознакомление с биографией и творчеством художника, беседы с людьми, близко знавшими художника);
  • 2-я – 11 “б” - подбор музыкального оформления и слайд-шоу к устному журналу;
  • 3-я – 11 “в” - оформление зала и техническое обеспечение мероприятия.

Оформление:

  • На заднике сцены висит портрет художника, лента “Почетный гражданин г. Кемерово” и плакат, на котором написано его жизненное кредо. На авансцене этюдник В.А. Селиванова на котором лежат живые цветы.
  • На стенах актового зала развешены работы юных художников, занимающихся в изостудии “Акварелька” им. В.А. Селиванова.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор
  • копии фотографий, документов (Почетные грамоты, Благодарственные письма В.А.Селиванова)
  • картины художника: “Портрет матери”, “Портрет жены”, “Сталин в ссылке”, “Утро на Томи”, “Непогода”, “Пасмурный день”, “Бабье лето”, “Летний пейзаж”, “Осень”, “Пробуждение”, “Большая вода”, “Зима”
  • музыкальный центр, диски с записями музыкальных произведений.

Ведущие: актив музея

Ход мероприятия

(Слайд 1) (Звучит “минусовка” песни “Жил-был художник один...” (1 куплет).

Руководитель музея: Добрый день, дорогие ребята! 26 января 2003 года в нашей школе был открыт музей Заслуженного работника культуры РФ, Почетного гражданина города Кемерово, художника, педагога Василия Андреевича Селиванова. И сегодня мы хотим познакомить вас с жизнью и творчеством нашего замечательного земляка. В работе над устным журналом, который будет представлен вашему вниманию, огромную помощь нам оказали люди, близко знавшие Василия Андреевича. Это: А.В. Климачева - дочь художника, М.В. Шерина – ветеран педагогического труда и друг семьи Василия Андреевича, члены творческой группы “Сибирский пейзаж” - Сотников В.В, Ардашкин А.А, Кравчук В.П., ученица Василия Андреевича – искусствовед Т.Д. Рысаева.

Итак, дорогие друзья, начнем листать страницы нашего журнала! (Слайд2)

1 вед.:

Творенье может пережить творца,
Творец уйдет природой побежденный
однако образ, им запечатленный
Веками будет согревать сердца.

2 вед.: Сегодня мы, подрастающее поколение, все чаще, обращаемся к изучению истории нашей “малой Родины”. И эта история неразрывно связана, с теми, кто жил и живет рядом с нами, с теми, кто своим кропотливым трудом и неустанной деятельностью преобразуют наш город. Одним из таких замечательных людей был Заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин города Кемерово, художник, педагог Василий Андреевич Селиванов.

(Слайд 3) (На экране портрет матери художника).

3 вед.: Мать Василия Андреевича, Лукерья Степановна была доброй, уравновешенной женщиной и великолепной рассказчицей. Еще в детстве она усвоила истину: неграмотный человек получает только самую бесправную, черную работу. Поэтому для своих детей хотела, чтобы они учились.

(Слайд 4) (На экране портрет отца художника).

4 вед.: От отца, Андрея Федоровича, Василий Андреевич унаследовал сильный, целеустремленный характер. Отец был крестьянином. На Алтае, где родился художник, у него было крепкое хозяйство. Но над семьей нависла угроза раскулачивания - это заставило его бросить все и ночью с семьей двинуться в Киселевск. (Слайд 5-7)

5 вед.: При заводе, где стал работать отец, была хорошая библиотека. Там будущий художник увидел детские книги, наполненные яркими картинками и “Атлас по архитектуре” с красивыми иллюстрациями. Именно тогда у него и зародилась мечта стать художником. Первой его работой был рисунок, сделанный в пять лет карандашом на обычной газете. Это была молотьба: трактор, прицеп, люди ходят и снопы передают друг другу.

(Слайд 8) (На экране портрет художника в юношеском возрасте).

6 вед: Трудный голодный 1942 год. Василий по собственной инициативе оставил школу и пошел работать на оборонительный завод. Высокий широкоплечий, он выглядел старше своих 16 лет. Позже он рассказывал: “Пришел на завод, меня поставили на простую операцию, и я в первый же день сделал 3 нормы. Правда, это никому не нужно было, за такую прыть дополнительно не платили, но для себя сделал вывод: работать я могу! И вот это “ Я могу!” стало на всю жизнь как знамя, как руководство к действию, и с этим было хорошо жить!”

(Слайд 9) (На экране портрет художника в возрасте 20 лет).

7 вед.: После войны Василий Андреевич пошел работать в заводской клуб художником. Рисовал, готовился к поступлению в Пензенское художественное училище. Кто-то ему сказал, что это самое лучшее училище в стране, и если учиться профессионально, рисовать, то только там. И вот туда августовским утром 1946 года он и добрался. В училище никого не было. Вступительные экзамены уже прошли, а учебный год еще не начался. Василий сразу же пошел к директору - Ивану Васильевичу Владимирову. Тот не развернул опоздавшего абитуриента, а попросил показать привезенные с собой рисунки. На всю жизнь Василий Андреевич запомнил замечания директора о том, что рисунки только похожи на натуру, в них не хватает грамоты. Тогда он так и не понял, хорошо это или плохо. Захотелось взять в охапку папку с рисунками и уехать домой. Но директор объяснил, кому сдать документы и как поселиться в общежитии.

8 вед.: А после сдачи дополнительного экзамена, Селиванова зачислили сразу на 2 курс. “То, что я был освобожден от общеобразовательных дисциплин, давало мне возможность много рисовать. Как великое счастье, необыкновенной удачей считал свое поступление в училище, впереди видел себя только художником, - вспоминал Василий Андреевич.

1 вед.: Пролетели 4-е не простых учебных года. Незаметно пришла пора защиты дипломной работы. У Василия Андреевича давно созрела тема эскиза: он видел ночь после Бородинского сражения. Пылают костры, в тревожной мгле темного неба вырисовываются фигуры ратников, которые то исчезают в дымке костров, то, наоборот, освещаются пламенем огня. Им не спится, они возбуждены прошедшим сражением, они победители.

(Слайд 10) (На экране картина “Сталин в ссылке”).

2 вед.: Но, к сожалению, этому замыслу не удалось сбыться. В конце 1949 года в СССР отмечалась грандиозная дата – 75 летний юбилей товарища Сталина. В училище был объявлен конкурс, посвященный этой дате. Василий Андреевич принял участие в этом конкурсе и изобразил “вождя всех времен и народов” в сибирской ссылке в городе Туруханске Красноярского края, сидящего у окна в низкой избе. В его напряженной позе видно нетерпеливое ожидание свободы. Начинающий художник сумел скупыми средствами, без бравады, передать состояние одиночества молодого революционера, изображенного силуэтом на фоне зимнего окна. Селиванов получает первое место и главный приз конкурса, а родители в далекой Сибири “Похвальное письмо”.

(Слайд 11) (На экране “Похвальное письмо”, ведущий зачитывает его текст )

После таких похвал ему ничего не оставалось, как взять за основу будущей дипломной работы, так понравившийся администрации конкурсный эскиз. Хотя, по его признанию, душа к этой теме не лежала.

(Слайд 12) 3 вед.: В 1950 году, окончив училище, Василий Селиванов приезжает по распределению в город Кемерово преподавателем черчения и рисования в общеобразовательную школу.

(Слайд 13-15) (На экране фото художника в возрасте 28 лет).

Не сразу молодой специалист вошел в сферу художественной жизни города. Вспоминая то время, он не раз повторял, что просто не имел права называть себя художником: мало опыта, нет значительных работ, которые давали бы право участвовать в выставках. Как дар судьбы стал день, когда в 1957 году его принимают художником в Художественный фонд.

(Слайд 16-19) (На экране фоторяд - художник в Доме Творчества “Сенеж”).

4 вед: С 1963 большое значение в его творчестве занимали дизайн окружающей среды, оформление музейных экспозиций, наглядная агитация. Профессионализм в этом направлении оттачивал в течение восьми лет в Центральной учебно-эксперементальной студии художественного проектирования Союза художников СССР в Доме Творчества “Сенеж”.

(Слайд 20) (На экране фотография художника в возрасте 50 лет)

5 вед: В 1975году, как дизайнер, Василий Андреевич вступил в Союз художников РСФСР и через год становится главным художником сначала художественно-производственных мастерских, а потом и города Кемерово. Творческий потенциал художника был огромен. Ему хотелось больше узнать и попробовать себя во всех сферах художественной деятельности, чтобы до конца разобраться, где лучше себя проявить.

Годы учебы в студии превратили художника-оформителя в грамотного дизайнера проектировщика. Вместе с друзьями – В.Алексеевым, В.Сотниковым, Василий Селиванов занимался многими видами оформительской деятельности. Своими работами дизайнеры внесли новую струю в разработку различных объектов города. (Слайд 21-23) (На экране фоторяд – В.А. Селиванов за работой над дизайнерскими проектами и сами проекты).

6 вед: Из воспоминаний Кравцовой Людмилы Петровны, бывшего директора областного краеведческого музея: “С Василием Андреевичем мы много работали, это был замечательный отзывчивый человек. О нем у меня остались самые лучшие воспоминания. Раньше была проблема с оформителями, но Василий Андреевич всегда был готов помочь бескорыстно, хотя работа тонкая и кропотливая”.

7 вед.: Кроме оформительских работ в Кемерово Селиванову удавались и другие работы. Подтверждением тому проект реконструкции “Театра на Таганке”(1975г.) В этой огромной работе, как в фокусе сосредоточились все наиболее показательные стороны творчества В.А.Селиванова.

Кроме этого Василий Андреевич являлся автором многих других крупных работ: “ВДНХ Кузбасса 1983г.”; областной краеведческий музей “Советский период” 1986 г., VI зональная выставка “Сибирь социалистическая” 1985 г. и др.

(Слайд 24-44 автоматический режим) (на экране фоторяд - деятельность художника-живописца)

8 вед.: В 70-80 годы дизайнерская работа уступает место живописи. Любовь к акварели вытесняет все другие интересы. Работы 70-80 гг. были представлены, в основном, пейзажами.

(Слайд 24-26) (на экране акварели художника “Непогода”, “Утро на Томи”, “Туман и дождь”).

1 вед.:

Несказанное, синее, нежное
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное
Дышит запахом меда и роз.

(Слайд 27-29) (на экране акварели художника “На окраине”, “Дачи”, “Домик ветерана”)

2 вед.:

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты в ризах, образа...
Не видать конца и края
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю в твои поля
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.

(Слайд 30) (на экране акварель художника “Осень”).

3 вед.: У Василия Андреевича есть листы, написанные “по-сырому”, где акварель растекается по бумаге, волевым усилием художника собирается и застывает в поэтическом образе.

(Слайд31) (на экране акварель художника “Большая вода”).

4 вед.: Акварели Селиванова были проникнуты возвышенным и романтическим состоянием. Добиться такого настроения ему помогла различная техника: “Большая вода” - густой ультрамарин плотно ложится на бумагу, несет в себе оттенок суровости, отсюда, настроение устойчивости, определенности.

(Слайд 32-39) (на экране портреты: Т. Сущенко, жены Александры, внука Павла, портнихи, тяжелобольного, актрисы Л. Цукановой, молодого рабочего, актрисы)

5 вед.: Портретная галерея художника небольшая, но она отличается многообразием решений. Они наполнены лиризмом, индивидуальным своеобразием модели. Для своих моделей он не искал каких-то особенных людей, наделенных незаурядными способностями. Это люди близкие художнику, которые постоянно рядом с ним, поэтому и состоялось живое общение зрителя и модели.

(Слайд 40) (на экране портрет матери художника).

6 вед.:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

(Слайд 41-43) (на экране картины “В лесу”, “Зима, “Лето”).

7 вед : Пейзаж, да и, пожалуй, любая картина художника передает его душевное состояние. Все его картины жизнерадостны и жизнеутверждающие. Он терпеливо следует за переменчивым и многообразным миром. Творчество Селиванова берет свое начало в кузбасской природе, отсюда и сюжеты его картин. Это картины “Зима”, “В лесу”, “Лето”.

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою летний мороз!
Так и хочется к телу прижать,
Обнаженные ветви берез!

(Слайд 44) (На экране картина “На пленэре”).

8 вед.: Прекрасная работа “На пленере”1987год. “Работать с цветом очень трудно, - говорит художник перед картиной, - Невероятно сложно, когда рядом красный, желтый, синий, зеленый. Но именно с ними я стремлюсь решать сложнейшие образные и колористические задачи”

1 вед.: “Главная миссия художника, заключается в том, чтобы, постоянно познавать себя, отражать все то, что он почувствовал и испытал сам в отведенный для него Богом отрезок времени пребывания на земле” - эти слова Селиванова самым лучшим образом раскрывают главный смысл всех его картин.

Любовь к акварели вытесняет все другие интересы. Ему словно не хватало времени, он торопился оставить городу память о себе. Тщательно отбирал лирические пейзажи, дарил целые выставки детскому приюту, дому престарелых, городской больнице №3, хоспису, школам, городской администрации. Его работы согрели казенные стены, внесли в эти здания особую ауру добра и уюта.

(Слайд 45-49) 2 вед: Василий Андреевич был не только замечательным художником, но и удивительно талантливым педагогом. Еще в 1964 г. ему предложили открыть студию и он не задумываясь, согласился. Есть профессиональное художественное образование, педагогический опыт, умение находить общий язык с любой аудиторией – почему бы и нет?

(на экране фоторяд - педагогическая деятельность В. А. Селиванова в изостудии при Доме Культуры “Строитель”).

3 вед.: С огромной самоотдачей Селиванов учил изобразительному искусству молодых людей, приходивших к нему в изостудию при Доме Культуры “Строитель”. Благодаря Василию Андреевичу студии был присужден статус “Народной” в 1972г., а в 1982г. художник был удостоен Почетного звания “Заслуженный работник культуры РСФСР”.

(Слайд 50) (на экране документ о присвоении звания “Заслуженный работник культуры РСФСР”).

4 вед.: Изостудия вошла в жизнь художника прочно и надолго, он со всей ответственностью взялся за дело. Более 40 человек из студии Селиванов ушли учиться в высшие и средние художественные учебные заведения.

5 вед.: Василий Андреевич всегда находился в поиске чего-то нового и оригинального. Для него этот поиск был неотрывно связан с общением с молодыми. И поэтому в 1996 г, несмотря на преклонный возраст, тогда ему уже было 70 лет, Василий Андреевич с удовольствием согласился преподавать в Кемеровском художественном училище.

(Слайд 51) (на экране документы о присвоении звания “Почетного гражданина города Кемерово”).

1998 году за заслуги перед городом художник удостаивается звания “Почетного гражданина города Кемерово”.

(Слайд 52) (на экране фоторяд- открытие изостудии “Акварелька”_)

6 вед.: 15 октября 2003 года в нашей школе была открыта детская изостудия им. Василия Андреевича Селиванова. Художник-педагог всегда мечтал о студии, где дети могли бы учиться рисовать, но, к сожалению, его мечта воплотилась только после смерти. В студии детей учат мастерству написания акварельных пейзажей, так как это была любимая техника художника. Работами ребят изостудии сегодня оформлен наш зал.

(Слайд 53-60) (на экране фоторяд – занятия в изостудии, возложение цветов к мемориальной доске и портрету у кинотеатра “Москва”).

7 вед.: 1 апреля 2000 года Василия Андреевича не стало. Но остались его картины, которые находятся в собрании Областного музея изобразительных искусств, краеведческого музея, в частных коллекциях в России и за рубежом, а так же в музее имени В.А. Селиванова в нашей школе. Активисты музея ежегодно 1 апреля, в День Памяти художника, возлагают цветы к мемориальной доске на улице Ноградской, дом 10, где находилась мастерская Василия Андреевича и к его фотопортрету в портретной галерее Почетных граждан города Кемерово у кинотеатра “Москва”.

8 вед.: Перелистывая последнюю страницу нашего устного журнала, хотелось бы предоставить слово нашим гостям.

(Слайд 61-63) (на экране фото творческой группы “Сибирский пейзаж”, слово предоставляется гостям мероприятия.)

(Слайд 64-65) (Звучит “минусовка” песни “Жил-был художник один...” (1 куплет).

Руководитель музея: Завершить нашу встречу хотелось бы словами гениального Микеланджело Буанаротти:

“Творенье может пережить творца,
Творец уйдет природой побежденный
Однако образ, им запечатленный
Веками будет согревать сердца”.

(слайд 66) Спасибо за внимание.

Литература:

1. Буклеты к юбилейным выставкам.

2. Есенин С. Сборник стихов.

3. Рысаева Т.Д. Василий Селиванов. Художник. Педагог. – ООО “Редакционно-издательская фирма “Весть”, Кемерово, 2002 г. 164 с.