Урок окружающего мира. Тема: "Московская Русь"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить детей с историей становления Москвы, как столицы.

Задачи:

Обучающие: Сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы.

Развивающие:

  • Развивать умения выделять необходимую информацию из текста. Проводить сравнение и обобщение фактов и явлений.
  • Развивать умение работать с учебником, с картой.

Воспитательные:

  • Воспитание гражданственности, познавательной активности обучающихся.
  • Прививать любовь к Родине, к ее историческому прошлому.

Ход урока

I. Организационный момент. (Презентация. Слайд 2)

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья за дело!

II. Актуализация знаний.

  • Рассмотрите карту Московской Руси. Найди города, которые вошли в её состав. (Слайд 3)
  • Каким цветом показана территория Московского государства? Обведите границу.
  • С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги, корела, жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.)
  • Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства? (Ярославль, Новгород, Суздаль, Владимир).
  • А кто сможет объяснить, что такое столица? (Столица – это главный город страны, где находятся президент и правительство, здесь принимают законы, по которым должны жить все люди в государстве.)

III. Самоопределение к деятельности.

Отгадайте загадки. (Слайд 4)

В этот месяц таит все,
в этот месяц снег идёт,
в этот месяц все теплей,
в этот месяц женский день. (Март.)

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осень.)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, – каждый час. (Стрелки часов.)

Сам дней не знает, а другим указывает. (Календарь).

Шагает красавица, легко земли касается,
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна.)

Листья клена пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за мeсяц, подскажи? (Август.)

Прочитав первые буквы отгадок, вы получите слово. Назовите его.

А теперь попробуйте догадаться о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (Слайд 5)

(Учитель составляет слово на доске.)

Правильно. Мы будем говорить о Москве. (Слайд 6)

IV. Работа по теме урока. (Слайд 7)

Учитель: Рассмотрите карту Московского княжества. Уже в XIV в. Московское княжество возглавило объединительный процесс, а ко второй половине XV в. Москва стала столицей могущественного государства. Причины возвышения Московского княжества и объединения вокруг него русских земель сложны и многообразны.

Учитель: Как Москва стала столицей Московского княжества? Как вы думаете какие факторы, способствовали тому, что Москва стала столицей? (Слайд 8)

Ответы детей.

Факторы, способствовавшие формированию Москвы, как столицы Московского княжества:

Ученик: Транспортно-географическое положение.

Учитель: Москва находилась на пересечении важнейших торговых путей, что превращало ее в центр экономических связей.

Ученик: Центральное положение по отношению к другим княжествам.

Учитель: Москва располагалась в центре русских княжеств, которые прикрывали ее от ударов извне.

Ученик: Центральное положение, по отношению к потокам переселенцев – славян.

Учитель: На территорию Московского княжества переселялись беженцы из разоренных южных областей Руси.

Ученик: Территория мало пригодна для развития земледелия, поэтому развивались ремесла и промыслы.

Учитель: Быстрый рост населения, а также сбор торговых пошлин благоприятно сказывались на экономическом положении княжества.

Ученик: Москва стала центром Русской православной церкви.

Учитель: Главным же фактором роста могущества Москвы была политика ее князей. Московские князья были талантливыми политиками и дипломатами. Они сумели заручиться поддержкой Русской православной церкви, а также проводили умелую политику, позволявшую им чаще других получать ханский ярлык на право княжения. В первой половине XIV в. московские князья пользовались активной поддержкой Орды. (Слайд 9)

Учитель: Москва выдвигается как центр Московского великого княжества.

Москва стала – культурным, архитектурным, духовным центром. (Слайд 10, 11, 12)

Учитель: Кто же был первым Московским князем? (Слайд 13)

Учитель: Первый московский князь Даниил Александрович – младшим сыном знаменитого полководца. Даниил Александрович (1276–1303 г.г.) присоединил к своему первоначально небольшому и малозначимому городу Москве Коломну, Переяславль, Можайск, поставил под свой контроль все течение реки Москвы.

Таким образом, Даниилу удалось расширить территорию своего княжества почти вдвое. Он основал Свято-Данилов монастырь в Москве. (Слайд 14). Канонизирован Русской православной церковью.

V. Физкультминутка. (Слайд 15)

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

VI. Рефлексия. (Слайд 16)

  • Согласны ли Вы с выводом: “Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?” Поясните свой ответ.
  • Назовите факторы, способствовавшие формированию Москвы, как столицы Московского княжества.
  • Кто же был первым Московским князем?
  • Какие города присоединил Даниил Александрович?
  • Назовите монастырь в Москве, который основал Даниил Александрович?

VII. Домашнее задание. (Слайд 17)

Составьте синквейн на тему: “Москва”.