Цель урока: формировать умение правильно обозначать двойной согласный на письме.
Задачи урока.
Учебные: учить видеть различия в произношении слов, где в одних словах двойной согласный звук долгий (например: гамма, касса), а в других слышится одиночный звук (например: грамматика, суббота, русский), формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; развитие самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: способствовать формированию комфортного микроклимата в классе, воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Формы работы: групповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи, индивидуальная, фронтальная работа..
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация к уроку; учебник: А.В.Полякова. Русский язык. 3 класс; разноуровневые карточки для индивидуальной работы: высокий уровень (красные), средний (зелёные), низкий (жёлтые); листы с заданием (кроссворд) для работы в группах и маркеры; карточки для работы фронтальной – светофорики; фломастеры и плёнка для работы с оверхед проектором; подготовленное д/з (по выбору); опорная схема; листы с творческим заданием и лист самооценки для уч-ся; названия-карточки для групповой работы (снежинки, снегири, снега, снеговики, снежки)
Предполагаемый результат: учащиеся должны уметь сопоставлять на основе звукового анализа написание и значение слова, видеть различия в произношении слов, где в одних словах двойной согласный звук долгий, а в других слышится одиночный звук, должны правильно обозначать двойной согласный на письме.
Ход урока
I. Организационный момент.
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Отгадайте загадку и скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?
Ночью буква ловит мышек,
Днем в пустыне жаром пышет,
С неба падает зимой,
Летом — высится копной.
Ответ: буква С (сова, солнце, снег, сено)
- Какие еще существуют слова на букву с? Командиры, представьте свои команды гостям.
Письмо в воздухе.
- Напишите одну букву красиво в тетради.
- Среднее соединение “с” с “с”.(Показ на доске)
- Подчеркните самую красивую букву и соединение. Самооценка. (Приложение 1)
- Охарактеризуйте звук/ звуки, который обозначает буква “с”.
III. Словарно-орфографическая работа.
- Потренируемся, в написание буквы “с” в словах, проведём орфографическую пятиминутку.
Отгадывание ребусов, запись слов выделение орфограмм. (Слайд 1–5) Презентация
Шоссе, класс, пассажир, русский, Россия.
Устно составьте предложение с этими словами. Назовите основу.
Индивидуальная работа на оверхедпроекторе. (Словарный диктант)
Самооценка. (Приложение 1)
IV. Актуализация знаний.
– Какое можно предложить задание к данным словам?
(Найти лишнее слово (русский, т.к. прил., Россия, т.к. имя собств.; несклон.сущ. - шоссе)
-Что общего у них? (Двойная “С”;)
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слайд 6)
- Для чего мы изучаем эту тему? Где можем применить полученные знания?
V. Сообщение темы и целей урока.
- Какая у нас тема урока? (“Слова с двойной согласной”).
- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными, учиться видеть их в тексте).
- А с помощью каких задач мы можем достичь нашей цели? (Сформулировать правило, выполнить упражнения, выделяя слова с двойными согласными в тексте, запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне слова).
VI. Физминутка для глаз
VII. Работа по теме урока.
1. Наблюдение. (Слайд 7)
- Когда же надо писать двойные согласные в слове? (Когда при произношении согласный звук произносится долго)
2. Работа с учебником.
- Убедимся в этом, прочитав правило в учебнике на с.83.
- Совпало оно с нашим мнением?
- А теперь прочитайте еще раз, записанные вами в тетрадь, словарные слова. Произнесите слова, как в обычной речи.
- Что вы можете сказать о их произношении и написании? (Слышится одна “с”, а пишется две буквы “с”)
- А можете объяснить написание этих слов или подобрать проверочные?
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
- Сделайте вывод
Опорная схема. (Приложение 2)
3. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
Игра “Доскажи словечко”.
- Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.
(Иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на экране. (Слайды 8-15)
1) Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлялся, охрип.
У меня, наверно, ... Грипп
2) Ах, какой огромный стол!
Для каких обедов он?
Нет, обедать, здесь не станем:
Сетку туго мы натянем –
Скачет шарик там и тут.
Как игру эту зовут? Теннис
3) Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два “ка”,
И мяч, и шайбу клюшкой бей.
А называюсь я: … Хоккей
4) В магазин с сестрой ходили,
Все, что надо, там купили.
За батон, бутылку квасу
Заплатили деньги в … Кассу
5) Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное “р” содержит он
И называется… Перрон
6) На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два “с”,
Называется … Экспресс
7) Этот глаз – особый глаз:
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет –
Самый точный ваш портрет. Фотоаппарат
8)Водитель открывает двери,
Кондуктор дает мне билет.
А я не просто так катаюсь,
Я важным словом называюсь. Пассажир
Самооценка. (Приложение 1)
4. Игра на внимание:
- А теперь предлагаю поиграть в игру “Рассади пассажиров”. (Слайды 15-23)
Внимательно посмотри и запомни, в каких местах и с какими именами сидят девочки Анна, Жанна, Римма, Алла, Камилла, а потом рассади девочек по своим местам, записав их имена в той же последовательности). Самооценка. (Приложение 1)
- А какие еще вы знаете имена с двойной согласной (Кирилл, Геннадий, Филипп, Инна, Эмма, Жанна,…)
VIII. Физминутка.
Игра "Поймай слово". (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).
Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.
IX. Закрепление материала.
1. Письмо по памяти.
В школе тихо и светло
В этот ранний час.
Сквозь оконное стекло
Ветви смотрят в класс.
- Подчеркните двойные согласные.
2. Двойные согласные в именах литературных героев.
- Сегодня к вам в гости пришли литературные герои. Кто это? (Слайд 24)
- Кто из них может быть "лишним" в этой компании? Объясните почему. (У двух героев имя начинается на букву "ч", двое имеют удвоенную согласную букву в имени, два слова изменяются, а слово Чиполлино - нет)
- Кто придумал этих героев? (Джанни Родари, Алан Милн, Эдуард Успенский)
- Знаете ли вы ещё литературных героев, в именах которых была бы удвоенная согласная буква? (Муми - тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс (Дж.Р.Р. Толкин), Гулливер (Джонатан Свифт), Рикки-Тикки-Тави (Редьярд Киплинг), Пеппи Длинный чулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж.К.Ролин).
3. Работа в группе. Кроссворд. (Приложение 3. Приложение 4)
Коллективная проверка – вывешивание работ на доску по группам (снежинки, снегири, снега, снеговики, снежки)
Проверка. (оверхед проектор)
Самооценка. (Приложение 1)
4. Физминутка.
5. Творческая работа.
- Восстановите пословицы, Объясните смысл каждой пословицы. (Слайд 25)
Чужая денежка да каменное сердце.
Друг друга поддерживать – а к здоровому катится.
Медовый язык, карман жжёт.
У коллектива победу одерживать.
Аппетит от больного бежит, большая сила.
Самооценка. (Приложение 1)
X. Домашнее задание (дифференцированное): (Слайд 26)
1. С.84, упр.156 (разгадывание загадок – слов с двойной согласной).
2. Творческое - нарисовать рисунок – ребус со словом с двойными согласными.
3. Раб.тетр. с.10-11, разгадать криптограмму, т.е. тайное письмо.
XI. Итог. Обобщение знаний. Рефлексия. (Метод пяти пальцев) (Приложение 5) (Слайд 27)
- Давайте вспомним, какую тему изучали на уроке?
- Оцените свою работу, используя свои пальчики-помощники на руке.
Примечание.
В течение урока, детям, выполнившим задание быстрее остальных, предлагается выбрать индивидуальную карточку (карточки для индивидуальной работы разноуровневые: высокий уровень (красные), средний (зелёные), низкий (жёлтые). (Приложения 6, 7, 8).
Выполняя задания на карточке, учащиеся имеют возможность самостоятельно себя проверить и оценить, т.к. карточка выполнена как перфокарта.