Тема урока: "И прекрасна, и сильна математики страна"

Разделы: Математика


Цели и задачи.

  • Содействие в развитие творческой способности учащихся и их познавательной активности.
  • Способствовать развитии логического мышления, внимания.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Воспитание интереса к математике, формирование навыков общения, умения работать в коллективе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, выставка книг математической литературы, портреты математиков, наглядный материал (буквы, цифры), барабан.

Оформление класса: стенд с книгами, доска с записями, постановка парт в определенном порядке.

На доске.

1. А математику уж затем учить следует, что ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)

2. Природа формирует свои законы языком математики. (Г. Галилей)

3. Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. (А. Нивен)

Игра проводится в форме игры “Поле чудес”.

Ведущий 1. Итак, мы начинаем развлекательно-познавательную игру “Поле математических чудес”.

Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики, гости.

Ведущий 2. Правила игры.

Выбор троек игроков прошел на отборочном этапе в каждой группе. В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, преподавателю, ведущему. Форма привета – песня, стих, собственная поделка. Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет право выбрать одну из шкатулок: одна – пустая, во второй – сладкий приз. При выпадении сектора “приз” игрок может взять приз и при этом выбывает из игры, или же, может остаться в игре, отказываясь от приза. Если будет подсказка, необходимо сменить задание.

Игра первой тройки

Ведущий 1. Итак, к барабану “Поле чудес” приглашаются следующие участники. Это …

(Ведущий представляет учащихся, сообщает фамилию, имя, группу, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях.)

(Можете передать привет)

Задание. Греческий учёный, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ 4 в. до н.э., рассказывает, что этот учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоящая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: “Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами – не видит…”. Древнегреческий учёный Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе “семи мудрецов”. Кто этот учёный?

Ответ: Фалес.

Учащиеся по буквам отгадывают слово, в это время на экране появляется текст и рисунки, где рассказывается о его жизни и трудах.

Объявляется победитель первого тура.

Игра со зрителями

Ведущий 2. Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если его активность и математические способности отметит жюри. Для этого надо правильно выполнить задания и набрать как можно больше очков. Правильный ответ отмечается жетоном, на котором указано количество очков.

  1. Половина диаметра – это… (Радиус.)
  2. Что такое градус? (Мера измерения углов.)
  3. Два в квадрате равно четырем, а чему равен угол в квадрате? (90)
  4. Ось абсцисс – это ось х или у? (Ось х.)
  5. Угол, равный половине развернутого угла. (Прямой.)

Игра второй тройки

Ведущий 1. Итак, к барабану “Поле чудес” приглашаются следующие участники. Это …

(Ведущий представляет учащихся, сообщает фамилию, имя, группу, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях.)

(Можете передать привет)

Задание. Этот человек родился в Тверской губернии. Достоверных сведений о том, где и как он получил образование, нет. Его сын на могильном камне по этому поводу написал так: “… наукам обучался дивным и неудобовероятным способом…”. В 1700 году Петром I он был “учинен российскому благородному юношеству” учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. М.В.Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и называл его “вратами учености”.

В знак признания достоинств этого учителя математики Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.

Назовите фамилию этого выдающегося человека.

Ответ: Магницкий.

После того как игроки отгадают слово на доске демонстрируется презентация о жизни Магницкого.

Объявляется победитель второго тура.

Ведущий 2. Игра со зрителями.

  1. Первая женщина – математик в России. (Софья Ковалевская.)
  2. Что не имеет ни начала, ни конца? (Прямая, окружность.)
  3. Числа, используемые при счете предметов. (Натуральные.)
  4. Фигуры, которые при наложении совпадают, называются… (Равными.)
  5. Число, которое получается при делении суммы чисел на количество слагаемых. (Среднее арифметическое.)

Ведущий 1. Рекламная пауза.

Сценка “Да здравствует среднее арифметическое!”

Игра третьей тройки

Ведущий 2. Итак, к барабану “Поле чудес” приглашаются следующие участники. Это …

(Ведущий представляет учащихся, сообщает фамилию, имя, группу, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях.)

(Можете передать привет)

Задание. Греческие ученые геометрию считали очень важной наукой. “Математика есть ключ ко всем наукам” - говорили они. И, конечно, они были правы. Ведь все, что можно измерить, выразить числами, становится материалом для применения математики. Наверное, поэтому один знаменитый греческий ученый над дверью дома, в котором он занимался со своими учениками, велел сделать такую надпись: “Не обучившийся геометрии пусть не входит в эту дверь”.

Фамилия этого ученого?

Ответ: Платон.

Объявляется победитель третьего тура.

После того как игроки отгадают слово на доске демонстрируется презентация о жизни Платона.

Ведущий 2. Игра со зрителями.

  1. Равенство двух отношений. (Пропорция.)
  2. Прибор для измерения углов. (Транспортир.)
  3. Наибольшее двузначное число. (99)
  4. Что произнес Архимед, выскакивая из ванны? (“Эврика”.)
  5. В какой стране впервые появились первые отрицательные числа? (В Древнем Китае.)

Финальная игра

Ведущий 1. Итак, к барабану “Поле чудес” приглашаются победители каждого тура. Это … .   

(Если  определились только два победителя или один, то в финальной  игре принимают участие победители игры со зрителями.)

Задание. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что “в математике нет царской дороги”. В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик?

Ответ: Евклид.

Объявляется победитель.

Ведущий 2. Игра со зрителями.

1. Что первоначально означало слово “математика”?

Ответ: знание, наука.

2. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

Ответ: квадрат.

3. Сколько вершин у куба?

Ответ: 8.

4. Как называется луч, делящий угол пополам?

Ответ: биссектриса.

5. Часть окружности.

Ответ: дуга.

Суперигра

Задание. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?

Ответ: Архимед.

Разрешается назвать две буквы.

Подведение итогов, награждение.