Урок окружающего мира по теме "Растительный мир степей". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2012; Рабочая тетрадь Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2012/

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока «Растительный мир степей».

Тип: урок открытия новых знаний.

Задачи урока:

  • познакомиться с растительным миром степной зоны;
  • формировать и развивать умение четко формулировать ответы и находить верное решение;
  • развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой;
  • развивать практические умения и навыки, потребность в получении новых знаний;
  • формировать умение работать в парах, в группах;
  • воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, взаимовыручки и любви к родной природе.

Метод обучения: проблемный (исследование)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, в группах.

Средства обучения для учителя: карта «Природные зоны России», конверты с карточками слов: климат, почва, растения, животные, природные зоны – условия жизни человека на Земле; картинки с изображением растений в степи, гербарные листы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности Учитель. Сегодня мы будем говорить о районе, где поселились восточные славяне, откуда началась история Древней Руси. Рассмотрите карту природных зон России. Где в нашей стране находится зона степей? Работа по карте природных зон России Формируем умение слушать и понимать других
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Учитель. Какие факторы определяют природную зону? Достаньте из конверта карточки и составьте модель.
Таня и Витя составят модели на доске.
Проверим работу.У кого другое мнение?
Работа в парах.
Климат + почва ––>
Растительность ––>
Животные ––>
}условия жизни человека
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Установление причинно-следственных связей
Анализ объектов
3. Постановка учебной задачи Учитель. Действительно ли между неживой природой и растениями в зоне степей существует тесная связь?
Откройте конверты и распределите карточки по группам.
Проверим работу. У кого другой вариант?
Какие условия необходимы для растений каждой группы?
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Работа в группах.

1 группа – деревья: береза, осина, клен, вяз, липа.
2 группа – травянистые растения: типчак, лапчатка, шалфей, полынь.
Вывод. Тепло, влага, ветер, почва влияют на растительный мир.
Тема урока: Растительность степи.

Анализ объекта, построение цепи рассуждений

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися и что неизвестно

4. Построение проекта выхода из затруднения Вспомним, в каком климатическом поясе расположены степи. Степи расположены в умеренном поясе. Формирование умения точно и полно выражать свои мысли
Кто из вас был в Заволжье? Оля.Я была у бабушки летом в Питерке. Умение взаимодействовать с учителем
Расскажи, Оля, какое лето было в Заволжских степях. Было очень жарко, температура +25 градусов и выше, редко шел дождь, на огороде вся земля потрескалась.
Как вы думаете, а какая зима в степи? Катя. Наши родственники живут в Новоузенске, говорят, что зимой холодно, – 20 градусов и ниже, снег, заносы на дорогах.
Давайте проведем исследование: особенности растений в степи. Каждая группа берет гербарный лист. Работа в группах.

1 группа: ковыль
2 группа: тюльпан
3 группа: качим
4 группа: солянка

Умение взаимодействовать со сверстниками
Как вы думаете, на чем сосредоточено будет внимание? Обращаем внимание на строение растения: корень, лист, стебель, плод с семенами. Умение решать проблему
Где будем собирать информацию? 1. Подумаем сами
2. Спросим у взрослых
3. Понаблюдаем
4. Проведем эксперимент
5. Посмотрим в книге (энциклопедии или справочной литературе)
6. Используем интернет-ресурс
Планирование работы
Что может нам помочь в исследовании? Составим план исследования. Возьмем для сегодняшнего исследования пункты 1, 3, 5. Поиск и выделение информации
5. Первичное закрепление Сбор, обработка информации
Анализ и обобщение полученных материалов
Подготовка отчета исследования
Защита сообщений
Ковыль – представитель степи, так как имеет корневую систему, которая по массе превосходит надземные органы. Это злак, который интенсивно впитывает талую и дождевую воду.
Тюльпан – представитель степи. Это растение развивается весной, когда почва достаточно увлажнена. Это луковичное растение, содержит запасы питательных веществ. Успевает отцвести до наступления засухи.
Качим растет в степи. Имеет мелкие листовые пластинки. Мелкие листья – это приспособление к уменьшению испарения влаги. В сухую погоду листовые пластинки складываются вдоль.
Солянка – представитель степной зоны. Имеет мелкие листовые пластинки, чтобы меньше испарять влагу. Хорошо переносит засуху.
Анализ объекта с целью выделения существенных признаков

Умение решать проблему

Вы разделили растения на 2 группы: деревья и травы. А деревья растут в степи? Коля. Нет, деревья не растут в степи.
Катя. А я видела деревья в степи: березу, клен на берегу реки Большой Узень, когда летом ходила купаться.
Олег. Я думаю по берегам рек можно встретить деревья, так как в почве больше влаги. А в других местах растут засухоустойчивые растения.
Ира. А ранней весной нас радуют раннецветущие растения. Мы всем классом были в нашем областном краеведческом музее и видели панораму степных тюльпанов.
Вася.Весной мы были у бабушки в Алгайском районе и видели поле тюльпанов.
Формирование умения учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника
Какой вывод можно сделать из всего вами сказанного? Толя.В степи весной цветут раннецветущие растения.
Илья. А в остальной период – растения, устойчивые к засухе.
Олег.А по берегам рек можно встретить деревья.
Воспитание способности к познанию, эстетическое воспитание, любовь к природе, родному краю
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Прочитайте статью в учебнике на страницах 92-95. Сравните свой вывод с авторами учебника.
Выполните задание №50 в рабочей тетради.

Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о растительности степей? Где их можно применить?

Работа в парах

Вывод.
Лена. Мы должны знать о растениях степи, так как эта природная зона России– страна, где мы живем.
Мария. Часть территории Саратовской области находится в зоне степей.
Костя. Чтобы знать, что выращивать на даче, огороде, в саду.
Антон. Мой дедушка – фермер. Ему надо знать, что сеять на полях.

Оценивание усваиваемого содержания
мотивация учения

Самостоятельное выделение цели обучения

7. Рефлексия деятельности (итог урока) Какова тема нашего урока? Удалось ли нам ответить на вопросы? Как выходили из затруднительного положения? Как бы вы сами оценили свою работу?   Оценка усвоения содержания
8. Домашнее задание (по выбору учащихся) 1. Составить кроссворд или ребусы по теме «Растительный мир степей»
2. Сообщение о растениях степей
3. Подготовить презентацию по теме
   

Список использованной литературы:

  1. А.М.Дёмин, Л.В.Макарцева, С.В.Уставщикова. География Саратовской области. – Саратов: Издательство «Лицей», 2005.
  2. Л.В.Мякшева. Краеведение. Саратовский край начальная школа. – Саратов: Лицей, 2010
  3. В.И.Пальман. Когда шагаешь по траве. – Москва: «Детская литература», 1991
  4. .В. Петров. Растительный мир нашей Родины. – Москва: «Просвещение», 1991