Цель: Учить определять нравственные переживания автора через его произведение.
Задачи: развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь учащихся; развивать творческие способности учащихся; воспитывать доброту, уважение к старикам.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
(Презентация. Слайд 2) Портрет Лермонтова
– Кто изображён на портрете?
– Какие произведения данного писателя вы уже читали?
2. Определение темы урока.
– Определите по названию, о чём данное произведение? (Слайд 3)
– Что такое УТЁС? (Слайд 4)
(Утёс – это высокая скала.)
3. Первичное чтение учителем. (Слайд 5)
Учитель читает стихотворение без особой выразительности, чтобы не подсказывать детям образные характеристики и избежать в дальнейшем репродуктивности.
Лермонтов Михаил.
Утес.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
– Правильно ли мы определили по названию содержание стихотворения?
4. Повторное медленное чтение учителем.
Первая строка.
Ночевала тучка золотая
– Какой образ представился вам, и какое слово в этой строке помогает нам его представить?
(Образ тучки, слово золотая.)
Работа в тетрадях по литературному чтению.
– Давайте обозначим образ тучки и под ним напишем слово “золотая”.
(Слайд 6)
– Скажите, а если бы автор назвал её тучей, изменились бы наши представления?
(Да. Туча – это большая, неповоротливая, грозная, а тучка – маленькая.)
Чтение второй строки.
На груди утеса-великана;
– Какой образ появляется в тексте, какое автор подобрал к нему рисующее слово?
(Образ утёса, слово великан.)
– Давайте его нарисуем и подпишем рисующее слово. (Слад 6)
– Вспомните стихотворение, которое вы слушали. В нём есть ещё образы?
(Нет. Только об утёсе и тучке.)
Чтение третьей и четвёртой строчки.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
Какими словами поэт рисует движение тучки?
(Умчалась, весело играя.) (Слайд 6)
– Какими другими словами можно передать движение тучки по небу?
– Как вы думаете, изменится ли от этого картина, которую мы представляем?
(Изменится, если сказать, что она уплыла или даже улетела. Тогда мы представим медленное, плавное движение.)
– Теперь прочитайте второе четверостишие сами.
– Какой образ рисует в этих строчках автор? Какими словами?
– Старый кто может быть?
(Дедушка, бабушка.)
– А ваши родители?
– Вам представился утёс старым, одиноким человеком.
– Докажите словами из текста правильность своего видения,
(Влажный след – это слёзы, а дальше сам автор говорит о морщинах, что он старый, что одиноко он стоит и тихонько плачет в пустыне.) (Слайд 6)
– Добавим в свои тетради к образу “Утёса”.
– Абсолютно верно вы увидели и поняли поэта и доказали своё видение его словами.
– Только давайте ещё подумаем над словом “пустыня”. Может всё это происходит в настоящей пустыне?
(Нет. Какая же это пустыня, когда в ней есть утёс, гора! Это ему так пустынно, одиноко стало после того как тучка улетела.)
– Верно. Молодцы.
– И так, образ тучки нарисован следующими словами: золотая, умчалась, по лазури весело играя и представляется она вам…
(Весёлой, молодой, легкомысленной.)
– А утёс?
(Сначала, когда тучка была рядом с ним, он – великан. А потом, когда она умчалась куда – то, он остаётся один, плачет. Влажный след в морщине, задумался глубоко, тихонько горюет в пустыне своего одиночества.)
– Давайте определим взаимосвязь героев. Поставим стрелки. Сколько стрелок поставим?
(Одну.)
– Почему?
(Только “Утёс” страдает, а тучка о нём не вспоминает.)
– Теперь мы можем с вами понять, что же хотел сказать нам автор, М.Ю.Лермонтов, зачем он рассказал эту историю?
(Ответы детей.)
Автор хотел нам показать, как мы бываем, невнимательны, а иногда и жестоки к нашим родителям и старикам. Часто в суете забываем их навещать, а им так одиноко без нас. Они тоскуют в своей пустыне одиночества.
5. Итог урока.
– Чему учит нас стихотворение М.Ю.Лермонтова?
Быть внимательными к нашим родителям и старикам. Навещать их чаще, любить, помогать, не забывать их.
Домашнее задание (на выбор):
Выучить стихотворение наизусть.
Придумать и записать в прозаической форме продолжение этого сюжета.
– Хочет для вас прочитать такие строки:
Тяжелый грех мы на душу берём,
Когда родителей по жизни забываем…
Уйдут они – назад их не вернём
И НИКОГДА себя не оправдаем!Спешите им дарить своё тепло,
Чтобы оно их души согревало.
Ведь им от нас не надо ничего,
Лишь только чтоб о них не забывали...Тепло храните добрых материнских рук
И лучезарные отцовские морщины,
Сердца их берегите от разлук
И уважайте долгих лет седины.
Любите и берегите своих близких.