Бинарный урок в игровой форме по социально-гуманитарному циклу на тему "Родной язык в исторических эпохах"

Разделы: Русский язык


Тип урока: повторение пройденного.

Задачи урока.

  • Образовательные: вспомнить основы русского языка, отдельных личностей из истории и литературы, крылатые выражения, значения слов, орфографическое правописание слов и пунктуацию.
  • Развивающие: показать эрудицию и интеллект; развивать речь, мышление; интерес к предметам (русскому языку и истории).
  • Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку и родной истории, чувство взаимопомощи внутри коллектива.

Оборудование: презентация, приложение.

Класс заранее делится на две команды.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Постановка цели и задач.

- Сегодня мы проводим бинарный урок в игровой форме по социально-гуманитарному циклу на тему “Родной язык в исторических эпохах”. Слайд №1.

Мы с Вами вспомним основы русского языка, отдельных личностей из истории и литературы, крылатые выражения, лексические значения слов и многое другое, а также покажем свою эрудицию и интеллект.

III. Повторение изученного.

1-й конкурс “История оружия”

- Итак, начинаем. В разные эпохи люди воевали, вместе с этим менялись виды войск, названия оружий. Задание 1-ого конкурса связано с лексикой.Вам нужно по лексическому значению и определить виды оружий и рода войск.

Конкурс оценивается в 3 балла.

1. Как назывались первые русские воины? (Дружинники)

2. Назовите виды холодного оружия. (Булава, меч, пика, сабля, секира, шашка, штык, кинжал, топор, нож)

3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил? (Авангард)

4. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер)

5. Как называется здание, в котором живут солдаты? (Казарма)

6. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни? (О саперах)

2-й конкурс “Фразеологический кроссворд”

Конкурс оценивается в 2 балла.

- Ребята, давайте вспомним, что называется фразеологизмами (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, в которых слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом).

- Отгадайте, какие фразеологические обороты, связанные с историей древнего мира, спрятаны в кроссворде. Разгадав кроссворд, вы прочтете выражение “как называли себя жители Древней Греции”.

Слайд №2.

 

  1. ... язык (Эзопов)
  2. ... пята (Ахиллесова)
  3. ... муки (Танталовы)
  4. нить ... (Ариадны)
  5. ... конь (Троянский)
  6. ... конюшни (Авгиевы)

3-й конкурс “Головоломка”

Конкурс оценивается в 5 баллов.

- Продолжаем разговор о древности. Слайд №3.

Найдите буквы с одинаковыми знаками препинания, и вы прочитаете, что сказал древнегреческий историк Геродот о персах.

.
и
-
г
:
д
,
м
-
л
.
х
-
а
:
о
,
у
:
с
-
в
,
ж
-
н
-
о
:
т
,
е
:
о
,
с
-
е
,
т
:
и
,
в
:
н
:
с
:
т
,
о
:
в
:
о

Появляется ответ с пропуском знака препинания.

Их главное достоинство – мужество.

- Почему их главное достоинство мужество?

- Какой знак препинания пропущен? (Тире) Почему?

4-й конкурс “Куда пойти учиться?”

- А теперь самое время вспомнить, где мы можем в настоящее время получить знания? (Ответы учащихся).

- А как вы думаете, где могли получить знания представители разных сословий XVII-XIX веков дворяне, купцы, разночинцы, духовенство, солдаты (группы сословий записаны на доске).

- И, определив представителей этих социальных групп в учебные заведения с учетом их возможности и направленности, мы побываем в средневековой и новой России.

Слайд №5. (появляются названия учебных заведений с пропуском букв)

1. Духовная ...к...демия

2. М...рской корпус

3. С...лдат...кая школа

4. Штурманская школа

5. Арт...л...ерийский корпус

6. Смол...ный институт

7. Народное училищ...

8. Ком...ерческая школа

9. Пажеский корпус

10. Медиц...нская школа

11. Ремеслен...ая школа

12. ...к...демия художеств

13. С...минария

(Дворянин – 2,5,6,9; Купец – 8; Разночинец – 4,10,11,12; Духовенство – 1,13; Солдат – 3,7)

- А теперь вспомним орфографию. Вставьте в слова пропущенные буквы и объясните их.

5-й конкурс “Блеф-клуб”

Конкурс оценивается в 4 балла.

- Пора в век XIX. Следующий конкурс называется “Блеф-клуб”. Предлагаем Вам проявить свою эрудицию, знания по литературе и истории XIX века.

1. Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды? (Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)

- Кто из этих декабристов был известным русским поэтом XIX века? (К.Ф. Рылеев)

2. Верите ли вы, что Александр IIбыл внуком Александра I? (Нет. Александр IIявляется племянником Александра I)

3.Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром I? (Да, французский император в 1810 г. Сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)

4. Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались? (Да)

5. Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был А.С.Грибоедов? (Да. 10 февраля 1828 в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязаний на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению)

- Автором какой комедии является А.С. Грибоедов? (“Горе от ума”)

6-й конкурс “Интервью с историческим лицом”

Конкурс оценивается в 3 балла.

- Вспомнить о родном языке в XX веке нам поможет конкурс “Интервью с историческим лицом”. Сначала давайте узнаем этимологию слова “интервью”. Сообщение о происхождении этого слова нам подготовила Симакова Камила. (Интервьюм (англ. interview) — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы).

- Сейчас 2 человека из команды попытаются представить двух исторических деятелей. А вы по вопросам и ответам определите имя исторического деятеля и страну, в которой он жил, а также назовете вид его деятельности. (см.приложение).

Слайды №6, 7. (портреты М.Х. Тэтчер и Эрнесто Че Гевара).

7-й конкурс “О ком? О чем?”

Конкурс оценивается в 5 баллов.

- Заканчивается 13-й год XXI века. Отсутствие стабильности, сплошные изменения и разгадывания. Поэтому заключительный конкурс назовем “О ком? О чем?”.

Слайд №8. (по мере ответов на слайде появляются предложения с пунктуационными ошибками).

1. Как назывался в царской армии солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему? (Солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему,назывался денщиком.)

- Какие знаки препинания пропущены в этом предложении. Объясните их.

2. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему?

(Петр I. Белый цвет - вера, косой крест - символ верности.)

- Какие знаки препинания пропущены в этом предложении. Объясните их.

- Какое это предложение по наличию грамматических основ? Определите его вид (БСП).

3. Как называется подросток, обучающийся морскому делу?

(Подросток, который обучается морскому делу, называется юнгой.)

- Какие знаки препинания пропущены в этом предложении. Объясните их.

- Определите вид сложного предложения. Как называется его придаточная часть.

4. Кого называют бойцом невидимого фронта, опровергнувшем поговорку: “Один в поле не воин?”

(Разведчик)

- Объясните смысл поговорки: “Один в поле не воин”.

IV. Подведение итогов.

- Наш необычный урок подошел к концу. Что вам показалось самым интересным? Почему?

Слайд №9. (Всем спасибо! До свидания!)