Занятие "Наблюдай и исследуй" по теме "Свойства воды".

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить учащихся со свойствами воды.
  • Учить наблюдать явления и давать им объяснение.
  • Формировать умение проводить эксперимент.
  • Развивать познавательный интерес.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы будем говорить о воде. Каждый день мы встречаемся с ней. Вода – одно из самых распространённых веществ на планете. Посмотрите на глобус. Вода занимает 2/3  (70%) поверхности Земли и лишь 1/3 (30%) приходится на сушу. Вода окружает нас и в нас же находится. Тело человека почти на 70% состоит из воды, а кровь человека – на 90%. С её участием протекает множество процессов в живой и неживой природе. Вода доставляет питательные вещества к клеткам живых организмов и растений. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна.
Вода обладает удивительными свойствами.
В каком состоянии находится вода при комнатной температуре? (При комнатной температуре вода – жидкость.)

Исследуем свойства жидкой воды.

Опыт 1.

В стакан налейте воду и поставьте  его на газету. Можно ли различить буквы в тексте сквозь толщу воды? Опусти в стакан ложку. Видна ли ложка в воде?

Вывод: жидкая вода прозрачная.

Опыт 2.

Определите цвет воды. Для определения цвета воспользуйтесь полосками цветной бумаги. Совпадает ли цвет воды с цветом полосок.

Вывод: жидкая вода бесцветная.

Опыт 3.

Стакан с водой поднесите к носу и определите запах воды. Для сравнения определите запах кофе, лимона, одеколона. Определяется ли запах воды.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4.

Определите вкус воды, для этого наберите немного воды в рот и подержите её во рту, не глотая. Для сравнения попробуйте на вкус лимон и сахар.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 5.

Небольшое количество воды налейте на поверхность подноса. Что происходит с водой? (Вода растекается)

Вывод: жидкая вода текуча.

Опыт 6.

Определите, какую форму имеет вода. Для этого перелейте воду в разные сосуды. Что наблюдаете? (Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.)

Вывод: жидкая вода не сохраняет форму.

Опыт 7.

Насыпьте в стакан с водой ложку сахара и хорошо перемешайте. Что произошло?
Все ли вещества растворяет вода? Насыпьте в стакан с водой песок. Что происходит?

Вывод: вода – растворитель. Но не все вещества растворяются  в воде. При растворении веществ в воде образуются растворы. При этом может измениться вкус, цвет, появиться запах.

Опыт 8.

Загрязнённую воду можно очистить. Для этого её нужно пропустить через фильтр. Что происходит? (Нерастворимые вещества остаются на фильтре, а вода проходит через фильтр.)

Опыт 9.

Давайте выясним, что происходит с водой при нагревании и охлаждении.
В две колбы наполним подкрашенной водой. Закроем их пробками, в которые вставлены стеклянные трубки. Часть воды находится в трубках над пробками. Отметим уровень воды в трубках. Одну колбу поместим в ёмкость с горячей водой, а вторую в ёмкость со снегом. Что происходит?
– В сосуде с горячей водой вода в трубке поднимается. 
– В сосуде с холодной водой вода в трубке опускается.
– О чём говорят проведённые исследования?

Вывод: при нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается.

Закрепление

– О каких свойствах воды вы узнали сегодня на уроке?

Выводы: вода – прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, текуча, не сохраняет объём. Вода – растворитель, но не все вещества растворяются  в ней. Загрязнённую воду можно очистить с помощью фильтра.

Домашнее задание

Проведите эксперимент:

1) В два блюдца налейте небольшое количество воды. Одно блюдце поставьте на подоконник, а другое в морозильную камеру. Проведите наблюдение за содержимым блюдца из холодильника в течение 15 минут. Запиши в тетрадь наблюдения. За водой в блюдце наблюдай в течение нескольких дней. Что произошло с водой. Запиши в тетрадь наблюдения.

2) В пластиковую бутылку набери немного воды. Маркером отметь её уровень. Бутылку поставь на сутки в морозильную камеру. Достань бутылку. Что произошло с водой? Изменился ли её уровень? Запиши в тетрадь наблюдения.

Литература:

  1. Занимательные опыты и эксперименты. – М.: Айрис-пресс, 2012.
  2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: дрофа, 2011.
  3. А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. Часть 2. – М.: Просвещение, 2011.