Цель: Познакомить детей с историей становления Москвы, как столицы.
Задачи:
Обучающие: Сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы.
Развивающие:
- Развивать умения выделять необходимую информацию из текста. Проводить сравнение и обобщение фактов и явлений.
- Развивать умение работать с учебником, с картой.
Воспитательные:
- Воспитание гражданственности, познавательной активности обучающихся.
- Прививать любовь к Родине, к ее историческому прошлому.
Ход урока
I. Организационный момент. (Презентация. Слайд 2)
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья за дело!
II. Актуализация знаний.
- Рассмотрите карту Московской Руси. Найди города, которые вошли в её состав. (Слайд 3)
- Каким цветом показана территория Московского государства? Обведите границу.
- С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги, корела, жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.)
- Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства? (Ярославль, Новгород, Суздаль, Владимир).
- А кто сможет объяснить, что такое столица? (Столица – это главный город страны, где находятся президент и правительство, здесь принимают законы, по которым должны жить все люди в государстве.)
III. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадки. (Слайд 4)
В этот месяц таит все,
в этот месяц снег идёт,
в этот месяц все теплей,
в этот месяц женский день. (Март.)Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осень.)Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, – каждый час. (Стрелки часов.)Сам дней не знает, а другим указывает. (Календарь).
Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна.)Листья клена пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за мeсяц, подскажи? (Август.)
Прочитав первые буквы отгадок, вы получите слово. Назовите его.
А теперь попробуйте догадаться о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (Слайд 5)
(Учитель составляет слово на доске.)
Правильно. Мы будем говорить о Москве. (Слайд 6)
IV. Работа по теме урока. (Слайд 7)
Учитель: Рассмотрите карту Московского княжества. Уже в XIV в. Московское княжество возглавило объединительный процесс, а ко второй половине XV в. Москва стала столицей могущественного государства. Причины возвышения Московского княжества и объединения вокруг него русских земель сложны и многообразны.
Учитель: Как Москва стала столицей Московского княжества? Как вы думаете какие факторы, способствовали тому, что Москва стала столицей? (Слайд 8)
Ответы детей.
Факторы, способствовавшие формированию Москвы, как столицы Московского княжества:
Ученик: Транспортно-географическое положение.
Учитель: Москва находилась на пересечении важнейших торговых путей, что превращало ее в центр экономических связей.
Ученик: Центральное положение по отношению к другим княжествам.
Учитель: Москва располагалась в центре русских княжеств, которые прикрывали ее от ударов извне.
Ученик: Центральное положение, по отношению к потокам переселенцев – славян.
Учитель: На территорию Московского княжества переселялись беженцы из разоренных южных областей Руси.
Ученик: Территория мало пригодна для развития земледелия, поэтому развивались ремесла и промыслы.
Учитель: Быстрый рост населения, а также сбор торговых пошлин благоприятно сказывались на экономическом положении княжества.
Ученик: Москва стала центром Русской православной церкви.
Учитель: Главным же фактором роста могущества Москвы была политика ее князей. Московские князья были талантливыми политиками и дипломатами. Они сумели заручиться поддержкой Русской православной церкви, а также проводили умелую политику, позволявшую им чаще других получать ханский ярлык на право княжения. В первой половине XIV в. московские князья пользовались активной поддержкой Орды. (Слайд 9)
Учитель: Москва выдвигается как центр Московского великого княжества.
Москва стала – культурным, архитектурным, духовным центром. (Слайд 10, 11, 12)
Учитель: Кто же был первым Московским князем? (Слайд 13)
Учитель: Первый московский князь Даниил Александрович – младшим сыном знаменитого полководца. Даниил Александрович (1276–1303 г.г.) присоединил к своему первоначально небольшому и малозначимому городу Москве Коломну, Переяславль, Можайск, поставил под свой контроль все течение реки Москвы.
Таким образом, Даниилу удалось расширить территорию своего княжества почти вдвое. Он основал Свято-Данилов монастырь в Москве. (Слайд 14). Канонизирован Русской православной церковью.
V. Физкультминутка. (Слайд 15)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
VI. Рефлексия. (Слайд 16)
- Согласны ли Вы с выводом: “Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?” Поясните свой ответ.
- Назовите факторы, способствовавшие формированию Москвы, как столицы Московского княжества.
- Кто же был первым Московским князем?
- Какие города присоединил Даниил Александрович?
- Назовите монастырь в Москве, который основал Даниил Александрович?
VII. Домашнее задание. (Слайд 17)
Составьте синквейн на тему: “Москва”.