Цель: выяснить содержание, особенности и формы духовной деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- Определить понятия и термины темы.
- Познакомиться с особенностями деятельности в сфере духовной деятельности, взглядами философов, трактовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.
Развивающие:
- Продолжить развитие у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы по исходному материалу, рационально подходить к поставленным задачам.
Воспитательные:
- Способствовать выработке гражданской позиции, умению работать в группе и индивидуально.
- Продолжить работу по развитию коммуникативности, эффективного общения, самостоятельности и ответственности, способности к мини-научному поиску и анализу информации, критическому и объективному мышлению.
1. Содержание учебного материала урока.
В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям полученным на уроке. Заранее, за две недели, учащиеся готовят социологический опрос и представляют его в выводах перед основной работой по заданиям в группах; так же готовят презентации по теме урока которые лягут в основу будущего домашнего задания. В ходе работы с новым материалом в группах учащиеся должны определить понятия темы, а также содержания и формы духовной деятельности.
План урока: Эпиграф: “Не хлебом единым…”
1. Социоисследование.
2. Создание и освоение духовных ценностей.
3. Духовная жизнь общества.
4. Духовный мир человека.
5. Закреплление.
6. Презентации.
7. Домашнее задание.
Оборудование урока: учебник “Обществознание” 10 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И.Смирновой). – М., Просвещение, 2010.
Мультимедийный проектор, презентации, раздаточный материал.
2. Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Орг.момент, вступление. 3 мин. | Сообщается тема урока, эпиграф,
цель урока, план. Объясняет задание второго этапа урока и способ оценивания заданий |
Запись темы, плана урока. |
2. Социоисследование 2 мин.-3 = 6 мин. | Слушает выводы по социологическому исследованию, оценивает работу группы и делает общий вывод-связку перехода к изучению нового материала. Приложение 1 | Излагают собственный обобщенный
вывод для других групп. Диск Социоисследование № 1 Социоисследование № 2 Социоисследование № 3 |
3. Переход к изучению нового материала. Карточки с работой в группах. 1 мин.+15 мин. = 16 мин. | Раздает карточки с заданием группам по жребию. См. раздаточный материал с. 5-6. Объясняет задание учащимся. Напоминает способ оценивания задания и дополнений . | Работа в группах по заданию. Выводы записываются. Выбирается ученик для ответа от группы. |
4. Сообщение результатов работы в группе 3-3 мин.=9 мин. | Раздаёт группам ключи - Приложения 2, 3, 4. Ключи создаёт учитель как образец примерного выполнения заданий. Каждая группа ключ собственного задания не получает, т.о. каждая группа получает только по два ключа. Слушает выводы группы, корректирует ответ. Задает вопросы, если в этом возникает потребность для целостного понимания ответа. Оценивает работу группы. | Ученик, не отвечавший до этого, озвучивает выводы работы группы по полученному заданию. Другие учащиеся могут задать вопросы группе и отвечающему. Делают пометки по ответу группы . Оценивают работу других групп. Используя ключи. |
5. Подведение итогов работы 2 мин. | Обобщает работу и показывает слайд выделенных группами понятия урока. Приложение 5. Даёт время на самооценку группам. Нацеливает учащихся на следующий этап урока. | Самооценка группы за работу делается письменно. |
6. Просмотр презентаций от групп
3-2= 6 мин. См. Диск Презентация 1 Презентация 2 Презентация 3 |
Оценка презентаций. | Показ презентации, объяснение собственного видения темы презентации. |
7. Дом. задание 1-2 мин. | Объяснение дом. задания: пар. 18, выучить понятия, выбрать одну, две или… презентацию(ии) и используя материал урока, учебника и собственное мнение аргументировать свой выбор в письменном виде. | Запись дом.задания учащимися. |
8. Общий итог урока 1 мин. | Раздает материалы урока – распечатки приложений № 1-5 всем учащимся класса. Создаётся целостная картина урока. Урок в архив. | Прикладывают розданные материалы к конспектам уроков для изучения и дальнейшей подготовки к теме. |
Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока
1. Используемые образовательные технологии:
работа в группах;
работа с учебником;
ИКТ.
Методы:
словесные методы: беседа, объяснение;
наглядные методы: показ презентаций;
частично-поисковый метод;
Приемы: логический, организационные (организация работы по группам), технические приемы (демонстрация презентаций, дидактические карточки).
Все методы и приемы используются в ходе урока в соответствии с логикой изложения учебного материала.
2. Дидактические материалы и средства обучения:
Презентации учащихся, дидактические карточки.
Учебник пар. 18, с 180-186; раздаточный обобщенный материал урока.
3. Оформление урока:
Учебник: “Обществознание” 10 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И.Смирновой).– М., Просвещение, 2010.
Мультимедийный проектор, презентации, раздаточный материал, таблицы, слайды.
4. Рекомендации по подготовке и проведению урока.
1. За две недели до проведения урока, учащиеся распределяются по группам для проведения социологического исследования. Цель – провести опрос разных людей о значении слов “дух” и “духовный”. Сделать обобщенный вывод.
2. Сделать презентацию на основании отснятых фотоаппаратом фотографий по теме: “Духовный мир Петербурга”.
Таким образом, в ходе выполнения заданий формируются группы для дальнейшей комфортной работы учащихся в условиях дифференцированного подхода к изучению темы урока.
Раздаточный материал
а) Карточки с заданием:
Первая группа (учебник с. 180-183) |
1. Прочитать учебник с. 180-183, сформулировать и записать понятия: Духовная деятельность, духовные ценности, аксиология 2.Письмено ответить на вопрос: как философы трактуют духовные явления? Составить для ответа таблицу из двух колонок: философ-трактовка духовного явления. Приложение 2 |
Вторая группа (учебник с.183-185) |
1. Прочитать учебник с. 183-185,
сформулировать и записать понятия: Исторические
формы духовной деятельности, роль средств
массовой информации, специализация духовной
деятельности, неспециализированная духовная
деятельность. 2. Привести примеры в письменном виде духовной деятельности в обществах, используя знания истории, литературы, МХК: а) античном; б) феодальном; в) нового времени; г) современного. Приложение 3 |
Третья группа (учебник с. 185-186) |
1. Прочитать учебник с. 185-186,
сформулировать и записать понятия: духовное
самоопределение личности, духовный мир. 2. В письменном виде сформулировать как Э. Фромм определяет смысл жизни через соотнесение с ценностями? Какова роль духовных ценностей в жизни человека? Ответ аргументировать, используя знания по литературе, истории, МХК. Приложение 4 |
Итог: видеослайды с понятиями трёх групп. Приложение 5
Итоги урока.
1. Анализ результативности деятельности на уроке и примеры выполнения заданий:
Этап урока | Задание | “5” | “4” | “3” |
2. Социологическое исследование 3. Результаты 5. Подведение 6. Презентации
Всего: |
Опережающее задание – опрос: “дух”, “духовность” Карточки Самооценка Дополнение |
16 16
16 5
77 |
8 8
8 4
28 |
0 0
0 0
0 |
2. Рефлексия учащихся и учителя по итогам урока.
Учащиеся | Учитель |
На партах в группах лежат
стикеры 3-х цветов: красный – урок очень
понравился, знания, полученные на уроке
пригодятся в жизни; желтый – интересно, узнал
много нового; зеленый – не понравилось, зря
потратил время. Выходя из класса учащиеся
выбирают “свой” цвет и приклеивают на доску при
выходе из класса. В итоге: Красный – 30%, Жёлтый – 60%, Зелёный - 10% |
Урок прошёл динамично. Цели урока выполнены. Учащиеся выполнили все задания успешно. Качественно подготовлено опережающее задание, работа в группах выполнена. Во время обсуждения заданий в группах не все учащиеся были активны, образовавшиеся лидеры не всегда прислушивались к мнению робких возражений или предложений. В целом урок получился удачным. |
Библиография используемых методических материалов:
- Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М.Смирнова. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2010.
- Г.И.Данилова, Мировая художественная культура, М., Дрофа, 2010.
- Философский словарь, М. Просвещение, 2009.