«Много есть чудес на свете –
Человек их всех чудесней».
Софокл
Оформление доски:
1. Иллюстрация чудес природы (слева)
2. Иллюстрация творений рук человеческих (справа)
3. В центре, но закрытые – портреты Сократа,
А.Пушкина, Л.Толстого
4. На столе стоит красивый подсвечник, свеча горит
Приветствие
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит,
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
«Круг радости»:
Возьмитесь, пожалуйста, за руки и поприветствуйте друг друга улыбками и рукопожатиями.
Обучающийся читает стихотворение Эдуарда Асадова «Две красоты»
– Ребята, скажите, а что такое красота? (Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение).
– Встречались ли вам в жизни красивые люди?
Преподаватель: Прочитайте (эпиграф). О
чём мы будем говорить? Согласны ли вы?
Каждый человек прекрасен и уникален. Он
единственный такой, и у него своя задача в этом
мире. Мы родились, чтобы улучшить мир. Ведь
человек – ум века.
Да, вы прекрасны, но, как и ваш сосед.
Посмотрите на огонь свечи? Необъяснимо
притягательно. Какой огонь (подберите синонимы)?
Всё это можно сказать и о душе человеческой? Да,
она может пылать, а может погаснуть огонь души.
Легко ли погасить огонёк? (тушим свечу). А душу?
Это страшно, но легко, как обидеть человека,
разрушить его хрупкий мир. И не потому, что мы злы,
мы порой просто не думаем над словами, давая
обидные прозвища, не предупреждая о своих
намереньях. Мы единственные существа на планете,
кто может говорить, но часто обижаем друг друга
словами. Есть пословица: «Рана,
нанесенная мечом, заживет в течении нескольких
дней, а словом – заживает годы»
Так современный психолог и писатель
Владимир Левин сообщает, что слово
«здравствуйте» можно проговорить с разными
оттенками, их 65!
Игра «Здравствуйте»
Мне нужны 7 человек.
Передавая сердечко, произнесите это слово c
интонацией радости. А остальные слушают,
чувствуя интонацию. И скажут, кто точнее передал.
А теперь передайте тон вежливого человека, но
скромного.
А теперь – счастье после долгой разлуки.
Интонацию занятого человека (погруженного в
свои мысли).
Почему столько оттенков? А всегда мы понимаем
друг друга? Ведь от этого зависит наше счастье.
Задание «Шоколад»
Приглашаю 1 обучающегося. На подносе 3
коробочки. Первая коробочка в яркой красочной
обертке, вторая в менее красочной обертке, третья
обернута в тетрадный лист. Задача обучающегося
выбрать 1 коробочку. Вернуться на свое место
и развернуть ее.
В яркой, красочной коробочке – пусто. В менее
красочной коробочке – конфета. В коробочке,
обернутой в тетрадный лист – шоколадка.
Преподаватель просит поделиться своими
чувствами.
– Что ты чувствовал, о чем думал до того, как
развернул коробочку?
– Что почувствовал после?
Конечно же, это задание мы выполнили не шутки
ради. Оно помогло нам наглядно убедиться в том,
что не всегда яркое, красочное, броское бывает
действительно ценным.
Недаром русская народная пословица гласит: «Не
все то золото, что блестит».
Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне
люди не кажутся окружающим привлекательными.
А сейчас послушайте одну историю и подумайте: о какой красоте идет в ней речь.
В одном доме жили две девочки-подружки – Карина
и Даша. Карина считала себя очень красивой
девочкой. Она все время заботилась о своей
внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У
зеркала она проводила гораздо больше времени,
чем другие девочки. Зато в классе она по праву
считалась самой красивой ученицей.
Даша же была девочкой скромной, стеснительной.
Однажды подружки, весело болтая, возвращались из
школы домой. Подойдя к перекрестку, они увидели
старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не
решался перейти через дорогу.
Карина собиралась пройти мимо, но Даша
остановилась и спросила:
– Вам помочь?
– Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза
совсем ничего не видят, и я не могу перейти
дорогу.
Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела
через дорогу.
– Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как
солнышко.
«Какая же она красивая, я намного красивее ее», –
подумала Карина, обиженная тем, что ее красоту не
заметили. А вслух она спросила:
– Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не
видите?
– Красоту этой девочки сможет увидеть даже
слепой, потому что ее красота идет от сердца, –
ответил дедушка.
О какой красоте говорил дедушка?
Действительно, не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.
Обучающийся читает стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Интересно стихотворение «Некрасивая девочка».
О чем это стихотворение?
Здесь также звучит тема красоты. В стихотворении
есть сюжет. Герой видит на улице играющую с
другими детьми девочку, которая ещё не знает, что
она «лишь бедная дурнушка», «лягушонок». Автор
задумывается о дальнейшей судьбе девочки:
Поэт верит, что жизнь не сломает её души, такой
чистой, непосредственной, открытой миру.
Преподаватель: Попробуйте отгадать, о ком идет речь? Лет примерно до 7 он рос нелюдимым и необщительным, предпочитая пассивное созерцательное времяпровождения беготне и игре со сверстниками. Он был некрасив. Маленького роста, и немного непривычными для славян чертами лица, он тем не менее, неизменно нравился женщинам за свою энергичность и особое обаяние.. В обществе он бывал скучным и невыносимым. (Открываем портрет Пушкина).
Я сейчас зачитаю строки из дневника очень известного человека, он стал не только гордостью семьи, страны, но и человечества. Оставил после себя столько добрых дел: пахал землю, писал книги, учил детей, но больше всего размышлял о том, как людям жить, чтобы быть счастливыми:
«Я дурен собой. Неловок, скучен для других, стыдлив ,как ребёнок .Я почти невежда .Что я знаю ,тому я выучился кое-как сам, урывками ,без толку, того мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я не аккуратен. В жизни ленив, праздность сделалась для мне почти необходимой привычкой».
О ком идёт речь? (Открываем портрет Л.Н. Толстого)
Так беспощадно себя критиковал Л.Н.Толстой. Он
не сразу стал таким, он с детства серьёзно
занимался нравственным самовоспитанием. Так
делали многие из великих людей. Они писали личные
дневники, часто говорили о своих недостатках и
искореняли их.
А вы пробовали что-то изменить в себе?
Да, это трудно, но дневник-первый помощник.
Если кто-то думает о своём будущем,
предназначении, я могу помочь – дать памятку, как
работать над собой (раздать памятки по ведению
дневника).
Преподаватель: А сейчас я прочитаю
описание другого человека. Подумайте, какова его
внешность? «...невысокий мужчина с отвисшим
животом, короткой шеей, большой лысой головой и
огромным выпуклым лбом. Осанка и походка его
полны достоинства, но даже это не смягчает его
безобразия. Особенно неприятен нос – вздёрнутый,
с широкими ноздрями, на одутловатом лице
чувственные губы» (на доске открываем портрет
Сократа.)
Красив ли он?
Он имел ранимую прекрасную душу, как этот
прекрасный бокал. (Ставим бокал на стол.)
Но греки, ценившее в человеке, прежде всего,
красоту, не видели его безобразного вида. Сократа
считали самым умным, на что он отвечал: « Я знаю,
что ничего не знаю».
Обучающийся: Сократ имел музыкальное образование: играл на флейте и кифаре, пел и плясал, увлекался поэзией Гомера, Гесиода, Пиндара. Знал наизусть многое из лирики и драматургии. Искусство развило в нём высокие нравственные принципы, которым он неотступно следовал в личной жизни.
Был сведущ Сократ и в точных науках – математике, астрономии ,метеорологии, очень увлекался науками о природе и вселенной. Как и многие граждане Афин, он очень быстро бегал, с завидной меткостью метал дротик, состязался в борьбе. Трижды Сократ учувствовал в военных походах и битвах, проявляя незаурядное мужество, ловкость.
Все афиняне знали красноречивого, бескорыстного, умнейшего Сократа и почти все прислушивались к его занимательным беседам. Лишь государственные чиновники его не любили за ненасмешливую критику ряда афинский законов и некоторые другие люди – за разоблачение их беспутной жизни, низвержение дутых авторитетов.
И вод суд над Сократом. Его обвиняли трое: Мелит, посредственный поэт, Анит, владелец кожевенных мастерских, и оратор Ликон. В обвинении говорилось: Сократ обвинялся в том, что он не признаёт богов, каких признаёт город и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодёжи. Требуемое наказание – смерть.
Сократ выступил на суде не как обвиняемый, а как наставник афинян: Я вам предан, афиняне, и люблю вас... и, пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говорю то самое, что обыкновенно говорю: Ты лучший из людей, раз ты афинянин, гражданин величайшего города, больше всех прославленного мудрость и могуществом, не стыдно ли тебе заботиться о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы они были как можно лучше?
В заключительной речи в свою защиту на суде
Сократ сказал: «Ведь если вы меня казните, вам
нелегко будет найти ещё такого человека.
Вот, по-моему, Бог послал меня в этот город, чтобы
я, целый день носясь повсюду, каждого из вас
будил, уговаривал, упрекал непрестанно. Другого
такого вам нелегко будет найти, афиняне. Тогда вы
всю оставшуюся жизнь проведёте в спячке, если
такого Бог, заботясь о вас, не пошлёт вам ещё
кого-нибудь.
Его речь была убедительна, о чём
свидетельствовала шумная реакция афинян в зале
суда, так что Сократу приходилось часто их
успокаивать: Не шумите, афиняне, не шумите.
Смертного приговора Сократу могло бы и не быть,
если бы он попросил суд снисхождения, если бы он
привёл на суд, как это было принято, своих
малолетних сыновей, жену, родню, чтобы
разжалобить судей. Но Сократ посчитал это
унизительным влиянием на решение суда, ибо суд
должен выносить решение по закону , а не просьбам.
Язвительные реплики Сократа на некоторые
вопросы судей довершили дело, приговором была
смертная казнь. Друзья подготовили побег – но
Сократ отказался ради сохранения порядка в
обществе, законы следует соблюдать, даже если они
не всегда справедливы.
Преподаватель: Простившись с семьёй,
Сократ совершил омовение, чтобы не доставлять
людям хлопот после своей смерти, и в окружении
друзей мужественно и спокойно выпил чай с
предназначенным для него ядом. (Преподаватель со
звоном разбивает бокал)
Имя Сократа, его учение есть мировое достояние
человечества и живёт в веках как и его
мужественный, высоконравственный поступок перед
смертью. Чтобы не разрушали наш хрупкий мир, его
надо оградить добрыми делами. Люди уходят,
умирают, остаются их дела, творения. Обратите
внимание, нам не важно, был ли он богат, была ли
машина, он интересен как личность, творец!
Доброта и красота… (пословицы)
На одном столе лежат листы, на которых написано начало пословицы, а на другом – окончание пословицы. Ваша задача правильно произнести пословицу.
- Красна птица пером, … а человек умом.
- Не платье красит человека, … а человек платье.
- Хороша очами, …да нехороша речами.
- Снаружи красота, … внутри пустота.
- Не родись красивым, …а родись счастливым.
Вывод: много тёплых добрых слов в нашей речи. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!
Исполнение песни Льва Ошанина «А у нас во дворе…»
О чем это песня? О том, что происходит каждый день рядом – у нас во дворе, о простом и маленьком чуде – первой любви, когда человек еще сам не понимает, что с ним случилось, а он уже стал лучше, богаче, сильнее...
Заключение
Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, а главным образом невидимыми, неуловимыми качествами и это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции.
Игра «Волшебная рука»
Обучающиеся обводят на листе свою руку.
Предлагается написать на пальчиках свои хорошие
качества, а на ладошке – то, что хотелось бы
изменить в себе.
Красота будет всегда. Люди никогда не сумеют
побороть в себе чувство прекрасного. Мир будет
бесконечно меняться, но останется то, что радует
глаз и волнует душу. Люди будут, замирая от
восторга, слушать вечную музыку, читать стихи,
любоваться полотнами великих художников.
Любите музыку,
Любите человека,
Любите красоту!
Литература:
1. Журнал «Классный руководитель» № 7, 2012 год