Интерактивные методы обучения на уроке алгебры по теме "Квадратные уравнения. Способы решения неполных квадратных уравнений". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Тип занятия: комбинированный.

Место занятия: вводный урок раздела.

Форма организации обучения – учебное занятие.

Цель занятия: познакомить обучающихся с общим видом квадратного уравнения, понятием неполного квадратного уравнения и способами их решения, показать, что источником возникновения квадратных уравнений является реальный мир, что эти уравнения возникли из практических потребностей людей.

План занятия:

  1. Организационный момент. 
  2. Актуализация знаний. Ассоциативный ряд.
  3. Работа с текстом в группах.
  4. Сбор коллективной информации.
  5. Введение новых понятий: «квадратное уравнение, виды квадратных уравнений». Работа с текстом учебника.
  6. Кластер на тему «Виды квадратных уравнений».
  7. Изучение нового материала: историческая справка, работа с таблицей.
  8. Систематизация нового материла (работа с таблицей).
  9. Практическая работа: работа в парах, самостоятельная работа.
  10. Итоги занятия. Кластер на тему «Виды квадратных уравнений» дополнение, закрепление изученного.
  11. Домашнее задание.

Образовательные задачи занятия:

  • ввести понятие квадратного уравнения;
  • рассмотреть виды квадратных уравнений;
  • научить классифицировать квадратные уравнения по разным признакам;
  • научить решать неполные квадратные уравнения с применением различных способов.

Развивающие задачи занятия:

  • развивать умение анализировать, самостоятельно делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать познавательный интерес к предмету, мотивацию к изучению квадратных уравнений  на основе раскрытия практической значимости изучаемой темы;
  • развивать коммуникативные компетенции;
  • развивать самостоятельность обучающихся, умения преодолевать трудности в учении в ходе изучения нового материала и выполнения практической работы;
  • развивать критическое мышление.

Воспитательные задачи занятия:

  • воспитывать усидчивость и культурк учебного труда  при обсуждении  результатов;
  • воспитывать стремление к преодолению трудностей в процессе интеллектуальной деятельности;
  • воспитывать гуманность, чувство коллективизма, чувство такта при общении с товарищами;
  • воспитывать толерантность.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Формы, методы, приемы; цель применения

1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода занятия.

Определение целей занятия:

Познакомиться с общим видом квадратного уравнения, понятием неполного квадратного уравнения и способами их решения.

Методы и приемы: определение целей занятия (для мотивации учебной деятельности)
Цель этапа: подготовить обучающихся к активной совместной деятельности
2. Актуализация знаний (вызов)

Задание для обучающихся:

1. Ассоциативный ряд

Выпишите всё, что Вам известно об уравнениях.

– Обсудите в паре.
– Сбор коллективной информации.

2. Работа с текстом (раздаточный материал или материал на слайде презентации, или запись на доске):
Из данных уравнений выбрать квадратные уравнения:

– Сбор коллективной информации.

3. Работа с текстом учебника «Алгебра 8 класс» М.Ю. Макарычев, М.: Просвещение, 2011.

Задание для обучающихся:

Найдите определения

– полного и неполного квадратного уравнения;
– приведенного и не приведенного квадратного уравнения;– корня квадратного уравнения;

4. Изображение информации в виде кластера

Проверка:

1. Квадратные уравнения:

1) x2 – 1 = 0;
5) 2x2 – 5x + 6 = 0;
6) 7x – x2 + 3 = 0

2. Вопросы группе:

– По каким признакам вы отнесли данные уравнения к квадратным уравнениям?
– Сформулируйте определение квадратного уравнения.
– Назовите значения коэффициентов выбранных уравнений.

Методы и приемы:
  • ассоциативный ряд;
  • самостоятельный анализ;
  • работа в группах;
  • формулировка определений;
  • составление кластера.

Цель этапа: мотивация учебной деятельности, объединение обучающихся и преподавателя в совместную коллективную учебную деятельность.

3. Объяснение нового материала

Историческая справка

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а так же с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются квадратные уравнения вида:
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонянских текстах, совпадает с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилонии, в клинописных текстах отсутствует понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
В Древней Индии уже в 499 году были распространены публичные соревнования в решении трудных задач на составление квадратных уравнений. Одной из таких задач является задача знаменитого индийского математика Бхаскары:

Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекаясь,
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок
Ты скажи мне в этой стае?

Составим уравнение к этой задаче.

Если за х взять число обезьянок в стае, то как будет выглядеть уравнение?

Ответ:

Вместе с обучающимися на конкретных примерах (5x2 = 0, 2x2 + 6x = 0, x2 – 4 = 0 и  x2 + 6 = 0) рассмотреть три вида неполных квадратных уравнений: ax2 = 0, ax2 + bx = 0, ax2 + c = 0 и способы их решения. Во время работы обучающиеся делают на полях пометки:

Заполнение таблицы с пометками:

+ я это знал,
– я этого не знал,
!  это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.

Полученные данные обучающиеся заносят в таблицу:

Методы и приемы:
  • словесный – рассказ с элементами беседы (для формирования теоретических и фактических знаний);
  • репродуктивный (для запоминания материала)
  • установление межпредметных связей (для развития вариативности мышления и умений применять ранее полученные знания в новой ситуации);
  • метод стимулирования интереса к учению (создание ситуаций занимательности, создание проблемной ситуации);
  • инсерт.

Цель этапа: формирование интереса к  изучаемой   теме.

4. Систематизация полученных знаний.

– Возвращение к таблице (ее уточнение и дополнение с учетом того нового, что узнали).
– Выполнение практического задания.
– Определение способов применения этой информации на практике.
Материал, собранный в таблицу на 3 этапе занятия обобщается, формулируются выводы о способах решения, о количестве и виде корней различных неполных квадратных уравнений. Полученные данные заносятся в таблицу:

Методы и приемы:
  • словесно-наглядный
  • формулировка определений;
  • установление причинно-следственныхсвязей;
  • вспоминание фактов;
  • синтез полученной информации.

Цель этапа: мотивация учебной деятельности, объединение обучающихся и преподавателя в совместную коллективную учебную деятельность

5. Практическая работа

Часть I  (работа в парах)

Задание группе: разбейте следующие уравнения на две группы по какому-либо признаку:

1-я группа: приведенные и неприведенные.
2-я группа: полные и неполные.

– Какие из этих уравнений вы можете решить? (Неполные квадратные уравнения.)

Методы и приемы:
  • словесно-наглядный
  • формулировка определений;
  • установление причинно-следственных связей;
  • вспоминание фактов;
  • синтез полученной информации;
  • самостоятельный анализ и отбор фактов;

Цель этапа: развитие умения работать в паре, анализировать чужое мнение и аргументировано отстаивать свое, развитие логического мышления, рефлексия разновидности мышления.

 Часть II. Двое обучающихся решают уравнения  на обратной стороне доски, остальные обучающиеся самостоятельно выполняют задание  в тетрадях, с последующей  проверкой и анализом решения.

Решить уравнения: 1) 5x2 = 0, 2) 169 – x2 =0, 3) x2 – 24x = 0, 4) 16x2 – 4 = 0.

Методы и приемы: самостоятельное решение.

Цель этапа: развитие умения работать самостоятельно, анализировать  и применять полученные знания.

6. Итоги занятия

1. Кластер, который был создан в начале занятия, по теме «Квадратные уравнения», дополняется новой информацией, с повторением всех формулировок.

Вопросы обучающимся:

– Что вы открыли для себя сегодня?
– Что вы узнали нового?

Рефлексия обучающихся. Оценивание наиболее активных.

Методы и приемы:
  • повторение;
  • ассоциативный ряд
  • кластер.

Цель этапа: выявить, насколько успешно реализовались задачи обучения, а также стимулировать последующую познавательную деятельность учащихся, закрепление изученного

7. Домашнее задание

1. Выучить определения, повторить способы решения неполных квадратных уравнений, по
таблице, составленной на занятии.
2. Решить уравнения:

а) 9x2 – 25 = 0
б) x2 – 5x = 0
в) 6х2 – 24х = 0
г) 4х2 – 36 = 0

Методы и приемы: словесный.

Цель этапа: самостоятельное закрепление изученного материала.