План
1. Основные принципы планирования учебно-тренировочного процесса и его значение.
- требования, предъявляемые к планированию;
- виды планирования.
2. Содержание основных документов планирования:
- общий план работы;
- перспективный план;
- учебный план;
- программы;
- график прохождения материала;
- рабочий план;
- конспект урока.
3. Учет учебно-тренировочной работы и ее виды.
Основным условием хорошей организации занятий и достижения высоких спортивных результатов является планирование спортивной тренировки и педагогический контроль.
Планирование предполагает определенную систему мероприятий, предусматривающих систематичность, последовательность и сроки выполнения поставленных задач. При планировании учебно-тренировочной работы необходимо учитывать задачи и условия работы, перспективность планов работы, их конкретность, простоту изложения. Наличие планов позволяет смотреть вперед, намечать цели и задачи, определять методы и средства для решения намеченных задач. Однако составление планов - это только начало плановой деятельности. Основное в планировании - выполнение поставленных задач. Чтобы убедиться в реальности планирования, увидеть, как выполняется намеченное, необходимо систематически учитывать проделанную работу, подводить итоги. Таким образом, планирование и учет представляют собой две тесно взаимосвязанных процесса. При составлении планов спортивных тренировок необходимо соблюдать ряд требований. К ним относятся:
- учет задач и условий работы;
- конкретность и возможная вариативность;
- преемственность;
- перспективность.
Определяя задачи спортивной тренировки, прежде всего, исходят из необходимости обеспечить гармоническое совершенствование человека. Здесь же необходимо учитывать индивидуальные особенности: возраст, пол, физическое развитие, подготовленность и т.п.
План должен быть простым и конкретным, с четким определением содержания и объема намеченной работы, точным расчетом времени и сроков реализации, а так же определением конкретного результата.
При составлении планов необходимо исходить из анализа выполнения предыдущего плана, его задач, содержания. Каждый последующий план должен отличаться от предыдущего повышением требований к занимающимся в отношении объема намеченной работы и роста показателей намеченного конечного результата. Перспективность - обязательное требование к плану любого срока действия. В спортивной тренировке применяются следующие виды планирования:
- перспективное;
- текущее;
- оперативное.
Перспективное планирование составляется для подготовки команды на срок до 4-5 лет. В нем указываются ориентировочные результаты, которые должна показать команда в течение 4-5 лет, а также достижения отдельных игроков в физической и технической подготовке.
Перспективное планирование - процесс, включающий в себя анализ исходных данных занимающихся, обобщение передового опыта и результатов научных исследований, изучение главных тенденций и основных закономерностей игры, определение динамики нарастания физической, технической, тактической подготовки игроков и уровня их спортивных результатов и на этой основе разработка нового плана на несколько лет вперед.
Перспективный план - это программа повышения спортивного мастерства команды и игроков, предусматривающая не только контрольные задания, которых спортсмены должны достигнуть в определенные сроки, но и средства, с помощью которых намечается решить поставленные задачи. Учитывая периодизацию крупнейших соревнований, целесообразно перспективный план составлять на 4 года. Планы тренировок составляются как на команду, так и на каждого игрока. Эти планы составляются в соответствии друг с другом при ведущей роли первого.
Командный перспективный план должен сосредотачивать в себе лишь основные данные, ориентируясь на которые, можно осуществлять текущее планирование. Он должен предусматривать систему комплектования команды, ее пополнение. В командном плане содержатся такие установки, которые распространяются на всех игроков независимо от их индивидуальных особенностей.
В индивидуальном плане конкретизируются установки общего плана, исходя из особенностей того или иного игрока и в зависимости от выполнения им игровых функций.
Более конкретным является текущее планирование. При составлении годичных планов учитывается непрерывность учебно-тренировочной работы в течение всего года с достижением максимальной работоспособности к периоду соревнований и созданием предпосылок для более высокой степени подготовленности в следующем сезоне.
Текущее планирование является составной частью перспективного планирования, но отличается от него рядом особенностей - большей детализацией средств и контрольных заданий, согласованностью всех годовых задач по периодам, более точным расчетом времени по всем разделам подготовки. Учитывая закономерность развития спортивной формы, проходящую через три фазы: становление, стабилизацию и
временную утрату работоспособности, годичное планирование базируется на принципе периодизации спортивной тренировки. В спортивной практике приняты три периода тренировки: подготовительный, соревновательный и переходный, составляющие в сумме один большой цикл тренировки.
В играх имеются в течение года 2 цикла. Один осеннее - зимний, другой - весеннее - летний. Цикл, в котором планируются главные соревнования, считается основным и состоит из всех трех периодов. В этом случае другой цикл подчиняется первому и, следовательно, два больших годовых цикла состоят из двух подготовительных, двух соревновательных и одного переходного.
Подготовительным периодом начинается каждый новый цикл тренировки, т.е. за несколько месяцев до начала соревнований. На первом этапе основное внимание уделяется общей физической подготовке. Одновременно решаются задачи комплектования, команд, изучение технических приемов и тактических действий, развитие волевых качеств. В качестве тренировочных средств используются общеразвивающие упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, бег, прыжки, упражнения в отдельных технических приемах. На втором этапе продолжается работа в плане общей физической подготовки, но большее внимание уделяется развитию специфических оригинальных качеств, совершенствованию технических и тактических приемов. Организм занимающихся подготавливается к выполнению максимальных физических нагрузок - достижению спортивной формы. Этап предсоревновательной подготовки ставит задачей приобретение спортивной формы. Соотношение общей и специальной подготовки на данном этапе ставит примерно 1:2.
Соревновательный период - это период календарных встреч. В отличие от подготовительного периода, соревновательный не имеет единой внутренней структуры. Задача данного периода - дальнейшее улучшение физической подготовки, совершенствование техники и тактических действий. Соревновательный период может продолжаться длительное время, поэтому важно определить количество тренировочных занятий в неделю, их содержание, объем и интенсивность нагрузок.
Количество занятий между встречами обычно не превышает 2-3 раза в неделю. Планирование объема и интенсивности между встречами зависит от интервалов между ними. По разделам тренировки эти задачи решаются следующим образом. Физическая подготовка направлена на достижение максимальной тренированности и сохранение ее на этом уровне.
Техническая подготовка должна обеспечить дальнейшее совершенствование точности и быстроты применения приемов в сложных условиях и на больших скоростях. Удельный вес ее составляет 30-35%.
Тактическая подготовка направлена на уточнение форм и способов ведения игры и действий отдельных игроков с учетом действий противника. Удельный вес - 50-55% общего времени.
Задача психологической подготовки - обеспечить максимальную мобилизацию и психологическую готовность игроков к соревнованиям в целом и к каждой игре.
Теоретическая подготовка акцентируется на изучении особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширении знаний и умений, способствующих успешному выступлению на соревнованиях. Общий объем нагрузок в этот период незначительно сокращается и затем стабилизируется.
Переходный период длится с момента окончания соревнований до возобновления занятий в новом годовом цикле. Это период активного отдыха, с широким использованием средств других видов спорта и преимущественным применением игрового метода.
Оперативное планирование достигается реализацией текущих планов, рассчитанных на отдельные отрезки года: месяц, неделя. Основными формами документов оперативного планирования являются:
- рабочий план;
- конспект урока;
- расписание занятий.
Данное планирование отражает детальное построение каждого занятия, а также небольшого отрезка времени в году.
Общий план работы секции составляется обычно на каждый учебный год, иногда на квартал по следующей форме:
№ | Наименование разделов и мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственный за выполнение |
Отметка о выполнении |
В этом плане следующие разделы:
- Организационная работа.
- Учебная работа.
- Спортивно-массовая.
- Воспитательная работа.
- Агитационно-пропагандистская работа.
- Финансово-хозяйственная.
- Врачебный контроль.
В общий план записываются все мероприятия, которые нужно выполнить за планируемые период, указывается срок выполнения, ответственный и отметка о выполнении.
Перспективный план, как указывалось выше, составляется на целую команду и на каждого игрока.
Форма календарного перспективного плана
№ | Разделы работы |
Факт. состояние год |
План и его выпол- нение |
Примечание | ||
2013 | 2014 | 2015 | ||||
План/ Выполн. |
План/ Выполн. |
План/ Выполн. |
Этот план состоит из следующих разделов:
- Состав команды и ее пополнение.
- Тренировочный и соревновательный режим.
- Уровень подготовки.
- Центральные соревнования года и планируемые результаты.
- Педагогический и врачебный контроль.
В разделах планируются:
- средний рост игроков;
- средний возраст команды;
- наличие игроков по выполняемым ими функциям;
- введение в состав команды новых игроков с учетом игровой специализации.
Конкретно по разделам планируются следующие показатели:
В разделе №2:
- количество командных и индивидуальных тренировочных занятий в году, в том числе контрольных игр;
- количество календарных игр;
- распределение времени на основные разделы подготовки.
В разделе №3: задания по всем основным разделам подготовки (ОФП и СФП). Психологическая подготовка планируется в индивидуальных планах.
В разделе №4: командные соревнования, в которых планируется участие команды и намечаемые результаты.
В разделе №5:
- сроки сдачи контрольных нормативов;
- сроки проведения углубленных медицинских осмотров.
К командному перспективному плану составляется объяснительная записка, в которой определяется основная цель и задача плана, а так же дается обоснование каждому разделу плана.
Форма индивидуального перспективного плана
№ | Разделы подготовки |
Показатели на год |
План и его выполнение |
Примечание | |
2013 | 2014 | 2015 |
Индивидуальный план состоит из следующих разделов:
- краткая характеристика игрока:
- основная функция в команде;
- основные данные (разряд, рост);
- подготовка;
- главная задача перспективного плана подготовки;
- уровень физической и технической подготовки;
- тактическая и игровая подготовка:
- в нападении;
- в защите;
- психологическая подготовка;
- теоретическая подготовка.
Учебный план определяет содержание учебной работы в целом и предусматривает расчет количества часов на отдельные разделы подготовки. Составляется он обычно на полный учебный год.
Примерный учебный план для секции волейбола коллектива ФК
№ п/п |
Содержание занятий | Часы |
Теоретические занятия | ||
1 | Физическая культура и спорт в России | 2 |
2 | Краткий обзор истории и задачи дальнейшего развития в/б в России | 2 |
3 | Краткие сведения о строении и функциях организма человека. | 2 |
4 | Гигиена волейболиста. Самоконтроль. Оказание первой помощи. | 2 |
5 | Установка перед игрой, разбор. | 18 |
6 | Техника и тактика игры в волейбол. | 4 |
7 | Правила соревнований. | 2 |
8 | Оборудование, инвентарь и уход за ним. | 2 |
Итого | 34 | |
Практические занятия | ||
1 | Общеразвивающие упражнения и упражнения комплекса ГТО | 100 |
2 | Упражнения в технике и тактике игры | 160 |
3 | Товарищеские встречи. | 10 |
4 | Календарные встречи. | 30 |
Итого | 300 | |
Всего | 334 |
Программа охватывает:
- объем знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть занимающиеся;
- уровень физического развития и спортивно- технической подготовленности, которого должны достигнуть занимающиеся;
- содержание теоретических занятий;
- содержание практических занятий по разделам.
Содержание программ должно отражать осуществление общих целей системы физического воспитания с конкретизацией частных задач в соответствии с видом спорта и особенностью занимающихся, а так же с учетом количества часов, предусмотренных планом.
Структура программы следующая:
1. Объяснительная записка:
- указывается для кого составлена программа;
- определяются основная цель и задачи;
- намечаются основные методы и формы работы;
- даются дополнительные и методические указания.
2. Изложение программного материала по разделам подготовки.
3. Нормативные требования по уровню подготовки.
График прохождения материала раскрывает последовательность осуществления плана по циклам, периодам, месяцам, неделям. Для команд старших и высших разрядов целесообразно объединить учебный план и график в один документ. Составляется план-график по такой форме:
№ п/п |
Наименование разделов |
Часы | Циклы |
Периоды | |||
Этапы | |||
Месяц | |||
Неделя | |||
Он состоит из следующих разделов:
- теоретическая подготовка;
- общая физическая подготовка;
- специальная физическая;
- техническая подготовка;
- тактическая подготовка;
- соревновательная подготовка;
- соревнования.
В графе “часы” указывается сумма отведенного времени на данный раздел подготовки.
Распределение материала по неделям графика производится с учетом задач каждого периода и этапа подготовки и обозначается пятибалльной системой:
5 - максимальная концентрация средств;
4 - близкая к максимальной;
3 – средняя;
2 – малая;
1 – незначительная.
К годовому плану-графику составляется объяснительная записка, в которой дается краткая характеристика по итогам прошлого года, отражаются задачи, намеченные для разрешения в текущем году, и намечается расчет времени по периодам тренировки.
Рабочий план, как правило, составляется на короткий отрезок времени: неделю, месяц, период. Наиболее широкое распространение в практике работы получили подробные рабочие планы и планы-графики.
В поурочном рабочем плане основное содержание материала распределяется по тренировочным занятиям с учетом задач данного этапа, а также с учетом структуры недельных циклов. Поурочный рабочий план.