Логопедическое занятие по теме "Дифференциация "С-З" (С', З')"

Разделы: Логопедия


Цель занятия: формирование у учащихся умения выделять и различать С-З (С’-З’) на материале изолированных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки звуко-буквенного и слогового  анализа и синтеза.
  • Развивать навыки словообразования.
  • Расширять и активизировать словарь.
  • Развивать речевое внимание, память, мышление.
  • Формировать познавательный интерес учащихся через использование компьютерных технологий.

Лексический материал:

1. Слова – сложные по семантике: знойная, незабудка, писатель, коса, мимоза, зубр, выставка, квас, корзина, новоселье, сеновал, затылок.
2. Загадки.

Оборудование:

  • Речевые профили.
  • Индивидуальные зеркала.
  • Схема.
  • Фишки.
  • Разрезные слоги.
  • Мяч.
  • Раздаточные предметные картинки: чайник, комар.
  • Демонстрационные картинки: земляника, капуста, сладости, вода.
  • Карточки с загадками.
  •  Ободки с изображением зайца, слона, зебры, стрекозы, ведущего.
  •  Компьютер и компьютерная программа «Дэльфа – 142».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Подведение к теме занятия

– Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение:

Как-то вечером за нос
Укусил соседский пёс
И пошёл по телу «суд»,
Вызвал я соседа в «зуд»

– Ой, я ошиблась! Послушайте, какие слова я неправильно говорю? (суд-зуд)
– Чем отличаются эти слова? (Смыслом и первыми звуками [З]-[С])
(Зуд – ощущение болезненно-щекочущего раздражения кожи, вызывающее потребность чесать раздраженное место; суд – государственный орган, ведающий разрешением споров).
– Вы догадались, о каких звуках мы будем говорить?
Звуки С и З.
– Прочитаем тему занятия. Учащиеся читают хором тему занятия, логопед указкой «направляет» детей.
– Почему их нельзя путать? (Меняется смысл слов)
На партах учащихся лежат изображения чайника (половина группы) и комара (2-я половина).
– Эти звуки можно встретить в природе, в быту.
– Почему у вас на столах лежат картинки чайника, комара?
– Давайте вспомним, как свистит вскипевший чайник? (С-с-с-с-с!)
– Ребята, повторите еще раз, те, у кого на столах картинки с изображением чайника. (С-с-с-с-с!)
– А как звенит комар? (З-з-з-з-з!). Те, у кого картинки с изображением комара позвените еще раз. (З-з-з-з-з!).

– Итак, с какими звуками мы сегодня будем работать? (С и З)

– Открываем тетради. Запишите число и тему занятия.

II. Артикуляция, звучание и характеристика звуков [С] – [З]

1. Уточнение артикуляции звука [С]. Характеристика звука [С]

– Что нужно делать, чтобы правильно произносить эти звуки? (Надо работать с зеркалами).
– Посмотрите в зеркало, произнесите звук [С]. Скажите, как располагаются губы, зубы, язык? Логопед демонстрирует на речевых профилях.
(Губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты; язык лежит на дне ротовой полости, широкий кончик языка находится за нижними резцами; посередине языка идет холодная струя воздуха, которая ощущается тыльной стороной руки; голос отсутствует – голосовые связки не работают.)
– Поднести руку к горлу, чтобы проверить работают ли голосовые связки.
– Расскажите все о звуке [С], опираясь на схему. (Звук [С] – согласный. Докажи. Воздух встречает преграду; глухой. Докажи. Голосовые связки не работают. Бывает твердым и мягким. Докажи. [C] и [C'].)
Один из учащихся даёт полную характеристику звуку.
На письме звук [С] обозначается буквой «ЭС». Логопед  показывает письменную букву «эс».
– У звука [С] есть пара – какой звук? (Звук [З].)

2. Акустико-артикуляционная характеристика звука [З].

– Посмотрите в зеркало, произнесите звук [З]. Скажите, как располагаются губы, зубы, язык? Логопед демонстрирует на речевых профилях. (Губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты; язык лежит на дне ротовой полости, широкий кончик языка находится за нижними резцами; посередине языка идет холодная струя воздуха, которая ощущается тыльной стороной руки; произносится с голосом – голосовые связки работают)
Расскажите все о звуке [З], опираясь на схему. (Звук [З] – согласный. Докажи. Воздух встречает преграду; звонкий. Докажи. Голосовые связки  работают. Бывает твердым и мягким. Докажи. [З] и [З'].)

Проверить дрожание горла с помощью закрывания ушей. Обратиться к изображению колокола.
Один из учащихся даёт полную характеристику звуку.
На письме звук [З] обозначается буквой «ЗЭ». Логопед  показывает письменную букву «зэ».

3. Дифференциация изолированных звуков [C] – [З] и соответствующих им букв.

– Чем различаются звуки [С] и [З]? (Звук [С] глухой. Почему? Произносится без голоса – голосовые связки не работают, а звук [З] – звонкий. Почему? Произносится с голосом – голосовые связки работают.)
– Чем похожи звуки [С] и [З]? (Оба согласные, т.к. есть преграда. Одинаково располагаются губы (…), зубы (…), язык (…).)
– Выложите из фишек письменную букву ЭС, те у кого на партах картинка с изображением чайника и букву ЗЭ, у кого картинка комара.

Ш. Дифференциация звуков [С] – [З] в слогах

1. Развитие умения различать на слух звуки [С] – [З] в слогах

Поиграем в телефон.

Послушайте слоги парами и повторите их в той же последовательности.

ЗАМ – САМ – ЗАМ                     ЗЯФ – САФ – ЗОФ – СОФ
СОЛ – ЗОЛ – СОЛ                      СЁЛ – ЗЁЛ – САЛ – СОЛ
ЗЫЛ – СЫЛ – ЗЫЛ                     ЗИН – СИН– ЗЮН  – СЮН
ЗУН – СУН – ЗУН                       СЕН – ЗЭН – ЗЕН – СЭН
СЯП – ЗЯП – СЯП – ЗЯП           СИН – ЗЫН – ЗИН – СИН

– Где мы различали звуки [С] – [З]? (В слогах.)
– Какой звук [С]? (Согласный, глухой.)
– Какой звук [З]? (Согласный, звонкий.)

2. Развитие навыков слогового анализа и синтеза

– Работаем в тетрадях. Я буду произносить слова, вы должны записать из каждого слова только один слог, номер которого я назову:
Например: слово «сани» – первый слог? (Учащиеся отвечают – «СА».)

Кони – первый (ко)
Незабудка (полевой цветок) – второй (за)
Писатель (человек, который сочиняет и пишет рассказы, сказки) – второй (са)
Молоко – третий (ко)

Ребята, найдите слог у меня на столе и повесьте его на доску.

Логопед вызывает детей по очереди к доске – каждый слог вывешивается на доску.

– Прочитайте слоги. Логопед ведет указкой.
– Догадайтесь, какие два слова можно составить из этих слогов. (коза – коса (инструмент для срезания травы + прическа).) Запишите слова в тетрадь.

Пока дети пишут, логопед просматривает тетради.

Скажите, чем различаются эти два слова?
Обратите внимание, изменилась всего одна буква логопед читает слова, показывает на буквы С – З, один звук логопед произносит слова, интонационно выделяя звуки С – З: коса – коза – и поменялось всё слово! Вот как важно уметь правильно различать звуки С – З!
Давайте вспомним какие два слова были в начале занятия, которые так же отличались одним звуком (суд – зуд).
Запишите их.

Звук [С] – какой? (согласный, глухой)
Звук [З] – какой? (согласный, звонкий)

Динамическая пауза. Игра с мячом

Я начну, а вы заканчивайте, слог любой вы добавляйте. Можно СА, можно ЗА и получаются слова.

Ли…
Ко… 
Поло…
Гла…
Мимо…
Ро…
Стреко…
Угро…

IV. Дифференциация [С] – [З] в словах

1. Развитие умения соотносить заданный звук с символом, совершенствование самоконтроля, памяти.

А теперь мы напишем диктант. Но он будет необычный. Я буду диктовать слова, а вы будете вместо слов со звуком [С] ставить квадрат, а вместо слов со звуком [З] – треугольник. Запомнили? Кто повторит? Один из детей повторяет задание.
Логопед делает на доске запись С =   , З =  ∆.

Логопед диктует слова: сало, зима, весна, зонт, стакан, сметана, ваза, маска, коза, зубы, аист.
Первое слово проверяется совместно. (Сало – глухой согласный С обозначил кругом)
– Сколько слов вы записали? (Одиннадцать.)
– Я буду называть слова, а вы соотносите знак со звуком и называйте его.
– Назовите все слова со звуком [C]. (Сало, весна, стакан, сметана, маска, аист)
– Вспомните слова со звуком [З]. (зима, зонт, ваза, коза, зубы).
– Что мы только что делали? (Обозначали слова со звуком [C] квадрат, а слова со звуком [З] треугольником.)
– Почему мы их обозначали по-разному? (Потому что С – глухой, З – звонкий)

2. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза

Продолжаем работать со словами. Сейчас мы будем шифровать слова. Если в слове слышим звук [С] или [З], записываем его и рядом ставим цифру, которая соответствует месту звука в слове.
Например: «Собака» – делаем такую запись С1.
Один из учеников повторяет еще раз задание.

Зубр (З1), выставка (С3), красота (С4), квас (С4), стекло (С1), забор (З1), ваза (З3), корзина (З4).

Сколько слов вы зашифровали? (Восемь.)

Логопед фиксирует шифровку на доске, учащиеся проверяют правильность записи, обменявшись тетрадями с соседом по парте.
Давайте вспомним слова со звуком [С]. (Выставка (показ изделий), красота, квас (напиток), стекло.)
Со звуком [З]. (зубр (дикое животное), забор, ваза, корзина (приспособление для сбора ягод, грибов).)
Где мы различали звуки [C] – [З]? (Мы различали звуки [C] – [З] в словах.)
Чем различаются звуки [C] – [З]?

3. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза с помощью компьютерной программы «Дэльфа-142»

Сортировка слов с пропущенными буквами С или З.

Физкультминутка. Координация речи с движением.

Ушки длинные у зайки,     (разгибание-сгибание кулачков)
Из кустов они торчат.        (ладони приставить к голове, вперёд-назад)
Ушки прыгают и скачут    (хлопок-кулачок на столе)
Веселей самих зайчат.       (круговые движения кистями)

V. Дифференциация [С] – [З] во фразах

1. Развитие фонематического восприятия в предложениях

Возьмите карточки. Отгадайте загадки. Валера читай первую загадку.
Что это?
А теперь назовите слова со звуком [С] из текста загадки. И со звуком [З].

Зимой белый,                                        Свернёшь – клин,
Летом серый                                          Развернёшь – блин
(Заяц)                                                                 (Зонт)

Спереди – пятачок,                                Одеяло белое не руками сделано.
Сзади – крючок.                                     Не ткалось и не кроилось,
Посредине спинка,                                 С неба на землю свалилось.
А на ней щетинка.                                                                       (Снег)
(Свинья)

Лежит верёвка,                                       Гладишь – ласкается,
Шипит, плутовка.                                  Дразнишь – кусается.
Брать её опасно –                                                           (Собака)
Укусит.
Ясно? (Змея)

Ребята, что мы сейчас учились делать. (Отгадывать загадки, выделять слова со звуками [C] и [З])

2. Развитие умения логически мыслить и составлять словосочетания. Формирование грамматических навыков.

– Ребята, посмотрите на слова на доске. Соедините слова из 1-ого столбца со словами из 2-ого столбца, чтобы получились словосочетания. Отметить буквы С, З на доске треугольником и квадратом.

Солнечная                                           праздник
Вкусная и здоровая                            стол
Праздничный                                      земляника
Спелая                                                 поляна
Сочная                                                 вода
Разные                                                 еда
Чистая и прозрачная                         капуста
Весёлый                                              сладости

Что мы учились делать? (Составлять словосочетания.)

V. Дифференциация [С] – [З] в связной речи

Ребята, сейчас мы с вами разыграем сценку: «Новоселье у зверей».

Детям раздаются роли и костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон, ведущий.

СЦЕНКА

Ведущий: Сегодня у зверей новоселье. Стрекоза созвала всех жителей леса на солнечную поляну.
Стрекоза: Пусть каждый принесет вкусную и здоровую еду к праздничному столу.
Зебра: Я зебра, я принесу спелую землянику.
Заяц: Я заяц, я угощу всех сочной капустой.
Слон: Я слон, я испеку для вас разные сладости.
Стрекоза: А я слетаю к озеру за чистой прозрачной водой.
Все хором: Веселый получится праздник!

Учащиеся разыгрывают сценку. Затем логопед благодарит детей и сажает их за парты.

VI. Итог занятия

Какие звуки мы различали на занятии?
Почему эти звуки можно перепутать?
Чем различаются звуки [C] – [З]?
Что вам понравилось?