Цели:
- Создание педагогических условий для формирования у школьников опыта толерантных отношений и поведения.
- Осваивание и внедрение новых технологий по развитию толерантности в образовательном процессе.
- Профилактика интолерантного поведения в среде обучающихся, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.
- Формирование и внедрение социальных норм толерантности.
Задачи:
- Раскрыть понятие феномена толерантности.
- Познакомить с документами по толерантности.
- Обосновать теоретическую модель системы толерантного воспитания.
- Познакомить участников образовательного процесса с технологиями по формированию толерантности.
- Ориентация участников семинара на использование в своих образовательных учреждениях представленный опыт.
Толерантность представляет собой ценность и социальную норму гражданского общества.
Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика.
В этом труднейшем, неведомой остроты деле необходима информация о сущности воспитания толерантности, её содержании и проявлениях, а также, представления о возможных средствах, технологиях такого воспитания, творческого использования таковых в конкретных условиях, и, что очень важно – толерантность необходима самому педагогу, и как профессионалу, и как человеку.
Поэтому, как никогда, очень важным фактором является формирование толерантного сознания у всех участников общеобразовательного пространства. Путь к толерантности – это серьёзный эмоциональный и интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Сегодня есть все основания говорить о своеобразном дефиците толерантности не только в обществе и мире, но и в определённой части педагогического сообщества, об отсутствии или недостаточном проявлении психологической готовности к толерантному поведению и проявляется, к сожалению, в самых разнообразных формах. Причины тому – недостаток профессиональных умений и навыков (у молодых специалистов), “психологический барьер к инновациям” (у тревожных и инертных), отсутствие толерантности к новой социокультурной среде (у педагогов с большим стажем).
Множество источников стихийно создают, формируют разноплановый и противоречивый жизненный, а вместе с тем, и толерантный или иной опыт детей. Вместе с тем, стихийность, вовсе не исключает направленности. Любой опыт можно специально обогащать, насыщать, пополнять.
Формирование основ толерантного сознания личности необходимо начинать со школьной скамьи, учитывая возрастные особенности детей, создавая необходимые условия для целенаправленной организации положительного опыта толерантности, пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми, или сообществами – пространства сосуществования разного. Каким бы это разное ни было, педагог должен быть готов к нему, а для этого – знать не только источники, но и факты, вызывающие необходимость формирования толерантности.
Гипотеза – процесс формирования толерантности у школьников будет более эффективным, если:
- разработана система развития толерантности, обеспечивающая возможности овладения необходимыми целями, задачами, принципами, знаниями, умениями толерантного характера;
- организация процесса толерантного воспитания направлена не только на активизацию учебно-познавательной работы, но и на создание условий для включения школьников в разные виды социально-значимой деятельности в школе и семье;
- педагогические условия формирования толерантности будут включать в себя познавательный, личностный и коммуникативный блоки.
В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Несомненную важность этой темы подтверждает наличие дня толерантности. Декларация Принципов толерантности утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, статья 3. С тех пор этот день считается Международным Днём Толерантности.
Понимание толерантности с идеями Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО:
1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, норм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.
1.2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формирование на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и торжеству права.
Из истории слова.
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологии и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности не является абсолютно новой. И возникновение её связывают с поисками альтернативы явления талиона: “Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу”. Талион (лат. talio – возмездие, равное по силе преступлению) вошёл в историю развития нравов и нравственного воспитания, во-первых, как воплощение уравнительной справедливости, во-вторых, как исторически первая форма легитимного насилия. Это был древний обычай, регулировавший взаимоотношения в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербном, точно соответствующим нанесённому вреду. Примерно в тот же период возникает одно из первых древних нормативных требований, которое можно рассматривать как противовес талиону: “золотое правило нравственности”: “Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”. Исторически это требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, правило, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин “золотое правило” закрепился в конце 1 века.
Первые упоминания о “золотом правиле” содержатся в Махабхарате, в изречениях Будды, трудах Конфуция, Гомера, Геродота. Новый Завет отвергает все формы насилия не только над человеком, но и над живым существом вообще. Буддизм безоговорочно осуждает насилие, зло, лицемерие, человеконенавистничество. В Коране “золотое правило” не зафиксировано. В Библии “золотое правило” упоминается в ветхозаветной книге и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди.
Исходя из этого, внимание нас, педагогов, должно быть обращено на степень представленности в культурах разных народов таких показателей, как уступчивость, компромиссность, а с другой стороны, на стремление к независимости, готовность пойти на риск, агрессивность.
В многонациональной России ещё до Октября 1917 года говорили о важности воспитания школьников в духе уважения иных народов. В последние годы в России проблема толерантности исследуется в рамках теории поликультурного образования. Большая роль в формировании толерантности здесь отводится образованию как составной части государственной политики в области межкультурных отношений. Это означает – необходимость уделить особое внимание вопросам повышения педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Неоднократно в своих выступлениях В. Путин и Д. Медведев упоминали о сохранении и развитии культуры каждого этноса, развитии национального терпимого (толерантного) отношения актуального для многонациональной России.
Однако в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, национализма. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление решить сложные социальные проблемы “просто и быстро”. Последние годы характеризуются катастрофическим ростом всевозможных форм асоциального поведение среди молодёжи и подростков. Растёт количество антиобщественных молодёжных организаций радикального толка, вовлекающих неискушённую молодёжь в экстремистские группировки.
Обозначенные проблемы могут и должны решаться в нескольких плоскостях. С одной стороны, это общегосударственные меры политического и социально-экономического характера, а с другой стороны, это меры педагогические, психологические, образовательные, которые помогут решить интолерантные проблемы.
Школьные классы становятся микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Для многих школ это обстоятельство стало причиной сложных проблем.
Межкультурному и кросскультурному взаимопониманию нужно учить. Примирению нужно учить. Одной из задач, поэтому, становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что “образовательная политика России учитывает значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности”.
Главная задача школы на данный момент состоит в том, чтобы построить такой учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование кросскультурного самосознания, развитие у ребёнка системы общечеловеческих ценностей.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Как показывает анализ практики, выше рассматриваемый процесс происходит стихийно. Для того, чтобы сделать его целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная педаго– гическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, вакуум, в который попадают многие учащиеся, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, способна заполнить полноценная работа педагогов, психологов, воспитателей школы с воспитанниками.
Воспитание толерантности посредством организации деятельности учащихся.
При организации деятельности учащихся для учителя важно – осознание того, что его воспринимают как образец для подражания. И здесь возникает немало непростых проблем. У учителя естественно могут быть ученики, которые ему нравятся или не нравятся одним или другим, есть более приятные и мене приятные. И это по-человечески понятно. Профессионально же предполагается и требуется совершенно иное: дети – разные, и отношение к ним может быть разным, но вот проявлять его должно, принципиально одинаково – ровно, уважительно, терпимо, тактично, порой переступая через собственные эмоции. Это не исключает понятного права на гнев, раздражительность, на недовольство и на требовательность, но предполагает их корректное проявление.
Толерантность учителя – не всепрощение или беспринципность, не равнодушие к недостаткам, да и терпимость вовсе не означает принятие нарушений, норм общежития, общественных и школьных порядков. Толерантность детей к самому себе учитель может достичь, проявляя равно доброе, заботливое отношение ко всем детям, сколь ни сложно это в реальности: поощряет творческие подходы к решению проблем, обеспечивает условия для совместной деятельности, для личных достижений учащихся, для признания культурных различий в жизни, не поощряет агрессивное поведение, учит мыслить критически и умеет ценить позиции других.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются её границы и учащиеся могут проявить своё личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми.
Методы воспитания толерантности.
Традиционно метод воспитания рассматривают как способ воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Опираясь на синергетическаий подход, мы должны рассматривать в едином контексте методы воспитания и соответствующие им методы самовоспитания. Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, метафоры, поговорки.
Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов.
Методы воздействия на эмоциональную сферу ребёнка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение. Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения может реализоваться через использование речёвок, музыкальных произведений, цитат из библии; высказываний великих людей, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование. Прежде всего, речь идёт об одобрении толерантных поступков детей и толерантных суждений. Стимулирование может осуществляться в разных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребёнок изменяет своё поведение в позитивную сторону.
Методы коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок часто может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием (и другие методы).
Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников. Прежде всего, для этого необходимо в принципе традиционное изучение ребят, их семей, образа жизни, круга общения. Особенно, и всё более актуально, изучение современного детства, его идолов и привязанностей, как и динамики развития каждого школьника: его интересы и увлечения, предпочтения, представления, особенно о том, в чём очевидна или ожидаема разница в наших оценках, идёт ли речь о понимании “современного человека” или моде, о сленге или эстраде. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время проблемных дискуссий, ролевых игр, групповой рефлексии или анализ продуктов деятельности учащихся, анкетирование. Поэтому именно поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором можно практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих воспитанников и свой собственный. Учитель может чего-то не принимать, но надо, во-первых, знать, во-вторых уважать иные мнения, само право их иметь и высказывать. Разобравшись сам, педагог может помочь ребятам понять их внешкольную среду, сложность активного социального фона их жизни, улавливая новое, ему легче понять причины возникающих проблем и, таким образом, определить эффективность своей деятельности по данной проблематике.
Взаимодействие школы и родителей в воспитании толерантности.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности ребёнка.
Семья во многом может помочь школе. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребёнку и другим людям при проведении специальной работы возможно.
Весьма деликатна и проблема толерантности в отношениях между педагогами в школе, т. е. взаимосвязанными равноправными и равно ответственными специалистами, работающими в едином пространстве и общей атмосфере. Но при одинаковом статусе – педагоги все очень разные, у каждого своё представление о роли и функции учителя, у каждого свой характер, жизненный опыт и менталитет, свои предпочтения и уровень притязаний, симпатии и антипатии. Всё это также обостряет значимость профессиональной и человеческой толерантности. В этих условиях очень важно достигать согласия в решении педагогических вопросов, единства, но не одинаковости, требований, и, особенно подчеркну, не вовлекать детей в сферу конфликтов и выяснение отношений между учителями, так как это всегда травма и для участников и для свидетелей. И как бы ни было трудно и сложно – обязательным и полезным для учителя является рефлексия, самоанализ реальных отношений с окружающими, честная оценка своих мыслей, поступков и действий.
Практическая значимость проводимой нами работы по формированию толерантного пространства в рамках этого проекта.
Деятельность по формированию установок толерантности нам кажется более успешной при косвенной работе в данном направлении через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели просветительским путём. Даже само слово “толерантность” нами считается необязательным. Важно не только знать и понимать это слово, а быть толерантным по отношению к иному, другому, к изменениям.
Одним из вариантов реальной, предметной основы, способствующей организации социокультурного взаимодействия, в процессе которого создаётся благоприятная среда, воздействующая на расширение границ толерантности, нами используется как учебная, так и внеучебная деятельность детей: – психологическое просвещение, т.е. работа через тематические педсоветы, психолого-педагогические семинары с учителями; родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы по развитию навыков позитивной коммуникации, возрастным особенностям детей, способам конструктивного, эффективного общения в семье. Педагогом-психологом даются мастер-классы для психологов района, учителей “Игровые технологии в практике работы по формированию толерантного поведения”. Для учащихся, для педагогической общественности – открытые уроки, психологические практикумы с элементами тренинга “Толерантность, как основа жизненной позиции личности в современных условиях”, “Все мы разные” (ролевая игра с элементами тренинга), “Толерантная личность” (дискуссия с элементами тренинга), “Толерантность– особая ценность прав человека”, “Психологические часы” – “Психология конструктивных взаимоотношений”, занятия с элементами тренинга “Как справляться с гневом?” (по формированию навыков бесконфликтного общения со сверстниками, учителями и родителями), индивидуальные консультации со всеми участниками образовательного процесса (учителями, родителями и учащимися, администрацией) по широкому кругу проблем, связанных с навыками конструктивного общения.
Пути решения проблем.
Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями, курсами теоретических знаний. Необходима системная, целенаправленная работа, использование методов и техник, которые позволят каждому ребёнку, соответственно его возрастным особенностям и возможностям, не только узнать и понять, но и почувствовать и пережить.
Важнейшим условием работы с детьми в этом направлении является выход на качественно новый уровень отношений учитель-ученик, что невозможно без изменения менталитета учителя, отказа от подавляющего, миссионерского стиля отношений с учащимися.
Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом.
Для решения проблемы недостаточно вооружить каждого учителя пониманием всеобщности и надпредметности процесса обучения искусству коммуникации, который присутствует на каждом уроке, на каждой перемене. Необходимо обеспечить его методами и техниками, которые позволят формировать чувства и навыки поведения, основанные на соединении знаний и чувственного опыта проживания конкретных ситуаций.
Ведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям.
Несформированность толерантности – профессиональная драма педагога, приводящая его к неотвратимой и быстрой “амортизации сердца и души”. И дело многократно осложняется тем, что жертвами такой драмы, в конечном счёте, оказываются дети, с которыми этот педагог работает.
Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания у юного поколения также должна быть многогранна и разнонаправлена.