Занятие курса по выбору для учащихся 9-го класса. Тема: "Методы решения квадратных уравнений"
Цель: систематизировать, углубить свои знания по решению квадратных уравнений и выбрать наиболее рациональный способ решения.
Задачи:
- Образовательные: повторить ранее изученные способы решения квадратных уравнений и познакомить обучающихся с новыми способами решения.
- Развивающие: развивать навыки творческой познавательной мыслительной деятельности, логическое мышление, вырабатывать умение анализировать, сравнивать.
- Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный учебный курс »Алгебра не для отличников», компьютеры.
ХОД УРОКА
Слово учителя. Теория квадратных уравнений
занимает ведущее место в курсе алгебры и математики в целом. Не
случайно на изучение этого материала отводится времени значительно
больше, чем на другую тему школьного курса математики. Сила теории
уравнений в том, что она имеет не только теоретическое значение для
познания естественных законов, но и служит конкретным практическим
целям. Большинство жизненных задач сводится к решению различных
видов квадратных уравнений.
Прослушаем видео урок (какие процессы в жизни описывают
квадратные уравнения)
В настоящее время существует 10 способов решения квадратных
уравнений. Как, когда, сразу ли появилось такое многообразие?
Безусловно человечество додумалось до всего не сразу и не в
одночасье. Для этого потребовались долгие годы и даже столетия.
Обратимся к историческому путеводителю.
Выступления учащихся: Из истории
квадратных уравнений (Презентация. Cлайды
2-7)
Приступим к обсуждению нашей темы занятия: предлагаем
повторить известные способы решения квадратных уравнений
(Слайды 8-13)
Вопрос к классу: какой из предложенных способов по вашему мнению
наиболее рациональный(способ ,основанный на применении обратной
теореме Виета, так как с помощью этого способа
квадратное уравнение решается устно)
Продолжаем знакомиться с другими способами решения квадратных
уравнений: графический способ, свойства коэффициентов,
введение новой переменной, биквадратные уравнения.
(Слайды14-16)
– Все рассмотренные методы мы занесли в таблицу, которую вы будете применять при решении различных квадратных уравнений. (Приложение 1)
Задача. При каком значении параметра а уравнение (а – 1)х2 + (а + 4)х + а + 7 = 0 имеет единственное решение?
D = b2 – 4ac = 0 (a + 4)2 – 4(a – 1)(a + 7) = 0 Ответ: 1; 2; – 22/3.
Следующий этап в нашей работе – выполнение теста на компьютере,
в котором уравнения подобраны с различной степенью трудности от
простых до достаточно сложных и требующих нетрадиционных методов
решения. Ваша задача не просто решить уравнение, а выбрать наиболее
рациональный способ его решения. (Мультимедийный учебный курс
«Алгебра не для отличников».
Рассаживаемся по группам, при выполнении теста можно использовать
азбуку квадратного уравнения, работают консультанты в
группах. Замечание: в этой программе заложены уравнения, в которых
есть мнимые корни, записанные с помощью комплексных чисел их нужно
пропускать так как комплексные числа будут изучать те ребята, кто в
10 классе выберет профильный курс изучения математики.
Устно решая квадратные уравнения, вы убедились в том, что зная
различные способы их решения можно решать эти уравнения быстро
,правильно и красиво.
Решение квадратных уравнений можно осуществлять разными методами.
При выполнении теста вы учились применять наиболее рациональный
метод, так как умение быстро рационально и правильно решать
квадратные уравнения облегчает прохождение многих тем курса
математики и физики. В старших классах вам придется постоянно
решать квадратные уравнения и вам дается памятка по решению
квадратного уравнения ,как результат нашего занятия.
– Всем спасибо за участие в проведении занятия. (Приложение 2)
Анализ занятия курса по выбору по теме «Методы решения квадратных уравнений»
1. Краткая общая характеристика занятия: цели, задачи
Предлагаемая тема для рассмотрения доступна для изучения, соответствует их возрасту, уровню развития.
2. Применение проблемного обучения
Ведущее место следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность. Присутствует значительная доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации.
3. Требования к проведению занятия по выбору
Содержание учебного материала позволило учащися осуществить
пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать
обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
На занятии были рассмотрены новые для учащихся знания, не
содержащиеся в базовых программах. Присутствие знаний, вызывающие
познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для
определения ими профиля обучения в старшей школе.
Многообразие рассмотренных методов дает полноту содержания
занятия и его научность через исторические сведения и наиболее
ценный опыт практической деятельности человека.
Инвариантность содержания прослеживается через материал, включенный
на занятии, который может применяться для различных категорий
школьников, что достигается обобщенностью, включенных в нее знаний,
их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами
предпрофильной подготовки.
Презентация дала возможность подать в упорядоченном виде тщательно
подготовленную информацию. Главная дидактическая функция
презентации обусловлена тем, что реализуемая в ней
последовательность представления визуальных компонентов определяет
порядок восприятия учебного материала. Презентация обеспечивает
методически выверенное распределение внимания. При выполнении теста
наблюдалась практическая направленность учебного занятия и
формирование выбора рационального способа решения квадратного
уравнения.
Связность и систематичность содержания помогла школьникам пополнить
систематизировать, углубить знания по математике и
способствовало формированию умений применять приемы сравнения,
выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию
творческих способностей учащихся путем решения заданий более
сложного уровня.