Урок литературного чтения по технологии В.А. Лазаревой «Нравственные уроки стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утес"»

Разделы: Начальная школа


Цель: Учить определять нравственные переживания автора через его произведение.

Задачи: развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь учащихся; развивать творческие способности учащихся; воспитывать доброту, уважение к старикам.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

(Презентация. Слайд 2) Портрет Лермонтова

– Кто изображён на портрете?

– Какие произведения данного писателя вы уже читали?

2. Определение темы урока.

– Определите по названию, о чём данное произведение? (Слайд 3)

– Что такое УТЁС? (Слайд 4)

(Утёс – это высокая скала.)

3. Первичное чтение учителем. (Слайд 5)

Учитель читает стихотворение без особой выразительности, чтобы не подсказывать детям образные характеристики и избежать в дальнейшем репродуктивности.

Лермонтов Михаил.

Утес.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

– Правильно ли мы определили по названию содержание стихотворения?

4. Повторное медленное чтение учителем.

Первая строка.

Ночевала тучка золотая

– Какой образ представился вам, и какое слово в этой строке помогает нам его представить?

(Образ тучки, слово золотая.)

Работа в тетрадях по литературному чтению.

– Давайте обозначим образ тучки и под ним напишем слово “золотая”.

(Слайд 6)

– Скажите, а если бы автор назвал её тучей, изменились бы наши представления?

(Да. Туча – это большая, неповоротливая, грозная, а тучка – маленькая.)

Чтение второй строки.

На груди утеса-великана;

– Какой образ появляется в тексте, какое автор подобрал к нему рисующее слово?

(Образ утёса, слово великан.)

– Давайте его нарисуем и подпишем рисующее слово. (Слад 6)

– Вспомните стихотворение, которое вы слушали. В нём есть ещё образы?

(Нет. Только об утёсе и тучке.)

Чтение третьей и четвёртой строчки.

Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.

Какими словами поэт рисует движение тучки?

(Умчалась, весело играя.) (Слайд 6)

– Какими другими словами можно передать движение тучки по небу?

– Как вы думаете, изменится ли от этого картина, которую мы представляем?

(Изменится, если сказать, что она уплыла или даже улетела. Тогда мы представим медленное, плавное движение.)

– Теперь прочитайте второе четверостишие сами.

– Какой образ рисует в этих строчках автор? Какими словами?

– Старый кто может быть?

(Дедушка, бабушка.)

– А ваши родители?

– Вам представился утёс старым, одиноким человеком.

– Докажите словами из текста правильность своего видения,

(Влажный след – это слёзы, а дальше сам автор говорит о морщинах, что он старый, что одиноко он стоит и тихонько плачет в пустыне.) (Слайд 6)

– Добавим в свои тетради к образу “Утёса”.

– Абсолютно верно вы увидели и поняли поэта и доказали своё видение его словами.

– Только давайте ещё подумаем над словом “пустыня”. Может всё это происходит в настоящей пустыне?

(Нет. Какая же это пустыня, когда в ней есть утёс, гора! Это ему так пустынно, одиноко стало после того как тучка улетела.)

– Верно. Молодцы.

– И так, образ тучки нарисован следующими словами: золотая, умчалась, по лазури весело играя и представляется она вам…

(Весёлой, молодой, легкомысленной.)

– А утёс?

(Сначала, когда тучка была рядом с ним, он – великан. А потом, когда она умчалась куда – то, он остаётся один, плачет. Влажный след в морщине, задумался глубоко, тихонько горюет в пустыне своего одиночества.)

– Давайте определим взаимосвязь героев. Поставим стрелки. Сколько стрелок поставим?

(Одну.)

– Почему?

(Только “Утёс” страдает, а тучка о нём не вспоминает.)

– Теперь мы можем с вами понять, что же хотел сказать нам автор, М.Ю.Лермонтов, зачем он рассказал эту историю?

(Ответы детей.)

Автор хотел нам показать, как мы бываем, невнимательны, а иногда и жестоки к нашим родителям и старикам. Часто в суете забываем их навещать, а им так одиноко без нас. Они тоскуют в своей пустыне одиночества.

5. Итог урока.

– Чему учит нас стихотворение М.Ю.Лермонтова?

Быть внимательными к нашим родителям и старикам. Навещать их чаще, любить, помогать, не забывать их.

Домашнее задание (на выбор):

Выучить стихотворение наизусть.

Придумать и записать в прозаической форме продолжение этого сюжета.

– Хочет для вас прочитать такие строки:

Тяжелый грех мы на душу берём,
Когда родителей по жизни забываем…
Уйдут они – назад их не вернём
И НИКОГДА себя не оправдаем!

Спешите им дарить своё тепло,
Чтобы оно их души согревало.
Ведь им от нас не надо ничего,
Лишь только чтоб о них не забывали...

Тепло храните добрых материнских рук
И лучезарные отцовские морщины,
Сердца их берегите от разлук
И уважайте долгих лет седины.

Любите и берегите своих близких.