Цели:
- Развивать артикуляционную, общую моторику, глазодвигательные функции, психические процессы (внимание, память, мышление), ритмические способности.
- Обогащать словарный запас названиями предметов русского быта, совершенствовать навык деления слов на слоги, формировать фонематическое восприятие.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение и интерес к познанию прошлого, положительную мотивацию к обучению через межличностные отношения (ребенок – педагог).
Оборудование:
- Демонстрационное: пособия «изба», «русская печка»; плоскостные и объемные фигуры (бабушка, дедушка), матрешка; радиомикрофон; аудиоаппаратура; предметные картинки для игры «Бабушкины бусы» (матрешка, азбука, амбар, разбойник, картуз); «домики», обозначающие гласные звуки (в виде геометрических фигур: большой красный кружок – звук [а], средний красный кружок – [о], маленький – [у], овал – [э], узкий длинный прямоугольник – [и], широкий – звук [ы]; предметы старины (ухват, лукошко); картина с изображением пруда и лягушки.
- Раздаточное: картинки с изображением пруда (по количеству детей); лягушки из киндер – сюрпризов (по количеству детей); хохломские ложки (по две для каждого ребенка); атрибуты для русской «Кадрили» (картузы – мальчикам, платочки – девочкам).
- Персонажи: бабушка, дедушка (воспитатели)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Сегодня мы идем в гости. А кто нас пригласил, скоро узнаем. Пока поиграем в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»
Вы отвечайте… (низко)
Скажу я слово «далеко»,
Вы отвечайте… (близко).
Вот в чащу мы зашли. Темно.
А на опушке нам?... (Светло)
2. Сообщение темы
Вот мы вышли на опушку.
Видите? Стоит избушка.
Бабушка и дедушка
На лавочке сидят.
Бабушка и дедушка
В гости ждут… (ребят).
– А кто вы для бабушки с дедушкой? (Внуки, внучата).
Звучит аудиозапись «Горница – узорница» (автор Л.Деревягина). Дети, пританцовывая, проходят в бабушкину горницу.
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Вот мы и в горнице у бабушки с дедушкой. Что они любят рассказывать внучатам? Сейчас все вместе будем рассказывать сказку «У бабушки с дедушкой». Мы – словами (достает плоскостные фигуры бабушки и дедушки), а вы – при помощи губ, щек и языка.
Толстые внуки приехали в гости.
(Дети надувают щеки)
С ними худые –
Лишь кожа да кости.
(Втягивают щеки)
Бабушка с дедушкой
Всем улыбнулись.
(Растягивают губы в улыбке)
Поцеловать они всех потянулись.
(Тянут губы вперед.)
Утром проснулись –
В улыбочку губы.
(Широко улыбаются)
Чистили мы свои верхние зубы
(Ставят широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево,
Внутри и снаружи.
(Двигают языком)
С нижними зубками
Тоже мы дружим.
(Повторяют движения за нижними зубами).
Губы сожмем мы
И рот прополощем.
(Надувают щеки, губы не пропускают воздух)
И самоваром пыхтим
Что есть мочи.
(Надувают щеки с последующим выпусканием воздуха через губы)
Блюдца поставим –
Положат блины нам.
(Ставят широкий язык на нижнюю губу)
Дуем на блинчик –
Не в щеки, не мимо.
(Дуют на широкий язык)
Блинчик жуем,
Завернем и прикусим
(Жуют распластанный язык, прикусывают его, завернув за нижние зубы.)
Блинчик с вареньем
Малиновым вкусным.
(Облизывают широким языком верхнюю губу спереди назад)
Чашки поставим,
Чтоб чаю налили.
(Загибают широкий язык «чашечкой»)
Чаю попили –
Никто не обижен.
(Двигают «чашечкой» вперед – назад).
Вкусным был завтрак –
Мы губки оближем.
(Облизывают кончиком языка губы по кругу)
Бабушке нашей всегда помогаем:
Нитки в иголки мы ей продеваем.
(Вытягивают узкий язык вперед)
Дедушка сделал для внуков качели.
(Ставят широкий язык попеременно то за верхние, то за нижние зубы).
Все мы на них покачаться успели.
Здесь нашей сказочке
Конец, а кто упражнения
Делал, тот молодец.
4. Беседа о звуках
Логопед:
Звуков много есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Что мы знаем о звуках речи?
Дети отвечают.
– Поиграем со звуками? Где наш микрофон?
Соблюдайте правило: говорит тот, у кого микрофон.
– Назовите звуки, живущие в домиках, по порядку
(слева направо): 1,3,5 (а, у, и); 2,4 (о,э); 2,5,6 (о,и,ы) и т.д.
– Какие это звуки? (Гласные)
– На какой улице живут гласные звуки? (На улице
Певцов).
– Сколько гласных звуков в русском языке (Шесть:
а,о,у,и,э,ы).
Назовите гласные звуки. (П,т,л,м…).
5. Бабушкины бусы
Логопед: Вы точно и правильно назвали звуки, значит, легко и быстро поможете собрать бабушкины бусы.
У бабушки нашей
Рассыпались бусы.
Чтоб бабушке бусы
Смогли мы собрать,
Нам нужно подумать,
Картинку назвать
Красиво и четко,
Конечно же, вслух,
Чтоб самый последний
Все слышали звук.
Нам выделить нужно его и узнать
И новое слово с него начинать.
(Матрешка, азбука, амбар, разбойник, картуз).
Ну что ж, молодцы,
Вы все бусы собрали,
На тонкую ниточку их нанизали.
6. Волшебное превращение
Логопед: Интересно вам с бабушкой играть? А если б она настоящая была, живая?.. Здорово было бы? Может, попробуем это сделать? Тогда вставайте и вместе со мной слова и движения повторяйте.
Наша бабушка нагнулась.
Ра-а-звернулась!
Улы-ы-ыбнулась!
И…старушкой обернулась!
Бабушка: А у меня уже и щи поспели! (В руках держит горшок с ухватом).
Логопед: Вот она какая! Самая родная!
Обогащение словарного запаса, деление слов на слоги.
Входит бабушка (воспитатель).
Логопед: А что за предмет у тебя, бабушка, такой необычный, диковинный?
Бабушка: Приспособление хитрое такое, чтобы горшки да чугунки из русской печки доставать да руки не обжечь.
Логопед: Дети, знаете как называется? (Ухват). Так для чего бабушке ухват нужен?
Дети отвечают.
– А внучата твои, бабушка, могут это слово на слоги разделить!
Бабушка: Я в толк не возьму, как мы его на всех делить-то будем?
Логопед: А ты присядь да посмотри!
Ребята, какие звуки-помощники помогут нам в этом? (Гласные)
– Почему? (Сколько гласных звуков в слове,
столько и слогов – частей).
– Сколько гласных в слове ухват? Сколько
слогов в нем?
Дети отвечают.
Бабушка: Ты смотри-ка! Какие светлые головушки! А может, и этот предмет разделите? (Берет лукошко – ручную корзинку из лыка и прутьев).
Логопед: Дети, разделите это слово на слоги.
Бабушка: Все они знают, все умеют! Теперь и я смогу ухват на две части разделить, а лу-кош-ко – так вообще на три.
7. Ритмическое путешествие
Логопед: Приглашаю всех в ритмическое путешествие. Бабушка, ты с нами?
Бабушка: Нет, внучата, я пойду по хозяйству похлопочу.
Логопед:
Превратить хочу ребят
Я в веселых лягушат.
– Сейчас вы будете прыгать по листочкам кувшинок и распевать свои лягушачьи песенки. Если листочки расположены рядом, то прыгать и квакать нужно не останавливаясь, а если на расстоянии – выдержать паузу.
(Входит дедушка – воспитатель)
Дедушка:
Вот расквакались лягушки!
Оглушили мои ушки!
Ах! Тут лягушата –
Веселые внучата.
Хватит прыгать и кричать,
Будем ложками стучать.
8. Игра «Хохломские ложки»
Логопед:
Звонкие, разные ложки хохломские
От зари до зари веселятся ложкари.
Дедушка:
Ну, внучата, выходите,
По две ложки вы берите.
Дети отстукивают ритмы: по слуховому образцу, словесной инструкции, графической модели.
Логопед:
Звуки с вами называли?
Бусы с вами собирали?
Ритмы тоже отбивали!
А еще … мы не плясали!
9. Русская пляска «Кадриль»
Звучит аудиозапись «Лютики – цветочки» из кинофильма «Женитьба Бальзаминова».
10. Релаксация «Волшебный сон»
Дедушка:
Ох, устали мы сейчас.
Отдохнуть нам в самый раз.
Логопед:
Есть, дедушка, у нас игра такая!
Очень легкая, простая.
– Ребята, примите позу покоя: сядьте ближе к краю стула, ноги слегка расставьте, обопритесь о спинку стула, руки свободно положите на колени.
Аудиозапись (релаксационная мелодия)
Замедляется движение, исчезает напряжение.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Дышится легко, вольно, глубоко…
Громче, быстрее, энергичнее.
Было славно отдыхать,
А теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак
И к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться,
Глубоко вздохнуть, проснуться!
11. Сюрпризный момент
Бабушка: Отдохнули, внучата! А бабушка вам уже и блинов напекла! Ох, блинов-то я вам собрала, а сметаны положить забыла. Сметана-то у меня густая, деревенская. Угощайтесь!