Тема урока: "Производные карбоновых кислот" на основе метода развития критического мышления. 10-й класс (профильный уровень)

Разделы: Химия

Класс: 10


Цель: продолжить формировать понятия о карбоновых кислотах, сложных эфирах, ознакомить учащихся с их производными.

Задачи:

1.Ознакомить учащихся с омылением жиров, рассмотреть проблему замены пищевого сырья непищевым.
2. Развивать критическое мышление, самостоятельность, способность к рефлексии, общеучебные умения, умения находить причинно – следственные связи между веществами и явлениями, способности защищать собственное мнение.
3. Воспитание положительной мотивации учения, коммуникативные способности.

Оборудование: на столах учащихся: жидкое и твёрдое мыло в упаковке, раствор мыла и СМС, Са СI2 , HCI, пробирки.

У учителя: масло “Олейна”, олеиновая кислота, Na OH, KOH, твердое и жидкое мыло, СМС, лавсан, терефталиевая кислота, спирт, растворы: мыла, СМС, соляной кислоты. Презентация.

Ход урока

Организационный момент.

Стадия вызова.

Побуждение интереса.

Анаграмма. Назвать органические вещества, определить класс веществ.

  Ответ:
Э А О Т Н Л
М Т А Е Н Л О
Б А У Н Т О Л
Э А Т Ц И Е Л А Т Т
этанол
метанол
бутанол – спирты
 этилацетат – сложный эфир

Что лишнее? Почему?

Актуализация знаний.

Демонстрация слайда презентации с изображениями: яблоко, цветы, ананасовый сок, подсолнечное масло “Олейна”, сливочное масло, духи, лавсан, мыло, брезент.

1. О каких классах органических веществ пойдёт речь на занятии?
2. Что объединяет все эти изображения? Что у них общего?
3. Поставить знаки “+” возле сложного эфира или “-” другого класса соединений.
4. В конце урока мы ещё вернёмся к этому слайду, чтобы сверить уже имеющиеся и новые знания по изучаемому вопросу (приём “Отсроченная отгадка”).

Структурирование процесса изучения.

1. Составить рассказ об эфирах, свяжите эти изображения в одно целое.
2. Написать уравнения реакций, характерные для свойств сложных эфиров.
3. Составление таблицы прием “Денотатный граф”.

Постановка проблемы. Какие сложные эфиры встречаются в природе, используются в быту и технике?

Определение цели и задач учащимися. Сообщение темы “Производные карбоновых кислот”.

Приём блеф-играВерите ли вы, что…”

  1. Сложные эфиры высших жирных кислот и одноатомных спиртов – воскообразные вещества. Примерами животных восков могут служить пчелиный воск, ворвань (спермацет) содержащийся в черепной коробке кашалота.
  2. Щелочной гидролиз жиров называется омылением, т.е. продуктом реакции служит мыло.
  3. Натриевые соли карбоновых кислот – твердое мыло.
  4. Калиевые соли карбоновых кислот – жидкое мыло.
  5. Добавляя кальциевое мыло в нефтяные масла, получают смазку солидол.
  6. Обработанная плотная ткань алюминиевым мылом, называется брезентом.

Стадия осмысления.

1. ПриёмИсследование”. Изучить состав твёрдого и жидкого мыла на упаковке. Определить класс веществ.

2. Прием инсерт. Метод активного чтения с разметкой.

Самостоятельная работа с новой информацией Интернета (обучающиеся работают на ноутбуке) и текстом учебника “Сложные эфиры в природе и технике” на стр.200, “Моющие средства”, стр.122.

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы “Инсерт”.

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

“V” – уже знал; “+” – новое; “ – ” – думал иначе; “?” – не понял, есть вопросы. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы “Инсерт”, количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

“V”
то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
“+”
если то, что вы читаете, является для вас новым;
“ – ”
если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
“?”
если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Совместная работа учащихся в группе. Что такое омыление жиров? Что такое мыла? Какие виды мылов существуют?

В ходе обсуждения корректируется опорная схема на доске – гроздь.

3. Приём “Кластер”.

4. Работа с опорным конспектом “Гидролиз сложных эфиров”. Что берется за основу строения СМС и лавсана? (Свойства заполняются после эксперимента.)

Составление концептуальной таблицы “Продукты гидролиза сложных эфиров”.

Субстрат. Реагент. Продукт гидролиза. Свойства.
Жир, предельные углеводороды. Гидроксид натрия. Твёрдое мыло (натриевые соли высших карбоновых кислот– стеарат натрия). В жесткой воде мыло не пенится, т.к. образуется нерастворимый стеарат кальция.
Жир, непредельные углеводороды. Гидроксид калия. жикдое мыло (калиевые соли высших карбоновых кислот –стеарат калия). Обладает более сильным моющим действием.
Продукты переработки нефти, цетиловый спирт, полученный при гидролизе жиров. Серная кислота. СМС – натриевые соли кислых высших спиртов и серной кислоты. Они не утрачивают моющее действие и в жесткой воде, т.к. их кальциевые соли растворимы в воде.
Этиленгликоль. Терефталиевая кислота. Синтетическое волокно – лавсан. Устойчив к истиранию, прочный.

5. ПриёмИсследование”.

Экспериментальные задачи:

Инструктаж по ТБ – работа с кислотой

Опыт: получение кислоты из мыла

R – Na + HCI → R – H↓ + NaCI

образование хлопьев нерастворимой кислоты.

Опыт 2.

Получение жесткой воды, добавляя в воду раствор CaCI2.

В одну пробирку налить раствор мыла, во вторую налить раствор СМС, прилить жесткую воду.

Где больше пены? Почему?

Вывод: Кальциевые соли СМС растворимы в воде.

6. Просмотр видеофильма СД диска “Органическая химия 10 класс”.

Гидрированием жидких жиров получают твёрдые жиры. Именно эта реакция лежит в основе получения маргарина – твёрдого жира из растительных масел, технология рассматривается в фильме.

Стадия рефлексии.

1. Тест.

Найдите соответствие между формулами и веществом:

Самопроверка по коду: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – в.

2. Генетическая взаимосвязь.

из натуральных объектов выстройте цепочки превращений веществ:

а) масло “Олейна” → NaOH → мыло;

б) терефталиевая кислота→ этиленгликоль → лавсан.

3. Деформированная цепочка:

4. Диктант “Верные и неверные утверждения”

  1. Калиевая соль карбоновых кислот – жидкое мыло.
  2. СМС – натриевая соль цетилсерной кислоты.
  3. Раствор СМС имеет рН = 5
  4. Лавсан получают реакцией поликонденсацией.
  5. В жесткой воде натриевое мыло пенится лучше СМС.

Самопроверка по коду: 1+, 2+, 3-, 4+, 5-.

5. Показ первого слайда презентации. Какое отношение к теме урока имеет брезент, мыло, лавсан?

6. Составить синквейн со словом “Мыло”.

7. Что нового узнали? Как вам работалось на уроке?

8. Рефлексия.

А сейчас я хотела, что бы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока.

Поставьте знак рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя.

  • После урока стал(а) знать больше
  • Углубил(а) знания по теме, могу применить их на практике.
  • На уроке было над чем подумать
  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
  • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 5 плюсов, 4 плюса, 3 плюса.

Да, следовательно, вы можете назвать себя настоящими химиками.

Спасибо за работу!

9. Домашнее задание: записи в тетради, написать мини сочинение “Как отличить сливочное масло от маргарина”.

Итоги урока.