Цель. Формировать умение рассказывать сказку.
Задачи:
способствовать:
– осмыслению содержания сказки;
– формированию умения давать простейшую оценку поступкам сказочных героев;
– закреплению навыков сознательного и выразительного чтения сказки;
– развитию связной устной монологической речи учащихся;
– развитию мыслительной активности, кратковременной зрительной памяти;
– развитию объёма слуховой памяти;
– воспитанию любви к сказке, положительной мотивации к чтению.
Словарь: зачин, троекратные повторы, концовка.
Оборудование: книжка-самоделка “Лиса, заяц и петух” (адаптированная), таблички, загадка, картинки с изображением персонажей сказки: лиса, заяц, петух, собака, медведь, полумаски с изображением персонажей сказочных героев, серия иллюстраций к сказке, иллюстрация к сказке “Маша и медведь”, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Слуховая перекличка.
2. Речевой момент.
– Какой будет урок?
– Ты любишь читать сказки?
– Какие сказки ты знаешь?
– Света, спроси у Вани, он любит сказки?
– Какие дежурные звуки?
3. Фонетическая зарядка. Звуки [ Л-ЛЬ]
ла-ля луб – лубяная
ала-аля лёд – ледяная
Составьте предложение.
4. Отгадайте загадку. (Развитие фонематического слуха.)
Кто рано встаёт,
Голосисто поёт: – Кукареку?
5. Целевая установка.
– Какая тема урока? (Чтение с губ.)
А К С З А К
– Тема урока сказка “Лиса, заяц и петух”
II. Работа по теме урока.
1. Знакомство с элементами русской народной сказки.
– Рассказывая сказку, нужно говорить:
- зачин
- троекратные повторы
- концовку
– В нашей сказке все это есть.
– Какой зачин сказки? (Жили-были.)
2. Упражнение для глаз “Часики-ходики”
3. Чтение по цепочке.
– Откройте книжки. Вспомните сказку. Читайте, соблюдая восклицательную интонацию. Отмечайте повторы.
4. Выборочное чтение.
– Какие увидели повторы? Прочитайте.
(Идёт зайчик и плачет. Не плачь, я выгоню Лису! Как выскочу, как выпрыгну!)
– Прочитайте концовку сказки.
(Стали они жить вместе.)
5. Физкультминутка “Поезд”. (Звучит песня “Мы едем, едем, едем…”)
6. Пантомима.
– Посмотрите пантомиму.
(Учащиеся надевают полумаски и выполняют пантомиму.)
– Найдите, как про это написано в тексте. Найдите и прочитайте только одно предложение.
(Лиса попросилась погреться в домик, а потом зайчика и выгнала.)
7. Восстановление событий по серии иллюстраций.
– Расставьте картинки в правильном порядке, уберите “лишнюю” картинку. Из какой она сказки? (“Маша и медведь”)
– Закройте глаза.
– Какой картинки не стало?
– Найдите и прочитайте этот отрывок из сказки.
– Петух выгнал лису?
– Какой петух? (Смелый.)
– Кто испугался лису? (Медведь, собаки.)
8. Дополнить предложения.
Медведь (какой?) …
Собаки (какие?) …
Петух (какой?) …
(Трусливый, смелый, трусливые.)
– Чему учит сказка?
– Хорошо быть трусливым? (Нет. Стыдно быть трусливым.)
– Каким надо быть? (Смелым.)
9. Физкультминутка. Игра “Лисица и зайцы”.
10. Концовка сказки.
– Как правило, в сказке бывает счастливый конец.
– Как заканчивается сказка “Лиса, заяц и петух”? (Хорошо заканчивается.)
– Прочитайте концовку сказки. (Стали они жить вместе.)
– Кто это они?
– Скажите концовку сказки по-другому. (Стали зайчик и петух жить вместе.)
11. Упражнение для глаз “Ленивая восьмёрка”.
12. Какая это сказка? (Русская народная сказка.)
– Что значит народная сказка? Прочитайте табличку.
Народная сказка не имеет автора. |
– Сказку запоминали и рассказывали друг другу.
– Вы хотите рассказать эту сказку кому-нибудь?
13. Упражнение на развитие слуховой памяти. Игра “Снежный ком”.
(Герои сказок.)
14. Обучение рассказыванию сказки.
1) Образец учителя.
2) Прочитайте сказку, заменяя картинки словами (хоровое чтение). Презентация. Слайд 1.
3) Прочитайте сказку, заменяя пробелы словами. Слайд 2
4) Расскажите сказку по серии иллюстраций.
5) Расскажите сказку самостоятельно без опоры на картинки.
III. Итог урока.
– Какой был урок?
– Что делали на уроке? (Читали, играли.)
– Чему научились? (Научились рассказывать сказку.)
– Вам было интересно на уроке?
– Вам понравилась сказка?
– Вы будете рассказывать эту сказку?
– Кому вы расскажите эту сказку?
Д/з. Расскажите эту сказку воспитательнице.
Оценка умений, знаний учащихся.
– Спасибо за работу на уроке!