В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы.
Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал:
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ.
Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с детьми: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей ОПК, педагогов дополнительного образования.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах православной направленности.
Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.
Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников сложившимся в нашей школе.
Воспитательная работа с учащимися и родителями
Система классных часов и коллективно-творческих дел, которые я разработала за три года, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Учитывая возрастные особенности своих учеников, я в течение учебного года провожу коллективные дела, которые помогли каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Поскольку для моих учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, я опираюсь на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекаю родителей к делам класса.
Стараюсь помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. В классе учатся ребята семи национальностей: корейцы, татары, чеченцы, азербайджанцы и русские. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир. Поэтому на следующем этапе воспитательного процесса я обращала внимание на формирование толерантных отношений между детьми, с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развивала желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формировала стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывала у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
В этом мне помогли такие мероприятия, как классные часы «Культура мира. Человек среди людей», «Стремись делать добро», «Мы – команда одного корабля», беседа «Знакомство с русской национальной культурой», ребята устраивали фольклорный праздники «Русские посиделки», «Масленица», готовили сообщения в форме познавательной экскурсии в заочный краеведческий музей на тему «История национального костюма», проводили осенние игры и состязания совместно с родителями класса, читательскую конференцию по сказкам народов мира, праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
В течение шести лет я сотрудничаю с Центром «Истоки». Педагог дополнительного образования Ралева Светлана Яковлевна проводит в моем классе занятия по предмету «Православная культура»,а также вместе с ней мы готовим различные мероприятия на темы: «Рождество – самое красивое событие зимы», «Праздники радости», «Праздники в нашем доме» и другие.
Очень часто я организую для своих воспитанников экскурсионные выезды по святым местам. Так, например, мы посетили с ребятами Старобродский монастырь в Ольховском (Приложение 1) районе Волгоградской области, мужской монастырь в с. Гусевка. Очень сильные впечатления у ребят оставила экскурсия «Перекресток трех религий»,в которой мы посетили небольшую, но очень красивую церковь в с. Никольское Астраханской области, где находится чудотворная икона «Нерушимая стена», мусульманскую мечеть в с.Чапурники и буддистский хурал в Астраханской области.
В сентябре текущего года мы посетили музей «Сказка», который находится в Среднеахтубинской пойме. Эта экскурсия оставила массу впечатлений и у ребят, и взрослых! (Приложение 1)
С большим удовольствием ребята со своим руководителем Ралевой Светланой Яковлевной дают концерты в подшефном детском саду. (Приложение 1)
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели ставятся следующие задачи:
- Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
- Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
- Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.
- Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Духовно-образовательное.
2. Воспитательно-оздоровительное.
3. Культурно-познавательное.
4. Нравственно-трудовое.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Основные принципы работы:
1. Принципы духовно-нравственного воспитания
(гуманистическая направленность воспитания,
природосообразность, культуросообразность,
светский характер образования и законность).
2. Принципы отбора содержания образования
(научность и каноничность, многоуровневость,
учёт требований типовых программ).
3. Принципы организации занятий: (наглядность,
доступность, учёт возрастных и индивидуальных
особенностей детей, систематичность и
последовательность, связь теории с практикой,
воспитание в процессе обучения, вариативный
подход).
Характеристика деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Методы реализации:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с
обсуждением наиболее сложных вопросов темы;
проведение дидактических игр; экскурсии; работа
с текстами, картами, составление кроссвордов,
иллюстрирование библейских сюжетов).
2. Словесный(чтение литературных произведений,
фрагментов из Библии с последующим обсуждением и
творческим заданием; беседа с закреплением
материала в творческих работах под руководством
учителя; анализ поэтического текста с раскрытием
сюжетов и образов религиозного содержания;
проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр,
разбор житейских ситуаций; проведение викторин,
конкурсов, тематических вечеров).
3. Практический(организация продуктивной
деятельности учащихся).
Формы работы с детьми:
– Факультативные, индивидуально-групповые
занятия, беседы, игры нравственного и духовного
содержания.
– Творческая художественная деятельность детей:
рукоделие, рисование, создание предметов
декоративно-прикладного творчества, развитие
способностей сольного и хорового пения,
музыкально-сценического движения.
– Проведение праздников и мероприятий.
– Использование мультимедийных технологий
(заочные экскурсии, виртуальный музей, создание
презентаций).
– Исследовательская деятельность учащихся.
– Экскурсии.
– Организация выставок.
– Тематические и творческие вечера.
– Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях,
концертах.
Формы работы с родителями:
– Родительские собрания на
духовно-нравственные темы.
– Лекторий для родителей.
– Вечера вопросов и ответов.
– Выставки, конкурсы.
– Анкетирование родителей с целью выявления
ошибок и коррекции процесса
духовно-нравственного воспитания в семье.
– Совместно организованные с родителями
праздники.
Предполагаемый результат:
– Усвоение ребёнком добродетели,
направленность и открытость его к добру.
– Формирование позитивного отношения к
окружающему миру, к другим людям.
– Потребность к сопереживанию.
– Воспитание чувства патриотизма, потребности в
самоотверженном служении на благо Отечества;
формировании истинных ценностей: любовь, долг,
честь, Родина, вера.
– Приобщение к опыту православной культуры.
– Деятельное отношение к труду.
– Ответственность за свои дела и поступки.
Классный руководитель как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.
Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Учитель осуществляет духовно-нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей.
Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Я, как классный руководитель, постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.
Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.
Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию
осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.
Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:
– чтение, рисование, художественный труд;
– слушание музыки и размышления о ней, сольное и
хоровое пение.
На уроках русского языка и литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учитель русского языка и литературы ставит перед учениками следующие задачи:
1. Учащиеся должны увидеть, что русский язык –
это не только средство общения между людьми; он
впитал в себя богатейший духовный, исторический
и нравственный опыт народа.
2. Воспитать у детей любовь к своему родному
языку, научить воспринимать его как дар свыше,
быть в ответе за этот дар, уважительно относиться
к языкам других народов.
3. Выработать у учащихся элементарные навыки
общения, обогатить их лексический запас, научить
грамотно излагать свои мысли.
Литература
- Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технология и методы: учеб.-метод. пособие / под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Планета, 2010. – 280с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 272с.
- Bardon J., Bennet V. School psychology. – N.Y.: Prentice Hall,