Основные цели:
1) Сформировать умение вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд, когда в записи уменьшаемого есть нули.
2) Тренировать умения выполнять действия с трехзначными числами, решать задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Оборудование: карточки с числами, на обороте картинки с героями олимпийских игр в Сочи (талисманы), презентация, заготовки для уточнения эталона.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Звучит песня Пахмутовой “Темп” (Слайд 1)
– Прочитайте девиз нашего сегодняшнего урока (хором).
Жизнь требует движений. (Слайд 2)
– Это высказывание древнегреческого философа Аристотеля.
– Почему я выбрала именно этот девиз? (Мы будем двигаться дальше, узнавать новое.)
– Какие шаги мы должны сделать на уроке открытия нового знания? (Понять, что я не знаю и самому найти способ.)
Открывается слайд 3.
– Посмотрите на изображение. Кто это? (Это спортсмены.)
– Какими качествами должны обладать спортсмены, чтобы добиться высоких результатов?
(Трудолюбие, целеустремленность, терпение, упорство, активность…)
– А нам нужны эти качества для успешного обучения? (Да.)
– И сегодня на уроке они нам будут особенно нужны.
– Какое важное событие, связанное со спортом произойдет в нашей стране в 2014 году? (Олимпиада в Сочи.)
– Олимпиада – это крупнейшие соревнования, на которые съезжаются самые лучшие спортсмены со всего мира. Сегодня на уроке мы не только открываем новое в математике, но и узнаем новое об Олимпиаде в Сочи.
Нелегким будет каждый наш рекорд.
В одно мы верим искренне и свято:
Все те, кто любит математику и спорт ,
Все те, кто верит в математику и спорт , –
Надежные ребята!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
– С чего мы начнем работу? (С повторения.) А спортсмены говорят – с разминки.
Смотрим на доску. На доске прикреплены карточки с числами.
608, 13, 57, 150, 38, 405, 400. (Рисунок 1)
– На какие группы можно разделить эти числа?
(Двухзначные, трехзначные, четные, нечетные, круглые, некруглые.)
– Числа могут о многом рассказать. Мы решим с вами задачи, и узнаем новое об Олимпиаде в Сочи.
Учитель читает задачи. (Дети решают устно. Находят ответ среди данных чисел. Карточка переворачивается и прикрепляется на отдельную доску. С обратной стороны карточки приклеены части картинки с талисманами олимпиады.) (Рисунок 2)
– На Олимпийские игры в Америку в 2002 году (в Солт-Лейк-Сити) из Белоруссии приехало 208 болельщиков, а из России на 400 человек больше. Сколько болельщиков было из России? (608). 208 + 400 = 608
– В лыжных гонках золотую медаль получила наша спортсменка – Юлия Чепалова. Она преодолела расстояние в 20 км, а Ольга Данилова сошла с дистанции и пробежала на 7 км меньше. Какое расстояние пробежала Ольга Данилова? (13 км) 20 – 7 = 13
– Победителем в фигурном катании стал Алексей Ягудин – он получил 60 баллов, а Евгений Плющенко завоевал серебряную медаль, получив – на 3 балла меньше. Сколько баллов получил Евгений Плющенко? 57 60 – 3 = 57
– Во время тренировок на сноуборде, спортсмены делают по 200 спусков, а россиянка Наталья Миронова уменьшила количество спусков на 50, Сколько спусков сделала Миронова?(150). 200 – 50 =150
– Южно-корейская конькобежка Ли Сан Хва пробежала 500 м за 40 секунд, а Ольга Фактулина опередила ее на 2 секунды., установив рекорд. За сколько времени пробежала это же расстояние Ольга Фактулина? (38 секунд).
40 – 2 =38 (Опередила, значит пробежала быстрее на 2 секунды.)
– Биатлонист во время тренировки, стреляя по мишеням, лежа набрал 420 баллов, а стреляя стоя – на 15 баллов меньше. Сколько баллов набрал биатлонист стреляя стоя? (405) 420 – 15 = 405
Из карточек, которые перевернули, два ученика выкладывают картинку(как пазлы) на доске, а класс в это время работает с числом, которое оказалось лишним – 400.
Фронтальная работа с классом.
– Расскажите все, что вы знаете о числе 400.
(Четное, трехзначное, круглое, соседи числа 399 и 401, всего 40 десятков, нули в записи этого числа показывают, что отсутствуют единицы в разряде десятков и единицы в разряде единиц.)
Сегодня на уроке мы будем узнавать новое, связанное с такими (круглыми) числами.
– Смотрим на картинку, которую сложили из карточек.
– Кто сегодня у нас в гостях? (Это талисманы Сочинской олимпиады – медвежонок, леопард и зайчик.) Открывается Слайд 4 презентации с изображением героев.
Герои приготовили для вас еще одно задание на повторение. (Слайд 5)
90 – 26,
192 – 128
– Как называются эти записи? (Выражения.)
– Что у них общего? (Разности.)
– Найдите значения выражений, записывая их в столбик.
(1 ученик работает у доски с комментированием, остальные в тетради.) 90 – 26.
– На какое правило (эталон) мы опирались? (Вычитание из двухзначного круглого числа.)
На экране открывается эталон. (Слайд 6)
– А для нахождения значения второго выражения, какой эталон вам потребуется (на экране три эталона. Слайд 7). Первый, так как не хватает единиц в разряде единиц.
Ответы получились одинаковые. Это случайность или закономерность.
(Закономерность. Уменьшаемое и вычитаемое увеличились на 102.)
Подводим итог повторению.
– Какие правила были выбраны мною для повторения?
1 – Вычитание из круглого двузначного числа.
2 – Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.
Задание для пробного действия.
Раздать ¼ чистого листа с клетку.
На экране открывается запись: 300 – 156. (Слайд 8)
– Что нового в этом примере? (Отнимаем от круглого трехзначного числа.)
– Попробуйте решить этот пример, записывая столбиком. (1 минута.)
– Поднимите руку кто не получил ответ. В чем ваше затруднение? (Мы не можем решить пример.)
– Кто решил пример, назовите ответ. Записываю ответы на доске. Что вы видите? (Ответы разные.) Поднимите руку, кто считает, что его ответ верный.
1-й вариант – не подняли руку. Какое у вас затруднение? (Не можем доказать, что правильно решили.)
2-й вариант – подняли руки. На какое правило, эталон вы опирались при решении примера? (У нас нет эталона.) В чем ваше затруднение? (Не можем доказать правильность своих рассуждений – нет эталона.)
Настоящие спортсмены не боятся трудностей. Они не расстраиваются, потому что знают, если трудность преодолена, то появятся новые знания. Давайте и мы остановимся, подумаем и определим место и причину затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения.
Какое задание выполняли? 300 – 156.
Что было новым?
Как вы действовали, и в каком месте ваших рассуждений засомневались?
В чем причина вашего затруднения? (Нет способа вычитания трехзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.) Молодцы, вы поняли причину вашего затруднения.
Поставим цель. Построить способ вычитания трехзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.
– Какая тема нашего сегодняшнего урока. (открываю на экране слайд 9) Вычитание трехзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.
– Какие средства выберем, чтобы разобраться в решении данных примеров? (Графические модели).
– Какие способы? (Способы вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд и вычитание из круглого двузначного числа.) – Эталоны на экране.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Составим план. (Слайд 10)
1. Решить пример с помощью графических моделей.
2. Записать в столбик.
3. Уточнить эталон.
5. Реализация построенного проекта.
1) Работа с графическими моделями.
1 учащийся у доски, остальные в тетрадях:
– Вычитаем по общему правилу (Сотни от сотен, десятки от десятков, единицы от единиц.)
– Откуда возьмем десятки и единицы?
2) Запись примера в столбик. 1 ученик с объяснением у доски – остальные в тетради:
(Пишу… Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков, из которых занимаю 1 десяток, поэтому десятков остаётся 9. 1 десяток дроблю на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 5 = 4, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 3 – 1 – 1 = 1, пишу под сотнями. Ответ: 144.
3) Уточняем эталон. Работа в группах. (раздать листы для уточнения эталона).
– Выберите представителя от группы, который представит результат вашей работы.
Представитель от группы озвучивает результат. После согласования групп, эталон должен иметь такой вид: (слайд 11)
Учитель раздает соответствующий лист из пособия “Построй свою математику”.
– Сравните результат вашей работы с предложенным вариантом эталона. Что скажете? (Мы пришли к правильному выводу.)
– Молодцы! Вы нашли способ решения самого сложного вида примеров на вычитание. Что дальше? (Надо потренироваться в применении этого способа при решении примеров.)
Физкультминутка. (Слайд 12)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Какой наш следующий шаг?
Мы должны потренироваться, закрепить новый способ..
Решим примеры и узнаем длину самого высокого трамплина для полета.
По одному ученику выходят к доске, решают с проговариванием, остальные в тетради.
1) 600 – 475 = 125
2) 807 – 429 = 378
3)500 – 284 = 216
4)502 – 236 = 266
– Назовите самый маленький результат. (125)
125 м – длина большого трамплина.
А длина самого маленького трамплина на 105 м меньше. (20 метров.)
– Маленькие трамплины для начинающих. (Слайд 13)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику Л.Г.Петерсон Урок 33 № 2–3,4 примеры.
Проверка на экране (с зеленой ручкой) Встать у кого решение верное. Если допущена ошибка, найти причину, разобраться. (Слайд 14)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Где мы можем применять данные виды примеров?
При решении задач, уравнений, действий с именованными числами.
Задача: (Слайд 15 ) На Олимпийских играх в гонках на лыжах приняли участие 147 спортсменов из стран Скандинавии, а из России – 153 .
Во время гонок выбыло 27 лыжников. Сколько лыжников дошло до финиша?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Еще раз повторим какую цель мы поставили на уроке?
Мы достигли этой цели?
Лесенка успеха. (Слайд 16) На какую ступеньку вы поставите себя? Кто поставит себя на самый верх? Поднимите руку. Объясните почему? Кто на средней ступеньке? Почему? Кто внизу? Почему?
Молодцы! Дома поработайте в эталоне. Придумайте свои примеры на новый вычислительный способ.
Урок закончен. Звучит песня “Олимпийский мишка” на экране слайды с фотографиями зимней олимпиады. (Слайд 17)