Урок русского языка по теме "Слова с двойными согласными". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: формировать умение правильно обозначать двойной согласный на письме.

Задачи урока.

Учебные: учить видеть различия в произношении слов, где в одних словах двойной согласный звук долгий (например: гамма, касса), а в других слышится одиночный звук (например: грамматика, суббота, русский), формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.

Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; развитие самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

Воспитательные: способствовать формированию комфортного микроклимата в классе, воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

Формы работы: групповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи, индивидуальная, фронтальная работа..

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация к уроку; учебник: А.В.Полякова. Русский язык. 3 класс; разноуровневые карточки для индивидуальной работы: высокий уровень (красные), средний (зелёные), низкий (жёлтые); листы с заданием (кроссворд) для работы в группах и маркеры; карточки для работы фронтальной – светофорики; фломастеры и плёнка для работы с оверхед проектором; подготовленное д/з (по выбору); опорная схема; листы с творческим заданием и лист самооценки для уч-ся; названия-карточки для групповой работы (снежинки, снегири, снега, снеговики, снежки)

Предполагаемый результат: учащиеся должны уметь сопоставлять на основе звукового анализа написание и значение слова, видеть различия в произношении слов, где в одних словах двойной согласный звук долгий, а в других слышится одиночный звук, должны правильно обозначать двойной согласный на письме.

Ход урока

I. Организационный момент.

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Отгадайте загадку и скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

Ночью буква ловит мышек,
Днем в пустыне жаром пышет,
С неба падает зимой,
Летом — высится копной.

Ответ: буква С (сова, солнце, снег, сено)

- Какие еще существуют слова на букву с? Командиры, представьте свои команды гостям.

Письмо в воздухе.

- Напишите одну букву красиво в тетради.

- Среднее соединение “с” с “с”.(Показ на доске)

- Подчеркните самую красивую букву и соединение. Самооценка. (Приложение 1)

- Охарактеризуйте звук/ звуки, который обозначает буква “с”.

III. Словарно-орфографическая работа.

- Потренируемся, в написание буквы “с” в словах, проведём орфографическую пятиминутку.

Отгадывание ребусов, запись слов выделение орфограмм. (Слайд 1–5) Презентация

Шоссе, класс, пассажир, русский, Россия.

Устно составьте предложение с этими словами. Назовите основу.

Индивидуальная работа на оверхедпроекторе. (Словарный диктант)

Самооценка. (Приложение 1)

IV. Актуализация знаний.

– Какое можно предложить задание к данным словам?

(Найти лишнее слово (русский, т.к. прил., Россия, т.к. имя собств.; несклон.сущ. - шоссе)

-Что общего у них? (Двойная “С”;)

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слайд 6)

- Для чего мы изучаем эту тему? Где можем применить полученные знания?

V. Сообщение темы и целей урока.

- Какая у нас тема урока? (“Слова с двойной согласной”).

- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными, учиться видеть их в тексте).

- А с помощью каких задач мы можем достичь нашей цели? (Сформулировать правило, выполнить упражнения, выделяя слова с двойными согласными в тексте, запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне слова).

VI. Физминутка для глаз

VII. Работа по теме урока.

1. Наблюдение. (Слайд 7)

- Когда же надо писать двойные согласные в слове? (Когда при произношении согласный звук произносится долго)

2. Работа с учебником.

- Убедимся в этом, прочитав правило в учебнике на с.83.

- Совпало оно с нашим мнением?

- А теперь прочитайте еще раз, записанные вами в тетрадь, словарные слова. Произнесите слова, как в обычной речи.

- Что вы можете сказать о их произношении и написании? (Слышится одна “с”, а пишется две буквы “с”)

- А можете объяснить написание этих слов или подобрать проверочные?

- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

- Сделайте вывод

Опорная схема. (Приложение 2)

3. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

Игра “Доскажи словечко”.

- Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.

(Иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на экране. (Слайды 8-15)

1) Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлялся, охрип.
У меня, наверно, ... Грипп

2) Ах, какой огромный стол!
Для каких обедов он?
Нет, обедать, здесь не станем:
Сетку туго мы натянем –
Скачет шарик там и тут.
Как игру эту зовут? Теннис

3) Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два “ка”,
И мяч, и шайбу клюшкой бей.
А называюсь я: … Хоккей

4) В магазин с сестрой ходили,
Все, что надо, там купили.
За батон, бутылку квасу
Заплатили деньги в … Кассу

5) Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное “р” содержит он
И называется… Перрон

6) На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два “с”,
Называется … Экспресс

7) Этот глаз – особый глаз:
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет –
Самый точный ваш портрет. Фотоаппарат

8)Водитель открывает двери,
Кондуктор дает мне билет.
А я не просто так катаюсь,
Я важным словом называюсь. Пассажир

Самооценка. (Приложение 1)

4. Игра на внимание:

- А теперь предлагаю поиграть в игру “Рассади пассажиров”. (Слайды 15-23)

Внимательно посмотри и запомни, в каких местах и с какими именами сидят девочки Анна, Жанна, Римма, Алла, Камилла, а потом рассади девочек по своим местам, записав их имена в той же последовательности). Самооценка. (Приложение 1)

- А какие еще вы знаете имена с двойной согласной (Кирилл, Геннадий, Филипп, Инна, Эмма, Жанна,…)

VIII. Физминутка.    

Игра "Поймай слово". (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.

IX. Закрепление материала.

1. Письмо по памяти.

В школе тихо и светло
В этот ранний час.
Сквозь оконное стекло
Ветви смотрят в класс.

- Подчеркните двойные согласные.

2. Двойные согласные в именах литературных героев.

- Сегодня к вам в гости пришли литературные герои. Кто это? (Слайд 24)

- Кто из них может быть "лишним" в этой компании? Объясните почему. (У двух героев имя начинается на букву "ч", двое имеют удвоенную согласную букву в имени, два слова изменяются, а слово Чиполлино - нет)

- Кто придумал этих героев? (Джанни Родари, Алан Милн, Эдуард Успенский)

- Знаете ли вы ещё литературных героев, в именах которых была бы удвоенная согласная буква? (Муми - тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс (Дж.Р.Р. Толкин), Гулливер (Джонатан Свифт), Рикки-Тикки-Тави (Редьярд Киплинг), Пеппи Длинный чулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж.К.Ролин).

3. Работа в группе. Кроссворд. (Приложение 3. Приложение 4)

Коллективная проверка – вывешивание работ на доску по группам (снежинки, снегири, снега, снеговики, снежки)

Проверка.    (оверхед проектор)

Самооценка. (Приложение 1)

4. Физминутка. 

5. Творческая работа.

- Восстановите пословицы, Объясните смысл каждой пословицы. (Слайд 25)

Чужая денежка да каменное сердце.

Друг друга поддерживать – а к здоровому катится.

Медовый язык, карман жжёт.

У коллектива победу одерживать.

Аппетит от больного бежит, большая сила.

Самооценка. (Приложение 1)

X. Домашнее задание (дифференцированное): (Слайд 26)

1. С.84, упр.156 (разгадывание загадок – слов с двойной согласной).

2. Творческое - нарисовать рисунок – ребус со словом с двойными согласными.

3. Раб.тетр. с.10-11, разгадать криптограмму, т.е. тайное письмо.

XI. Итог. Обобщение знаний. Рефлексия. (Метод пяти пальцев) (Приложение 5) (Слайд 27)

- Давайте вспомним, какую тему изучали на уроке?

- Оцените свою работу, используя свои пальчики-помощники на руке.

Примечание.

В течение урока, детям, выполнившим задание быстрее остальных, предлагается выбрать индивидуальную карточку (карточки для индивидуальной работы разноуровневые: высокий уровень (красные), средний (зелёные), низкий (жёлтые). (Приложения 6, 7, 8).

Выполняя задания на карточке, учащиеся имеют возможность самостоятельно себя проверить и оценить, т.к. карточка выполнена как перфокарта.