Цели и задачи.
Содействие в развитие творческой способности
учащихся и их познавательной активности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, выставка книг математической литературы, портреты математиков, наглядный материал (буквы, цифры), барабан.
Оформление класса: стенд с книгами, доска с записями, постановка парт в определенном порядке.
На доске.
1. А математику уж затем учить следует, что ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
2. Природа формирует свои законы языком математики. (Г. Галилей)
3. Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. (А. Нивен)
Игра проводится в форме игры “Поле чудес”.
Ведущий 1. Итак, мы начинаем развлекательно-познавательную игру “Поле математических чудес”.
Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики, гости.
Ведущий 2. Правила игры.
Выбор троек игроков прошел на отборочном этапе в каждой группе. В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, преподавателю, ведущему. Форма привета – песня, стих, собственная поделка. Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет право выбрать одну из шкатулок: одна – пустая, во второй – сладкий приз. При выпадении сектора “приз” игрок может взять приз и при этом выбывает из игры, или же, может остаться в игре, отказываясь от приза. Если будет подсказка, необходимо сменить задание.
Игра первой тройки
Ведущий 1. Итак, к барабану “Поле чудес” приглашаются следующие участники. Это …
(Ведущий представляет учащихся, сообщает фамилию, имя, группу, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях.)
(Можете передать привет)
Задание. Греческий учёный, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ 4 в. до н.э., рассказывает, что этот учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоящая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: “Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами – не видит…”. Древнегреческий учёный Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе “семи мудрецов”. Кто этот учёный?
Ответ: Фалес.
Учащиеся по буквам отгадывают слово, в это время на экране появляется текст и рисунки, где рассказывается о его жизни и трудах.
Объявляется победитель первого тура.
Игра со зрителями
Ведущий 2. Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если его активность и математические способности отметит жюри. Для этого надо правильно выполнить задания и набрать как можно больше очков. Правильный ответ отмечается жетоном, на котором указано количество очков.
- Половина диаметра – это… (Радиус.)
- Что такое градус? (Мера измерения углов.)
- Два в квадрате равно четырем, а чему равен угол в квадрате? (90)
- Ось абсцисс – это ось х или у? (Ось х.)
- Угол, равный половине развернутого угла. (Прямой.)
Игра второй тройки
Ведущий 1. Итак, к барабану “Поле чудес” приглашаются следующие участники. Это …
(Ведущий представляет учащихся, сообщает фамилию, имя, группу, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях.)
(Можете передать привет)
Задание. Этот человек родился в Тверской губернии. Достоверных сведений о том, где и как он получил образование, нет. Его сын на могильном камне по этому поводу написал так: “… наукам обучался дивным и неудобовероятным способом…”. В 1700 году Петром I он был “учинен российскому благородному юношеству” учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. М.В.Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и называл его “вратами учености”.
В знак признания достоинств этого учителя математики Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.
Назовите фамилию этого выдающегося человека.
Ответ: Магницкий.
После того как игроки отгадают слово на доске демонстрируется презентация о жизни Магницкого.
Объявляется победитель второго тура.
Ведущий 2. Игра со зрителями.
- Первая женщина – математик в России. (Софья Ковалевская.)
- Что не имеет ни начала, ни конца? (Прямая, окружность.)
- Числа, используемые при счете предметов. (Натуральные.)
- Фигуры, которые при наложении совпадают, называются… (Равными.)
- Число, которое получается при делении суммы чисел на количество слагаемых. (Среднее арифметическое.)
Ведущий 1. Рекламная пауза.
Сценка “Да здравствует среднее арифметическое!”
Игра третьей тройки
Ведущий 2. Итак, к барабану “Поле чудес” приглашаются следующие участники. Это …
(Ведущий представляет учащихся, сообщает фамилию, имя, группу, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях.)
(Можете передать привет)
Задание. Греческие ученые геометрию считали очень важной наукой. “Математика есть ключ ко всем наукам” - говорили они. И, конечно, они были правы. Ведь все, что можно измерить, выразить числами, становится материалом для применения математики. Наверное, поэтому один знаменитый греческий ученый над дверью дома, в котором он занимался со своими учениками, велел сделать такую надпись: “Не обучившийся геометрии пусть не входит в эту дверь”.
Фамилия этого ученого?
Ответ: Платон.
Объявляется победитель третьего тура.
После того как игроки отгадают слово на доске демонстрируется презентация о жизни Платона.
Ведущий 2. Игра со зрителями.
- Равенство двух отношений. (Пропорция.)
- Прибор для измерения углов. (Транспортир.)
- Наибольшее двузначное число. (99)
- Что произнес Архимед, выскакивая из ванны? (“Эврика”.)
- В какой стране впервые появились первые отрицательные числа? (В Древнем Китае.)
Финальная игра
Ведущий 1. Итак, к барабану “Поле чудес” приглашаются победители каждого тура. Это … .
(Если определились только два победителя или один, то в финальной игре принимают участие победители игры со зрителями.)
Задание. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что “в математике нет царской дороги”. В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик?
Ответ: Евклид.
Объявляется победитель.
Ведущий 2. Игра со зрителями.
1. Что первоначально означало слово “математика”?
Ответ: знание, наука.
2. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
Ответ: квадрат.
3. Сколько вершин у куба?
Ответ: 8.
4. Как называется луч, делящий угол пополам?
Ответ: биссектриса.
5. Часть окружности.
Ответ: дуга.
Суперигра
Задание. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?
Ответ: Архимед.
Разрешается назвать две буквы.
Подведение итогов, награждение.