Разделы: Преподавание русского языка
Цели урока:
- Дать понятие о деепричастии;
- Познакомить с грамматическим значением деепричастия; с глагольными и
наречными
признаками деепричастия; - Вырабатывать умение находить деепричастие в тексте и определять его постоянные и непостоянные признаки
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Слово учителя:
Ребята, мы с вами закончили изучение темы “Причастие” и сегодня начинаем знакомство с новой темой, а вот какой вы, я надеюсь, назовете сами.
Обратите внимание на доску. Вы видите, на ней написаны два предложения. Откройте тетради, запишите число, тему урока и перепишите предложения к себе в тетрадь. Разберем эти предложения:
Котенок лежит и отогревается на солнце.
Котенок лежит, отогреваясь на солнце.
– В первом предложении два однородных сказуемых: лежит и отогревается.
Вопрос к ним будем задавать от существительного котенок.
– Посмотрите на второе предложение. Сможем мы задать вопрос к слову
отогреваясь от существительного котенок?
– Нет, не сможем.
– От какой части речи зададим вопрос к слову отогреваясь?
– От глагола лежит.
– Является оно глаголом или нет?
– Не является.
– Чем оно схоже с глаголом?
– Обозначает действие.
– Какое слово обозначает основное действие?
– Лежит.
– А слово отогреваясь какое действие обозначает?
– Добавочное действие при основном, выраженном глаголом.
– Можно ли употребить его без глагола и почему?
– Нельзя, оно поясняет основное действие, раскрывает его.
– Кто догадался, какую часть речи мы начинаем изучать?
– Деепричастие. Приложение. Слайд 1.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с грамматическими особенностями
деепричастий, научимся находить их в тексте, выделять основное и добавочное
действие. Слайд 2.
– Ребята, как вы думаете, что обозначает частица “дее”?
– Причастность к действию.
– Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать)
+ причастие (ср. причастность).
– Обратите внимание на слово отогреваясь во втором предложении. Чем оно
отличается от глагола?
– Вопросом, нет привычных окончаний..
Раз в слове нет привычных окончаний, значит это какая часть речи?
– Неизменяемая. Приложение. Слайд 3.
– На какой вопрос отвечает слово отогреваясь?
– Что делая? Как?
– Какого вида глагол отвечает на вопросы что делать?
– Несовершенного вида.
– А деепричастие отогреваясь какого вида?
– Несовершенного вида.
– Попробуйте образовать совершенный вид.
– Отогревшись.
– Какой вывод мы можем сделать? Слайд 4.
– Деепричастия сохраняют вид того глагола, от
которого образованы. Слайд 5.
– Каким членом предложения является
деепричастие отогреваясь?
– Обстоятельством. Слайд 6.
– Ребята, вы правильно задали два вопроса:
1. Как?
2. Что делая?
К какой еще части речи мы зададим такой же вопрос?
– К наречию.
– В чем сходство деепричастия и наречия?
– Они не изменяются, и у деепричастия, и у наречия нет окончаний, отвечают на
вопрос как? в предложении являются обстоятельствами. Слайд 7.
– Мы уже многое узнали о деепричастии. Кто попробует обобщить изученное?
(Обобщение обучающимся изученного о деепричастии.) Слайд 8.
III. Практическая часть.
1. Чтение правила в учебнике.
– Сейчас откройте учебник на странице 77, прочитайте правило и скажите,
правильно был сделан вывод? (Да.)
– Знание этого правила пригодится вам для выполнения упражнения 159.
– Ребята, мы с вами знаем, что деепричастия могут быть совершенного и
несовершенного вида.
2. Образовать от данных глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида (устно).
Играть
Поиграть
Смотреть
Посмотреть
Прыгать
Расставить
Проверка работы.
– Обратите внимание на доску. Вы видите написанные на ней словосочетания.
3. Выписать в тетрадь словосочетания только с деепричастиями.
Выкрашенный краской, выкрасив краской, открыв окно, укрепил болт, прощаясь с друзьями, сверкая на солнце, взмахнуть крыльями, слыша звуки, растаявший снег, читая книгу.
Проверка работы.
IV. Итог урока.
– С какой частью речи мы начали знакомство на уроке?
– Что сегодня на уроке мы узнали о деепричастии?
Рефлексия.
Я научился…
Теперь я могу…
Я смог…
V. Домашнее задание: выписать из I части “Песни про купца Калашникова” деепричастия вместе с глаголами, обозначающими основное действие и указать их вид.