Цели: Дать представление о роли огня в жизни человека, закрепить знания правил пожарной безопасности, формировать представления о поведении при угрозе пожара.
Задачи:
Социализация – формировать навыки общения и дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей делать сообщение для своих сверстников; получать радость и удовлетворение от проделанной работы, проявлять эмоциональные реакции; способствовать работе цепочки взаимодействия: ребенок – родители – дети; научить детей бережно относиться к природным богатствам и к окружающей среде.
Физическая культура и здоровье – продолжить работу по сохранению психического и физического (беседа по вопросам ОБЖ) здоровья детей; создавать эмоционально-благоприятную обстановку на занятии.
Познание – обобщить и систематизировать знания детей о огне; воспитывать любознательность; развивать познавательный интерес и мышление детей.
Коммуникация – учить, правильно, отвечать на вопросы; слушать и понимать новый материал; упражнять детей в грамматическом оформлении высказывания; пополнение и активизация словаря.
Художественно – эстетическое восприятие – приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи, учить воспринимать яркие выразительные средства повествования.
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений: “Пожар”, “Пожарные собаки” Л.Н.Толстого; “Пожар”, “В дыму” Б.Житкова; “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое” С.Маршака, рассматривание иллюстраций к ним .
- Беседа по содержанию каждого произведения.
- Индивидуальная работа с родителями Сорокина Ростика по подготовке и представлению презентации “Огонь – друг или враг”.
- Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
Оборудование: мантия; шапка учёного; плакаты, книги и иллюстрации по правилам пожарной безопасности; спички, воздушный шар; на каждого ребёнка-стулья, шапочки, шарфы, варежки, ноутбук; экран; проектор.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг
друга.
“У меня – нос и у тебя – нос.
У меня – глазки и у тебя – глазки.
У меня – губки сладкие и у тебя – губки сладкие.
У меня – щечки гладкие и у тебя – щечки гладкие.
Прочь тревогу, грусть и лень – мы друзья на целый день!” (Дети выполняют движения, соответствующие тексту. Произнося слова последней строки, обнимают друг друга.)
Воспитатель: Ребята, у нас на столе лежит сундучок. Мы не знаем, что в нем находится, но я думаю, что этот предмет подскажет вам, о чём сегодня пойдёт речь. (В сундучке лежит спичечный коробок.)
Перед нами коробок,
Он похож на теремок,
Злой волшебник в нем живет,
Недовольный пряча взгляд,
Непослушных ждет ребят.
Как начнет он их просить:
“Можно с вами мне дружить?
Я веселый огонек,
Стал мне тесен коробок!
Разве трудно спичку взять, –
Отпустить меня гулять?
Буду бегать, и шалить,
Всех могу развеселить!”
Очень хитрый огонек!
А ребятам невдомек,
Что дружить с таким нельзя,
Спички прячутся не зря!
2. Теоретическая часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об огне. Согласны?
Огонь бывает разный:
Желтый, ярко-красный,
Голубой и золотой,
Синий или золотой,
Очень добрый или злой.
Ребята, а как вы думаете, когда огонь бывает добрым, а когда злым? (Ответы детей.) Правильно, молодцы. А теперь, послушайте, я вам немного расскажу об огне.
Да, ребята, люди с древности почитали огонь, называли его священным, относились к нему, как к божеству, потому что его очень трудно было добыть. В некоторых странах люди специально строили храмы огня. В центре храма, в специальных чашах горел священный огонь, и люди приходили поклоняться ему. Наши предки верили в чудесную силу огня и устраивали праздники, когда зажигались костры, и люди прыгали через них, тем самым очищая себя. В наши дни огонь помогает сталеварам варить сталь. Огонь – это символ олимпийских игр. Огонь зажигают у памятников павшим героям. А вы знаете, как называется этот огонь? Почему его называют “Вечный огонь”? (Ответы детей: “Потому что он горит всегда, и днем, и ночью”.) Да, ребята, вечный огонь будет гореть вечно в наших сердцах в память о людях, защищавших нашу Родину от врагов.
3. Словарная работа.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам немного поиграть со словами.
Игра “Слоги-словечки”. Я буду произносить слоги, а вы будете называть слово целиком.
Скажем “О”, потом “ГОНЬ”,
Получается ОГОНЬ.
ДРО – ВА
ПО – ЖАР
СВЕ – ЧА
МОЛ –НИЯ
ПЕЧ – КА
ТРУ-БА
СПИЧ – КА
КОС – ТЁР
ПЛА-МЯ
Игра “Скажи правильно”.
О себе я скажу: “Я смотрю”. Как вы скажите обо мне? (Вы смотрите.) А если смотрю и я, и вы, как сказать? (Мы смотрим.)
Гореть | Тушить | |
Я Ты Мы Вы Он Они |
горю горишь горим горите горит горят |
тушу тушишь тушим тушите тушит тушат |
4. Основная часть.
1. Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру “Польза и вред
огня”.
Почему мы говорим, что огонь наш друг? Ответы детей. (Огонь наш друг: он
нужен заводам для выплавки металла, фабрикам – для работы станков, школам,
детским садам – для освещения и приготовления пищи.)
А какой вред приносит огонь? Ответы детей (могут сгореть вещи, квартира, дом, могут погибнуть люди).
2. Воспитатель организует игру “ Если возник пожар”.
Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому ребёнку.
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь – (пожар). (Ребёнок передаёт шар рядом стоящему.)
Раз, два, три, четыре
У кого пожар (в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил (утюг)?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками (играл)?
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над (газом)?
Пламя прыгнуло в траву,
Кто у дома жёг (листву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые (предметы)?
Помни каждый гражданин,
Этот номер – (01).
Дым увидел – не зевай,
И пожарных (вызывай)!
Физкультминутка.
Воспитатель: Вот сколько стихов мы с вами придумали с помощью волшебного шарика. А сейчас, давайте потренируемся, как нужно действовать, если вдруг случится пожар. Игра называется “Пожар”. (Дети стоят в кругу у стульчиков по кругу. Они одеты в шарф, шапку и рукавички. Ребята под музыку идут вокруг стульев. Музыка останавливается – дети снимают одну вещь. Затем продолжают движение под музыку, стихает музыка – снимают ещё одну вещь и т.д. На сигнал: “Пожар” дети бегут к своим стульям и быстро одеваются.)
Воспитатель. А сейчас ребята предлагаю вам внимательно послушать выступление Ростика.
5. Презентация “Огонь – друг или враг”.
Автор презентации: Семья Сорокиных.
Работу представил: Сорокин Ростик 6 лет, воспитанник старшей логопедической группы № 6.
6. Итоговая часть.
Воспитатель. Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Я думаю, что вы узнали много интересного. А что вам понравилось больше всего на занятии? (Ответы детей) Да, мы с вами сегодня узнали много нового о том, какой бывает огонь, что он может быть добрым, а может быть злым. Мы теперь знаем о том, как наши предки использовали огонь и как огонь помогает людям в настоящее время. Ребята, вы все молодцы.