Направление: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция: «Коммуникация» (формирование умения проявлять дружелюбие при оценке работ других детей); «Безопасность» (правила безопасного использования инструментов и материалов на занятиях изо), «Познание» (умение выделять приметы времени года).
Вид деятельности: закрепление ранее приобретённых знаний.
Тип: развитие основ изобразительной деятельности.
Цель: развитие творческой личности через самовыражение ребенка в рисунке.
Задачи:
- Развитие продуктивной деятельности детей:
- расположение изображения на листе при передаче сюжета;
- передача соотношения предметов по величине;
- закрепление и обогащение представлений о цветах и оттенках объектов природы;
- знакомство с новыми цветами и оттенками (светло-зеленый, оранжевый);
- формирование представлений о том, как можно получить эти цвета;
- развитие умения смешивать краски для получения нужных оттенков и цветов;
- привлечение внимания детей к многоцветию окружающего мира;
- закрепление умения правильно держать кисть;
- формирование умения закрашивать рисунки кистью проводя линии слева на право, сверху вниз, круговые движения, а так же узкие линии концом ворса кисти;
- закрепление умения чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.
- Развитие детского творчества:
- развитие интереса к изобразительной деятельности;
- развитие эстетического восприятие объектов природы, художественно-творческих способностей;
- обогащение представления детей об искусстве (репродукции произведений живописи);
- закрепление умения сохранять правильную позу при рисовании;
- формирование умения проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
- Приобщение к изобразительному искусству:
- приобщение детей к восприятию искусства;
- поощрение выражения эстетических чувств;
- закрепление умения различать жанры;
- формирование умения выделять и называть основные средства выразительности (форма, величина).
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением времен года; диалог об изменении цветовой палитры при перемене времени года, особенностях строения цветов, видов цветов (тюльпан, ромашка); составление описательных рассказов об облаках; наблюдение за облаками; разучивание стихотворения о цветах радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан).
Словарь: светло-зеленый, оранжевый цвета; тюльпан, фон, пейзаж, палитра.
Литературный ряд: стихи И. Сурикова «На лугу», «Ярко солнце светит».
Техническое оснащение: телевизор, DVD плеер, диск «Лунтик» (серия «Краски), музыкальный файл «По дороге с облаками», компьютер, проектор, презентация в программе PowerPoint.
Информация для воспитателя: данная тема разбита на два занятия. На первом занятии дети ознакамливаются с новыми работами художника Исаака Левитана и пишут пейзаж в технике «По-сырому». На втором просматривают сюжет из мультсериала «Лунтик» (серия «Краски») и на подготовленном пейзаже дописывают цветы. После занятия оформляется выставка и проводится конкурс рисунков «По дороге с облаками».
Примерный ход непосредственно образовательной деятельности
Этапы НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Приемы и средства обучения |
1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация знаний (2 минуты). | Воспитатель: Если видишь на
картине |
Дети слушают стихотворение воспитателя
и заканчивают строку в стихотворении.
– Пейзаж. |
|
– Давайте полюбуемся работой Исаака Левитана «Владимирка». | Рассматривают работу художника Исаака Левитана. | Слайд 1 (изображение пейзажа
И.Левитана «Владимирка»).
Знакомство с картиной художника-пейзажиста Исаака Левитана. Рассматривание репродукции. |
|
2. Закрепление и обобщение
ранее приобретенных знаний и умений (16 мин.)
|
– А что такое пейзаж? | Отвечают на поставленный вопрос. – Пейзаж – это изображение природы. |
Слайд 2 (изображение пейзажей И.Левитана «Владимирка», «Над вечным покоем»). |
– Давайте сравним два пейзажа художника Исаака Левитана. | Рассматривают и анализируют художественные работы. | Рассматривание репродукций. | |
– Что изображено на переднем плане,
среднем, дальнем плане? – Что в них общее и в чем различие? При обсуждении полотен приходим к выводу, что общее – это жанр (пейзаж) и изображение неба, деревьев, а различие – это состояние на картине и изображаемая местность (остров и дорога). |
Отвечают на поставленные вопросы. | Слайд 3 (изображение разных облаков). | |
– На двух произведениях изображены облака, и сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие по дороге с облаками. А какие бывают облака? | Отвечают на поставленные вопросы. – Маленькие, большие, темные, светлые. |
Рассматривание изображений облаков. | |
– На что похожи облака? | – На животных, предметы… | ||
– Какими цветами изображены облака? | – Белыми и голубыми в ясную погоду, темными в ненастную погоду. | ||
– А от чего зависит цвет облаков? | – От времени суток и времени года. | ||
– Сегодня мы тоже с вами будем в роли
художников-пейзажистов и напишем живописные
пейзажи. Как настоящие художники мы будем писать работу с верхней части листа – с неба, с облаков. Лист у нас будет расположен горизонтально. |
|||
– Какие инструменты и материалы нам понадобятся для работы? | – Нам понадобится для работы гуашь, палитра, кисть. | Слайд 4 (изображения инструментов и материалов). | |
– Какой цвет нам нужен для изображения
неба в солнечную погоду? – Правильно, небо будет голубое, а облака мы оставим белые. |
– Голубой. | ||
– Как безопасно пользоваться данными инструментами и материалами. | Дети проговаривают Т.Б. при работе красками (правильно держать кисть, промывать, аккуратно пользоваться стаканчиком с водой, не делать резких движений кистью, правильно держать палитру, сохранять правильную позу при рисовании и др). | ||
– Техника, в которой мы сегодня будем
работать, называется «По-сырому». Сейчас я продемонстрирую этапы выполнения работы (воспитатель начинает демонстрировать этапы выполнения работы). Данная часть работы выполняется очень быстро, пока не высохла вода (при высыхании нужно еще раз смочить лист водой). Этапы выполнения работы:
|
Показ воспитателем приемов изображения. | ||
– А, сейчас вы выполняете самостоятельно небо. | Самостоятельная практическая работа. | Звучит музыкальный фон. | |
– Молодцы, красивые облака получились,
забавные. У кого-то похожи на птичек, у кого-то на
львят, бабочек. – А сейчас мы отдохнем. Физминутка
|
|||
– Давайте вернемся к просмотру пейзажей Левитана и рассмотрим новое полотно. Какое время года изображено на полотне? | – Лето. | Слайд 5 (изображение пейзажа И.Левитана «Лето»). | |
– А какие признаки лета вы знаете? | – Солнце светит ярко и греет землю. На деревьях зеленые листья, на лужайках много травы и цветов, летают бабочки… | ||
– Давайте послушаем, как поэт И. Сурков
повествуют нам о своем отношении к этому времени
года. И рассмотрим в это время еще один пейзаж
Левитана.
|
Дети слушают стихотворение, рассматривают картину на слайде. | ||
– Какое время года описал автор в своем
стихотворении? – По каким признакам догадались? – Легкое, веселое стихотворение! Представляется бодрость, свежесть летнего леса, красота, яркость природы, полет птиц. Все это мы можем увидеть и в полотне Исаака Левитана. – А, как вы думаете, как назвал художник свою картину? – Назвал свою картину художник тоже «Лето». |
Отвечают на поставленные вопросы. | ||
– Какие чувства у вас вызывает картина? | Дети высказывают предположения. | ||
– Каких цветов в изобилии на полотне? | – Зеленых, желтых, голубых. | ||
– Присмотритесь, а зеленый везде одинаковый? | – Нет, есть светлый и темный зеленый. | ||
– Как получить светло-зеленый цвет? | – Смешать на палитре желтый и зеленый или смешать желтый и немного синего цвета. | ||
– Отлично, смешивайте на палитре светло-зеленый цвет. И горизонтальными мазками с право на лево наносите на нижнюю часть листа светло-зеленый цвет и просто зеленый из баночки. Мазочки меж собой соединяем влажной кистью. | Самостоятельная работа детей. | ||
3. Итог НОД. Рефлексия (2 мин.) | – Молодцы! Сегодня мы написали замечательные пейзажи! Какие вам нравятся работы и почему. | Обсуждение работ. | Выставка детских работ. |
– Что нового для себя вы узнали сегодня? | – Новые работы Исаака Левитана «Лето», «Владимирка», «Над вечным покоем». | ||
– Какая работа художника понравилась
больше и почему? – Что было самое сложное, легкое в работе? |
Дети рассказывают о своих впечатлениях. | ||
Уборка рабочего места. Личная гигиена (мытье рук). |
Второе занятие по данной теме
Этапы НОД |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Приемы и средства обучения |
1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация знаний (2 мин.) | Воспитатель загадывает загадку:
|
Дети отгадывают загадку. | |
– Правильно, облака! Такие неповторимые, загадочные, всегда разные! Облака, которые утром провожают нас в сад и те, которые с нами идут домой сейчас с нами продолжат путешествие на занятии! | – Облака. | Слайд 6 (загадка, изображение
облаков и тема).
Все элементы на слайде появляются по щелчку. |
|
– Продолжим путешествие? | Дети соглашаются. | ||
2. Закрепление и обобщение ранее приобретенных знаний и умений (16 мин.) | – Сегодня мы продолжаем путешествовать по дороге с облаками. На прошлом занятии мы любовались полотнами художника, который очень любил писать пейзажи. Как звали этого мастера? | Дети отвечают на поставленные вопросы. – Исаак Левитан. |
Слайд 7 (изображения пейзажей И.Левитана: «Лето», «Над вечным покоем», «Владимирка»). |
– Какие работы Исаака вам запомнились? | – «Лето», «Над вечным покоем», «Владимирка». | ||
– Какая работа, на ваш взгляд, самая впечатляющая? | Дети высказывают своё мнение. | ||
– На какой картине много ярких цветов? | – «Лето». | ||
– Перечислите их. | – Светло-зеленый, темно-зеленый, синий, голубой, синий, желтый, розовый. | ||
– Давайте вспомним, как получить
светло-зеленый цвет? – Правильно. При смешивании основных трех цветов: красного, желтого и синего можно получить много цветов и оттенков. Очень интересную историю про краски вам может рассказать Лунтик. Давайте посмотрим, как эксперементировал с красками этот забавный сказочный герой. |
– Смешать немного синего и желтого цвета. Или смешать зеленый и желтый. | Просмотр серии «Краски» (мультсериал «Лунтик»). | |
– Понравилась история про краски? | Дети отвечают на поставленные вопросы. | ||
– Расскажите, какие дополнительные цвета можно получить при смешивании основных трех? | – Оранжевый, зеленый, фиолетовый. | ||
Физминутка | – Правильно! А, теперь мы немного
отдохнем и представим, что мы цветочки.
|
Дети повторяют движения за воспитателем. | Слайд 8 (Физминутка) |
– Какая у нас получилась красивая полянка! Вот таких красивых цветочков не хватает на наших пейзажах. Давайте их дорисуем. Какие мы с вами рассматривали сегодня на прогулке цветы? | – Ромашки, тюльпаны. Дети описывают цветы. |
Слайд 9 (Изображение ромашки, тюльпана). | |
– Давайте их рассмотрим еще раз на
слайде. Какие они? – Вот их мы сегодня и дорисуем. Только подскажите мне, а какие цвета гуаши нам нужны для изображения этих цветов? |
– Для ромашки белый, жёлтый и зеленый. – Для тюльпана зеленый и красный. |
||
– Какие инструменты и материалы нам понадобятся для изображения цветов? | – Гуашь, кисть, палитра, работа. | ||
Воспитатель демонстрирует и
проговаривает этапы выполнения работы: 1. Кисть обмакнем в воду. 2. Смешаем на палитре жёлтый и синий цвет в равных пропорциях и получим темно-зелёный цвет. Этот оттенок не будет сливаться с нашим светло-зеленым фоном на пейзаже. 3. Наберем на кисть темно – зеленую краску и проведем вертикальную линию концом ворса кисти. Это у нас получится стебелек. Их на работе будет несколько. У нас расцветут две ромашки и два тюльпана. Стебелек не должен касаться нижней части листа, поэтому обязательно нужно отступить. Высота стебелька должна быть чуть выше середины альбомного листа. 4. Этим же цветом прорисовываем листья разной формы. Мы с вами рассматривали форму листьев тюльпана и ромашки. 5. У двух ромашек прорисовываем желтой краской серединки. И белой краской дорисовываем лепесточки (сверху, снизу, справа, слева, в промежутках). 6. У остальных двух тюльпанов дорисовываем вертикальными мазочками красные лепесточки. Вот и расцвела наша полянка! |
Дети смотрят за этапами выполнения практической работы. | Показ воспитателем приемов изображения. | |
– А, сейчас вы дорисовываете самостоятельно цветы. | Самостоятельная практическая работа. | Звучит музыкальный фон. | |
3. Итог НОД. Рефлексия (2 мин.) |
– Вот так в своем стихотворении «На лугу» поэт
И. Суриков описал летний пейзаж. И наше
путешествие с облаками заканчивается. Очень
приятно любоваться вашими работами, молодцы, у
вас получилось передать ласковый летний денек! |
Самоанализ работ. | Выставка детских работ. |