Цель: продолжить формировать понятия о карбоновых кислотах, сложных эфирах, ознакомить учащихся с их производными.
Задачи:
1.Ознакомить учащихся с омылением жиров, рассмотреть проблему замены
пищевого сырья непищевым.
2. Развивать критическое мышление, самостоятельность, способность к рефлексии,
общеучебные умения, умения находить причинно – следственные связи между
веществами и явлениями, способности защищать собственное мнение.
3. Воспитание положительной мотивации учения, коммуникативные способности.
Оборудование: на столах учащихся: жидкое и твёрдое мыло в упаковке, раствор мыла и СМС, Са СI2 , HCI, пробирки.
У учителя: масло “Олейна”, олеиновая кислота, Na OH, KOH, твердое и жидкое мыло, СМС, лавсан, терефталиевая кислота, спирт, растворы: мыла, СМС, соляной кислоты. Презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Стадия вызова.
Побуждение интереса.
Анаграмма. Назвать органические вещества, определить класс веществ.
Ответ: | |
Э А О Т Н Л М Т А Е Н Л О Б А У Н Т О Л Э А Т Ц И Е Л А Т Т |
этанол метанол бутанол – спирты этилацетат – сложный эфир |
Что лишнее? Почему?
Актуализация знаний.
Демонстрация слайда презентации с изображениями: яблоко, цветы, ананасовый сок, подсолнечное масло “Олейна”, сливочное масло, духи, лавсан, мыло, брезент.
1. О каких классах органических веществ пойдёт речь на занятии?
2. Что объединяет все эти изображения? Что у них общего?
3. Поставить знаки “+” возле сложного эфира или “-” другого класса соединений.
4. В конце урока мы ещё вернёмся к этому слайду, чтобы сверить уже имеющиеся и
новые знания по изучаемому вопросу (приём “Отсроченная отгадка”).
Структурирование процесса изучения.
1. Составить рассказ об эфирах, свяжите эти изображения в одно целое.
2. Написать уравнения реакций, характерные для свойств сложных эфиров.
3. Составление таблицы прием “Денотатный граф”.
Постановка проблемы. Какие сложные эфиры встречаются в природе, используются в быту и технике?
Определение цели и задач учащимися. Сообщение темы “Производные карбоновых кислот”.
Приём блеф-игра “Верите ли вы, что…”
- Сложные эфиры высших жирных кислот и одноатомных спиртов – воскообразные вещества. Примерами животных восков могут служить пчелиный воск, ворвань (спермацет) содержащийся в черепной коробке кашалота.
- Щелочной гидролиз жиров называется омылением, т.е. продуктом реакции служит мыло.
- Натриевые соли карбоновых кислот – твердое мыло.
- Калиевые соли карбоновых кислот – жидкое мыло.
- Добавляя кальциевое мыло в нефтяные масла, получают смазку солидол.
- Обработанная плотная ткань алюминиевым мылом, называется брезентом.
Стадия осмысления.
1. Приём “Исследование”. Изучить состав твёрдого и жидкого мыла на упаковке. Определить класс веществ.
2. Прием инсерт. Метод активного чтения с разметкой.
Самостоятельная работа с новой информацией Интернета (обучающиеся работают на ноутбуке) и текстом учебника “Сложные эфиры в природе и технике” на стр.200, “Моющие средства”, стр.122.
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы “Инсерт”.
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:
“V” – уже знал; “+” – новое; “ – ” – думал иначе; “?” – не понял, есть вопросы. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы “Инсерт”, количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
“V” то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; |
“+” если то, что вы читаете, является для вас новым; |
“ – ” если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете; |
“?” если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
Совместная работа учащихся в группе. Что такое омыление жиров? Что такое мыла? Какие виды мылов существуют?
В ходе обсуждения корректируется опорная схема на доске – гроздь.
3. Приём “Кластер”.
4. Работа с опорным конспектом “Гидролиз сложных эфиров”. Что берется за основу строения СМС и лавсана? (Свойства заполняются после эксперимента.)
Составление концептуальной таблицы “Продукты гидролиза сложных эфиров”.
Субстрат. | Реагент. | Продукт гидролиза. | Свойства. |
Жир, предельные углеводороды. | Гидроксид натрия. | Твёрдое мыло (натриевые соли высших карбоновых кислот– стеарат натрия). | В жесткой воде мыло не пенится, т.к. образуется нерастворимый стеарат кальция. |
Жир, непредельные углеводороды. | Гидроксид калия. | жикдое мыло (калиевые соли высших карбоновых кислот –стеарат калия). | Обладает более сильным моющим действием. |
Продукты переработки нефти, цетиловый спирт, полученный при гидролизе жиров. | Серная кислота. | СМС – натриевые соли кислых высших спиртов и серной кислоты. | Они не утрачивают моющее действие и в жесткой воде, т.к. их кальциевые соли растворимы в воде. |
Этиленгликоль. | Терефталиевая кислота. | Синтетическое волокно – лавсан. | Устойчив к истиранию, прочный. |
5. Приём “Исследование”.
Экспериментальные задачи:
Инструктаж по ТБ – работа с кислотой
Опыт: получение кислоты из мыла
R – Na + HCI → R – H↓ + NaCI
образование хлопьев нерастворимой кислоты.
Опыт 2.
Получение жесткой воды, добавляя в воду раствор CaCI2.
В одну пробирку налить раствор мыла, во вторую налить раствор СМС, прилить жесткую воду.
Где больше пены? Почему?
Вывод: Кальциевые соли СМС растворимы в воде.
6. Просмотр видеофильма СД диска “Органическая химия 10 класс”.
Гидрированием жидких жиров получают твёрдые жиры. Именно эта реакция лежит в основе получения маргарина – твёрдого жира из растительных масел, технология рассматривается в фильме.
Стадия рефлексии.
1. Тест.
Найдите соответствие между формулами и веществом:
Самопроверка по коду: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – в.
2. Генетическая взаимосвязь.
из натуральных объектов выстройте цепочки превращений веществ:
а) масло “Олейна” → NaOH → мыло;
б) терефталиевая кислота→ этиленгликоль → лавсан.
3. Деформированная цепочка:
4. Диктант “Верные и неверные утверждения”
- Калиевая соль карбоновых кислот – жидкое мыло.
- СМС – натриевая соль цетилсерной кислоты.
- Раствор СМС имеет рН = 5
- Лавсан получают реакцией поликонденсацией.
- В жесткой воде натриевое мыло пенится лучше СМС.
Самопроверка по коду: 1+, 2+, 3-, 4+, 5-.
5. Показ первого слайда презентации. Какое отношение к теме урока имеет брезент, мыло, лавсан?
6. Составить синквейн со словом “Мыло”.
7. Что нового узнали? Как вам работалось на уроке?
8. Рефлексия.
А сейчас я хотела, что бы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока.
Поставьте знак рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя.
- После урока стал(а) знать больше
- Углубил(а) знания по теме, могу применить их на практике.
- На уроке было над чем подумать
- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
- На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)
По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 5 плюсов, 4 плюса, 3 плюса.
Да, следовательно, вы можете назвать себя настоящими химиками.
Спасибо за работу!
9. Домашнее задание: записи в тетради, написать мини сочинение “Как отличить сливочное масло от маргарина”.
Итоги урока.