Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, любовь к родителям и своим близким, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.
Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка.
Цель: формирование музыкальных способностей и художественно-речевых исполнительских навыков у детей в драматизации сказки, воспитание уважительного отношения к близким и родным людям.
Предшествующая работа:
- Выставка детских рисунков на тему: «Мама милая моя».
- Фотоколлаж на тему: «Мама, папа, брат и я – наша дружная семья!»
- Цикл бесед и занятий на тему «Человек, на котором держится дом».
- Выставка буклетов «Моя семья» (совместное творчество родителей и воспитанников).
Материал: лесная поляна, дом Козы, костюмы персонажей.
Место проведения: групповая комната или зал.
ХОД УРОКА
Под музыку дети с мамами входят в зал.
Ведущий:
Загорелась, заискрилась осень яркою листвой,
Привела к нам в гости праздник, праздник добрый и
родной.
Ребёнок 1:
Мамин день – это песня, шутки, музыка, смех.
Мамин день – это сказка, что порадует всех.
Ребёнок 2:
Он подарит радость, счастье принесёт,
В этот день, мы знаем, всем нам повезёт!
Ребёнок 3:
Мамин день – это так прекрасно,
Главный день – всем на свете ясно.
Мамин день – солнце в небе синем,
Мамин день – он у нас в России!
Ребёнок 4:
Мама – первое слово, главное слово в нашей
судьбе.
Мама – жизнь подарила, мир подарила мне и тебе.
Ведущий:
С Днём матери сегодня мы поздравим,
Всех матерей, чествуем и славим!
Исполнение песни «Ты на свете лучше всех» муз.Н.Разуваева, сл.М.Пляцковского.
Ведущий:
Мамина сказка, мамина песня,
Что может быть в жизни важней, интересней?
Слышите? Кто-то к нам в гости идёт,
Песню весёлую звонко поёт…
(Появляется Мама-Коза, поёт песню).
Козлята: Это мама к нам пришла, всем гостинцев принесла.
Коза:
Хватит, хватит вам резвиться, уж пора и
подкрепиться.
Вы корзиночку берите, да на стол накрыть спешите.
(Коза с козлятами уходят в дом накрывать на стол).
Бабя-Яга:
Ох, как вкусно пахнет тут, знать козлята здесь
живут.
После нервного потрясения я заслужила угощение.
Но в одиночку обедать не люблю,
Для компании я Волка позову (берёт телефон и
звонит Волку).
Баба-Яга:
Мой миленький дружок, любезный мой Волчок,
На проводе Яга, бросай свои дела, иди скорей сюда.
(Появляется Волк, запыхавшись).
Волк:
А вот и я, что звала меня Яга?
Уж я так похудел, ведь давненько я не ел.
Баба-Яга:
Да и я о том, дружок,
Как тебе козлят пяток?
Чем не вкусная еда, их достанем без труда.
Волк:
Знаю этих я козлят, тощих, маленьких ребят…
Вот бы мамку их поймать, неделю будем пировать.
Баба-Яга:
Ах, какой ты умный, Волк,
В деликатесах ты знаешь толк.
Надо нам пойти на хитрость,
Чтоб Козу скорее выкрасть.
Спой ей песенку, дружок.
Коза выйдет на порог,
Мы скорей её в мешок и утащим во лесок,
Под ракитовый кусток.
Волк:
Здорово придумала, Яга,
Светлая у тебя голова!
(Волк поёт песню для Козы)
У порога я стою, всё Коза тебя я жду,
Но когда же выйдешь ты,
Я принёс тебе цветы…
Коза:
Кто так громко здесь поёт,
Нам покоя не даёт?
(Волк и Баба-Яга набрасывают мешок на Козу и тащат её в лес).
Коза:
Помогите, помогите Волка и Ягу остановите,
Козлятушки-ребятушки, остаётесь вы без матушки.
(Козлята выбегают на крик мамы-Козы).
Козлята:
Куда же нам теперь идти?
Где нам мамочку найти?
Ведущий: не волнуйтесь вы, Козлята, на
помощь к вам придут ребята.
Ну, друзья, скорее в путь, надо Маму нам вернуть.
(Под музыку все отправляются в лес).
Ведущий:
Мы пришли, ребята, в лес. Здесь полным-полно
чудес!
Чудо-чудо, появись! Чудо-чудо, покажись!
Лесовичок:
Здравствуйте мои друзья, все узнали вы меня?
Правильно, Лесовичок! Один у мамы я сынок!
Свою маму я люблю, очень я её ценю.
Во всём ей помогаю, слушаюсь и уважаю.
Слыхал про вашу я беду, что вам делать подскажу…
Для этого надо веселье устроить,
Коварные планы врагов нам расстроить!
На лесной поляне нашей, дружно вместе мы
попляшем!
(Танец детей на усмотрение воспитателя).
Баба-Яга:
Что за шум и что за гам?
Кто явился в гости к нам?
Волк:
Спокойно есть нам не дают,
Пляшут весело, поют.
Дети: Верни Козлятам маму!
Волк:
Ишь чего захотели, размечтались,
Нам она самим нужна!
Баба-Яга:
Как давно я не смеялась,
Рассмешите?! Обещаю,
Сразу маму возвращаю!
Ведущий:
Мы для Волка и его подружки
Споём весёлые частушки!
Частушки в исполнении детей:
1. А мы Вязьминские ребята очень весело живём,
Мы сейчас для вас частушки озорные пропоём!
2. Сам почистить раз в году я решил сковороду,
А потом четыре дня мама чистила меня!
3. Мы без мамочки однажды приготовили обед,
Сами вымыли посуду и с тех пор посуды нет!
4. В кухне веник я нашёл и квартиру всю подмёл,
Но осталось от него три соломинки всего!
5. Мама доченьку спросила: «Ты под краном руки
мыла?»
И услышала в ответ: «Лицо – да, а руки – нет!»
Баба-Яга:
Да, талантов вам не занимать,
А умеете ли вы маме помогать?
Предположим, бант атласный завязать?!
Игра «Завяжи бант»
Цель: закрепить умение завязывать бант, развивая мелкую моторику пальцев рук.
Игровые действия: атласные ленты, завязанные узлом на натянутом канате, необходимо завязать в красивые, большие банты.
Баба-Яга:
Так и быть, Маму свою забирайте,
Берегите её и в обиду не давайте!
Волк: А нас, друзья, простите, на нас зла не держите!
Козлята:
Живи, Мамочка, сто лет!
И знай, что лучше тебя нет!
Чтоб с нами рядом ты была
Сегодня, завтра и всегда!
Козлята:
Этот мир не от солнца такой золотой,
Он согрет лишь твоей добротой!
Ведущий:
Любите, берегите матерей всегда,
Став взрослыми – не забывайте никогда!
Вальс «Мамины глаза» муз.Е.Мартынова в
исполнении детей с мамами.
Дети с мамами собираются за столом для
чаепития.