Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2012; Рабочая тетрадь Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2012/
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока «Растительный мир степей».
Тип: урок открытия новых знаний.
Задачи урока:
- познакомиться с растительным миром степной зоны;
- формировать и развивать умение четко формулировать ответы и находить верное решение;
- развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой;
- развивать практические умения и навыки, потребность в получении новых знаний;
- формировать умение работать в парах, в группах;
- воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, взаимовыручки и любви к родной природе.
Метод обучения: проблемный (исследование)
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, в группах.
Средства обучения для учителя: карта «Природные зоны России», конверты с карточками слов: климат, почва, растения, животные, природные зоны – условия жизни человека на Земле; картинки с изображением растений в степи, гербарные листы.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
||
1. Самоопределение к деятельности | Учитель. Сегодня мы будем говорить о районе, где поселились восточные славяне, откуда началась история Древней Руси. Рассмотрите карту природных зон России. Где в нашей стране находится зона степей? | Работа по карте природных зон России | Формируем умение слушать и понимать других | ||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Учитель. Какие факторы
определяют природную зону? Достаньте из конверта
карточки и составьте модель. Таня и Витя составят модели на доске. Проверим работу.У кого другое мнение? |
Работа в парах.
|
Планируют учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками Установление причинно-следственных связей Анализ объектов |
||
3. Постановка учебной задачи | Учитель. Действительно ли
между неживой природой и растениями в зоне
степей существует тесная связь? Откройте конверты и распределите карточки по группам. Проверим работу. У кого другой вариант? Какие условия необходимы для растений каждой группы? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? |
Работа в группах. 1 группа – деревья:
береза, осина, клен, вяз, липа. |
Анализ объекта, построение цепи
рассуждений Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися и что неизвестно |
||
4. Построение проекта выхода из затруднения | Вспомним, в каком климатическом поясе расположены степи. | Степи расположены в умеренном поясе. | Формирование умения точно и полно выражать свои мысли | ||
Кто из вас был в Заволжье? | Оля.Я была у бабушки летом в Питерке. | Умение взаимодействовать с учителем | |||
Расскажи, Оля, какое лето было в Заволжских степях. | Было очень жарко, температура +25 градусов и выше, редко шел дождь, на огороде вся земля потрескалась. | ||||
Как вы думаете, а какая зима в степи? | Катя. Наши родственники живут в Новоузенске, говорят, что зимой холодно, – 20 градусов и ниже, снег, заносы на дорогах. | ||||
Давайте проведем исследование: особенности растений в степи. Каждая группа берет гербарный лист. | Работа в группах. 1 группа: ковыль |
Умение взаимодействовать со сверстниками | |||
Как вы думаете, на чем сосредоточено будет внимание? | Обращаем внимание на строение растения: корень, лист, стебель, плод с семенами. | Умение решать проблему | |||
Где будем собирать информацию? | 1. Подумаем сами 2. Спросим у взрослых 3. Понаблюдаем 4. Проведем эксперимент 5. Посмотрим в книге (энциклопедии или справочной литературе) 6. Используем интернет-ресурс |
Планирование работы | |||
Что может нам помочь в исследовании? | Составим план исследования. Возьмем для сегодняшнего исследования пункты 1, 3, 5. | Поиск и выделение информации | |||
5. Первичное закрепление | Сбор, обработка информации Анализ и обобщение полученных материалов Подготовка отчета исследования Защита сообщений |
Ковыль – представитель степи, так
как имеет корневую систему, которая по массе
превосходит надземные органы. Это злак, который
интенсивно впитывает талую и дождевую воду. Тюльпан – представитель степи. Это растение развивается весной, когда почва достаточно увлажнена. Это луковичное растение, содержит запасы питательных веществ. Успевает отцвести до наступления засухи. Качим растет в степи. Имеет мелкие листовые пластинки. Мелкие листья – это приспособление к уменьшению испарения влаги. В сухую погоду листовые пластинки складываются вдоль. Солянка – представитель степной зоны. Имеет мелкие листовые пластинки, чтобы меньше испарять влагу. Хорошо переносит засуху. |
Анализ объекта с целью выделения
существенных признаков Умение решать проблему |
||
Вы разделили растения на 2 группы: деревья и травы. А деревья растут в степи? | Коля. Нет, деревья не растут в
степи. Катя. А я видела деревья в степи: березу, клен на берегу реки Большой Узень, когда летом ходила купаться. Олег. Я думаю по берегам рек можно встретить деревья, так как в почве больше влаги. А в других местах растут засухоустойчивые растения. Ира. А ранней весной нас радуют раннецветущие растения. Мы всем классом были в нашем областном краеведческом музее и видели панораму степных тюльпанов. Вася.Весной мы были у бабушки в Алгайском районе и видели поле тюльпанов. |
Формирование умения учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника | |||
Какой вывод можно сделать из всего вами сказанного? | Толя.В степи весной цветут
раннецветущие растения. Илья. А в остальной период – растения, устойчивые к засухе. Олег.А по берегам рек можно встретить деревья. |
Воспитание способности к познанию, эстетическое воспитание, любовь к природе, родному краю | |||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Прочитайте статью в учебнике на
страницах 92-95. Сравните свой вывод с авторами
учебника. Выполните задание №50 в рабочей тетради. Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о растительности степей? Где их можно применить? |
Работа в парах Вывод. |
Оценивание усваиваемого содержания мотивация учения Самостоятельное выделение цели обучения |
||
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Какова тема нашего урока? Удалось ли нам ответить на вопросы? Как выходили из затруднительного положения? Как бы вы сами оценили свою работу? | Оценка усвоения содержания | |||
8. Домашнее задание (по выбору учащихся) | 1. Составить кроссворд или ребусы по
теме «Растительный мир степей» 2. Сообщение о растениях степей 3. Подготовить презентацию по теме |
Список использованной литературы:
- А.М.Дёмин, Л.В.Макарцева, С.В.Уставщикова. География Саратовской области. – Саратов: Издательство «Лицей», 2005.
- Л.В.Мякшева. Краеведение. Саратовский край начальная школа. – Саратов: Лицей, 2010
- В.И.Пальман. Когда шагаешь по траве. – Москва: «Детская литература», 1991
- .В. Петров. Растительный мир нашей Родины. – Москва: «Просвещение», 1991