Занятие с элементами тренинга "Конформное поведение"

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7, 8, 9, 10

Ключевые слова: профилактика аддиктивного поведения, конформное поведение, профилактика употребления психоактивных веществ


Цель: отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.

Время: 2 академических часа.

Форма зала: круг.

Материалы: магнитофон, бумага формата А 4, ватман, бе­лый картон, английские булавки, ножницы, цветные карандаши, флома­стеры, ручки, клей, газета, бланки к тестовым заданиям, упражнениям, три кольца диаметром 7-15 см (например, моток неширокого скотча), нитки, бейджики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Экран настроения»

Цель: выразить свое настроение.

Время: 5 минут.

Техника проведения: перед началом занятий на стене крепится «Экран», на котором участники группы могут выразить свое настроение.

Материал: лист ватмана, карандаши.

Инструкция: Ребята, это у нас своеобразный «Экран настроения». На нем можно выразить свое настроение. Перед вами восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) различных цветов и оттенков. Каждый из вас пусть возьмет тот цвет, который соответствует вашему сегодняшнему настроению и отметит его в виде круга на «Экране». Ребята, это упражнение будет являться своеобразным ритуалом наших тренинговых занятий и оно будет выполняться в начале и в конце последующих встреч.

2. Упражнение «Приветственное движение»

Цель: создать положительный настрой на день, поднять настроение, развить групповую сплоченность.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники стоят в кругу, показывают приветственное движение, обращенное ко всем остальным. Движение повторяется всеми участниками.

Материал: магнитофон.

Инструкция: ребята, давайте встанем в круг. Сейчас, каждый по-очереди будет показывать под музыку приветственное движение, а вся группа за ним повторит.

Анализ:

– Понравилась ли вам игра?
– Какое у вас настроение?
– Готовы ли вы продолжать работу?

3. Упражнение «Знаменитые имена»

Цель: развитие эмпатии, расширение представлений участников группы друг о друге, повышение эмоционального фона настроения.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники группы по очереди должны вспомнить всех знаменитых своих тезок.

Инструкция: Ребята, подумайте и вспомните в уме всех знаменитых тезок: царей, князей, певцов, артистов, политических деятелей, святых и т. д. А теперь каждый из вас представиться от имени знаменитости. Например, Александр – Александр Македонский, Константин – Константин Эрнст.

Анализ:

– С какими трудностями вы столкнулись в этом упражнении?
– Что вы испытывали, когда представлялись от имени знаменитого человека?
– Какие эмоции у вас вызвало это упражнение?

4. Упражнение «Мое настроение»

Цель: развитие групповой сплоченности, навыков группового взаимодействия, творческого самовыражения, снятие психоэмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участникам группы предлагается слепить из бумаги свое настроение, по хлопку передать модель настроения соседу слева и т. д., в результате бумага будет изорвана. В центре круга устроить салют. После выполнения задания провести конкурс «Кто больше салютов соберет».

Инструкция: Вам необходимо слепить из бумаги свое настроение в виде какой-либо модели, по хлопку передать модель настроения соседу слева и т. д. Посмотрите, наше настроение превратилось в маленькие кусочки бумаги. Возьмем наше настроение в руки и устроим салют. А теперь – конкурс «Кто больше салютов соберет». Молодцы!

Анализ:

– На что похоже ваше настроение, в виде чего вы хотели его изобразить?
– Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.
– Какое у вас настроение?

5. Упражнение «Властелины кольца» (модификация авторская).

Цель: развитие групповой сплоченности, обучение координации совместных действий, поиску способов коллективного решения необычной проблемы, обмен информацией при ограниченности средств, снятие психоэмоциональное напряжение.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники разбиваются на две малые группы. Три участника каждой подгруппы становятся по кругу на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга, и каждый из них берет в руки по одной нитке. Действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень — например, лежащую на полу монетку. Упражнение выполняется в нескольких вариантах: с открытыми глазами, с закрытыми глазами, с посторонней помощью, всеми участниками группы.

Материал: два кольца диаметром 7-15 см (например, моток неширокого скотча), к которому привязаны на равном расстоянии друг от друга 3 нитки длиной 1,5-2 м каждая. кольцо диаметром 7-15 см, к которому привязаны на равном расстоянии друг от друга 6 ниток длиной 1,5-2 м каждая.

Инструкция: Вам необходимо разбиться на две малые группы по принципу «первый, второй». Три участника каждой подгруппы встаньте по кругу на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга, и каждый из вас возьмите в руки по одной нитке. Ваша задача – действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень — например, лежащую на полу монетку.

Уп­ражнение выполняется в нескольких, вариантах. Поэтому вы должны быть внимательными и следовать моим инструкциям:

1. Опустите кольцо точно на мишень, при этом у вас открыты глаза и можете переговариваться между собой.
2. Опустите кольцо точно на мишень, при этом у вас открыты глаза, но переговариваться не можете.
3. Опустите кольцо точно на мишень, при этом у вас закрыты глаза. За спиной каждого из вас встанет еще по одному участнику, которые будут смотреть на происходящее и подсказывать своему подопечному, как двигать нитку, чтобы кольцо опустилось в нужном месте.
4. Перед вами кольцо с 6 нитками. Участвуют все члены группы. Задание аналогично третьему варианту, но переговариваться нельзя.

Анализ:

– Понравилось ли вам упражнение?
– С какими трудностями столкнулись?
– Нашли ли вы обще групповую тактику?
– Какие психологические качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения?
– Какие для себя вы сделали выводы?
– Какое у вас настроение?

6. Мини-лекция «Конформное поведение»

Цель: повышение представлений участников о понятиях конформность, конформное поведение и как научиться отстаивать свою точку зрения.

Время: 10 минут.

7. Упражнение «Коленочки – колечки – ракета».

Цель: снятие утомляемости, повышение эмоционального фона настроения.

Время: 5 минут.

Техника проведения: все стоят в кругу. Под музыкальное сопровождение по команде ведущего «направо» участники должны повернуться и пробежаться по кругу, по команде «коленочки» участники должны сесть друг другу на колени и перемещаться в тесном кругу, по команде «колечки» надеть виртуальные кольца на каждый из пальцев рук, по команде «ракета», взявшись за руки, участники должны сделать ракету, то есть произнося «Ух» поднять руки вверх, образовав при этом тесный круг.

Инструкция: Ребята, а теперь я предлагаю подвигаться под музыку. Встаньте в круг. Под музыкальное сопровождение по моей команде «направо» вы должны повернуться и пробежаться по кругу, по команде «коленочки» вы должны тесно встать друг за другом по кругу и сесть друг другу на колени и друг за другом, как змейка, перемещаться в тесном кругу. По команде «колечки», надеть виртуальные кольца на каждый из пальцев рук, затем на руку, накрутить на ноги. По команде «ракета», встанем в круг и, взявшись за руки, вы должны произнести «Ух!», при этом поднять руки вверх, образовав тесный круг.

Анализ:

– Понравилось ли упражнение?
– Какое у вас настроение?
– Готовы ли вы продолжать дальнейшую работу?

8. Дискуссия в малых группах на тему: «Портрет подростка с зависимым поведением»

Цель: научить участников проводить анализ и адекватно реагировать в проблемных ситуациях, обучение навыкам ведения дискуссии.

Время: 15 минут.

Техника проведения: участники группы разбиваются на 3 малые группы, выбирают председателя, таймера, спикера, секретаря. Каждой группе дается задание, которое надо будет сначала обсудить, затем записать на листе бумаги. После этого, группа садится в круг и один из представителей каждой малой группы зачитывает качества. Остальные добавляют, соглашаются, либо возражают, предлагая свои вари­анты.

Материал: 3 листа ватмана, маркеры, список качеств личности.

Инструкция: яприветствую вас в нашем дискуссионном клубе! Для работы предлагаю разделиться на 3 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: я на ухо каждому из вас скажу одно слово. Это будет животное (медведь, лиса, заяц). Задача: найти своих, т. е. тех, кому это животное было сказано. Найти тихо, без слов, используя только жесты и мимику.
Для работы каждая малая группа избирает: председателя, таймера, спикера, секретаря.
Сейчас я вам раздам вопросы для обсуждения. Используйте при обсуждении принципы мозгового штурма и соблюдайте правила работы группы.
На работу вам дается 5 минут.

Задание 1 группе.

  • Отметьте положительные стороны подростка с зависимым поведением.
  • Напишите качества, какими он должен обладать.

Задание 2 группе.

  • Отметьте отрицательные стороны подростка с зависимым поведением.
  • Напишите качества, какими он должен обладать.

Задание 3 группе.

  • Составьте портрет подростка с зависимым поведением.
  • Напишите качества, какими он должен обладать.

– Просим спикеров прикрепить лист ватмана к стене и доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.
– Поаплодируем за хорошую продуктивную работу.

Анализ:

– Кто хочет что-либо добавить или с чем не согласен?
– Все ли выдвинутые идеи принимаются? Если да, то выносим на обще групповое голосование.
– Что меня удивило?
– Какие для себя вы сделали выводы?
– Не хотели бы Вы что-либо изменить в себе, в своем поведении?

9. Упражнение «Дождь в летний день»

Цель: снять эмоциональное напряжение, разрядка.

Время: 5 минут.

Техника проведения: все участники группы стоят в кругу, друг за другом по часовой стрелке. Под инструкцию ведущего участники на спине впереди стоящего изображают природное явление – дождь в летний день, тихий ветер, ветер усилился, начался ураган, мелкий дождь, усиливается дождь, льет крупный дождь, град, затем дождь успокаивается, ветер стихает.

Инструкция: Ребята, встаньте в круг, друг за другом по часовой стрелке. Под мое сопровождение мы на спине впереди стоящего участника с помощью рук будем изображать дождь в летний день. И так: «дует тихий ветер, ветер усиливается, пошел мелкий дождь, дождик усиливается, льет крупный дождь, затем пошел град, дождик успокаивается, ветер стихает».

Анализ:

– Ваше настроение?
– Что вы почувствовали?

10. Игровое моделирование реальных ситуаций.

Цель: обучение навыкам выхода из сложных жизненных психотравмирующих ситуаций.

Время: 15 минут.

Техника проведения: участники группы разбиваются на 3 малые группы. Каждой группе дается своя ситуация. Они должны представить вариант ее завершения в виде театрализованной сценки.

Инструкция: Ребята, яприветствую вас на театрализованной сцене! Для работы предлагаю разделиться на 3 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: белый, мягкий, пушистый.

Каждой группе дается своя ситуация. Вы должны представить вариант ее завершения в виде театрализованной сценки.

– Итак, на обсуждение задания 3 минуты.

1) Вы с компанией сверстников гуляете по улице и встречаете ребенка 9 лет. Один из лидеров вашей компании предлагает вам отобрать у мальчика сотовый телефон. Ваши действия?

2) Одноклассники идут по улице и распивают алкогольный коктейль. Вы спортсмен. По дороге на тренировку встречаетесь со своими одноклассниками, которые предлагают выпить. Ваши действия?

3) Действие происходит в школе. Основная часть одноклассников не выучили уроки по предмету «химия». Все решили уйти с урока, т. е. прогулять. Ваши действия?

Анализ:

– Какая роль тебе досталась?
– Было ли тебе комфортно играть эту роль?
– Знакомы ли тебе проигрываемые ситуации? Сталкивался ли ты с ними или твои друзья?
– Что было легким в проблемной ситуации?
– Что было самым трудным в проблемной ситуации?
– Что ты вынес для себя из этой ролевой игры?
– Что можно добавить в игру?

11. Обратная связь

Цель: узнать мнение участников о тренинговом занятии.

Время: 5 минут.

Анализ:

– Самое интересное упражнение?
– Что вам понравилось больше всего?
– С какими трудностями вы столкнулись?
– Довольны ли вы собой и своим поведением?
– О чем вы задумались и что полезного вы взяли для себя и будете использовать?
– Оцените в процентах ваше участие в тренинговом занятии.

12. Упражнение «Фотография на память»

Цель: повысить уровень самопринятия.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участникам предлагается изобразить фотографию на память в любом образе.

Инструкция: Ребята, вам предлагается изобразить фотографию на память в любом образе.

В конце упражнения – аплодисменты за совместную работу.

13. Упражнение «Экран настроения»

Цель: подвести итоги дня, выразить свое настроение.

Время: 5 минут.

Техника проведения: перед началом занятий на стене крепится «Экран», на котором участники группы могут выразить свое настроение.

Материал: лист ватмана, карандаши.

Инструкция: Ребята, это у нас своеобразный «Экран настроения». На нем можно выразить свое настроение. Перед вами восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) различных цветов и оттенков. Каждый из вас пусть возьмет тот цвет, который соответствует вашему сегодняшнему настроению и отметит его в виде круга на «Экране». Это упражнение будет являться своеобразным ритуалом наших тренинговых занятий и оно будет выполняться в начале и в конце последующих встреч.