Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.
На доске: число, тема урока, чертежи к задачам домашней работы.
На партах учащихся: листы бумаги для рефлексии, учебники, тетради, инструменты для выполнения чертежей.
Используемый УМК: компьютер, мультимедийная установка, ЦОР “Уроки геометрии Кирилла и Мефодия, 10 кл”, презентация”, учебник Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. “Геометрия, 10–11”.
Цель урока:
- Образовательная: сформировать знания учащихся о скрещивающихся прямых, рассмотреть признак скрещивающихся прямых, теорему о проведении через одну из скрещивающихся прямых плоскости, параллельной другой прямой, научить применять полученные знания на практике.
- Развивающая – работать над развитием понятийного аппарата, развивать логическое мышление, способность к исследованию, развивать навыки самоконтроля.
- Воспитательная – воспитывать ответственное отношение к труду, уверенность, трудоспособность, формировать основы научного мировоззрения , нравственные качества, навыки общения
Ход урока
1. Организационный момент. (2 мин.)
Цель: организация порядка на рабочих местах учащихся, организация внимания.
Взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности класса к уроку (рабочее место, внешний вид, рабочая поза), организация внимания, формирование групп.
2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний
. (10мин.)Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность уч-ся.
1. Актуализация знаний по теме “Параллельные прямые в пространстве”.
Вопросы к учащимся:
– Верна ли формулировка признака параллельности прямой и плоскости: “Прямая,
параллельная какой-либо прямой на плоскости, параллельна и самой плоскости?
– Прямые a и b параллельны. Какое положение может занимать прямая a относительно
плоскости, проходящей через прямую b?
– Даны прямая и две пересекающиеся плоскости. Охарактеризовать все возможные
случаи их взаимного расположения.
2. Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке учащиеся получили разноуровневое домашнее задание (Приложение).
В группах “сильные” учащиеся проверяют решения задачи базового уровня.
Проводится обсуждение решения задачи повышенного уровня. Учащиеся комментируют решение с использованием готовых чертежей.
3. Сообщение темы, целей изучения нового материала, показ его практической значимости.
Тема: “Взаимное расположение прямых в пространстве. Скрещивающиеся прямые”
Цели урока:
– познакомиться с понятием скрещивающихся прямых
– систематизировать случаи взаимного расположения прямых в пространстве
– рассмотреть признак скрещивающихся прямых и теорему о скрещивающихся прямых
– научиться находить пары скрещивающихся прямых, применять признак.
4. Объяснение нового материала. (15 мин.)
Цель: дать учащимся конкретное представление о скрещивающихся прямых, основной идее признака, добиться восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний.
1. Расположение прямых в пространстве (ответ уч-ся, запись в тетради схемы).
Лежат в одной плоскости.
2. ??? Задача.
По теореме о трех параллельных прямых. Являются ли АА1 и C параллельными?
Они пересекаются?
3. Определение: Две прямые называются скрещивающимися, если они не лежат в одной плоскости.
Третий случай расположения прямых в пространстве.
Прямые a и b не лежат в одной плоскости.
4. Признак скрещивающихся прямых.
5. Закрепление изученной теоремы. Чертеж демонстрируется через видеопроектор.
Определить взаимное расположение прямых
АВ1 и DC.
Указать взаимное расположение прямой
DC
и плоскости АА1В1В.
Является ли прямая АВ1
параллельной плоскости
DD1С1С?
|
Группам розданы модели многоугольников. Рассмотреть различные пары скрещивающихся прямых на моделях, наблюдая факт, зафиксированный в признаке скрещивающихся прямых.
(Например, АА1В1В – куб. АА1 и ДС – скрещивающиеся ребра. В каких плоскостях лежит прямая СД? Как располагается прямая АА1 по отношению к этим плоскостям?)
6. Теорема о проведении через одну из скрещивающихся прямых плоскости, параллельной другой прямой.
Для “открытия” учащимся факта второй теоремы опять обратиться к рассмотрению моделей, каждый раз отвечая на вопросы: назовите плоскость, проходящую через одну из скрещивающихся прямых параллельно другой прямой? Сколько таких плоскостей? при рассмотрении третьей модели возникает проблема – можно ли через одну из скрещивающихся прямых построить плоскость, параллельную другой? Учащимся предлагается построить такую плоскость.
Таким образом доказали теорему о том, что через каждую из двух скрещивающихся прямых проходит плоскость, параллельная другой прямой, и притом только одна.
Физкультминутка. (1 мин.)
Цель: снять напряжение, настроиться на дальнейшую работу
Встали, подняли руки вверх, за голову, локти в сторону, выровняли спину, опустили руки. Сделали 3–4 поворота головы в одну и другую сторону.
Упражнение для спины и плечевого сустава. Руки к плечам, локти в сторону, лопатки сдвинуть, спину выровнять и сделать 3–4 круговых движения в одну и другую сторону.
Сели. Упражнение для глаз. Поднять глаза на доску, затем на тетрадь и так 3–4 раза.
5. Закрепление нового материала. (15 мин.)
Цель: закрепить полученные знания и умения, закрепить методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний
1. Задача.
Построить плоскость α, проходящую через точку К и параллельную скрещивающимся прямым а и b.
Построение:
1. Через точку К провести прямую а1 || а.
2. Через точку К провести прямую b1 || b.
3. Через пересекающиеся прямые проведем плоскость α. α – искомая плоскость.
2. Задача № 34 (устно, по готовому чертеже, демонстрация чертежа через видеопроектор). При решении требовать, чтобы учащиеся проговаривали формулировки признака.
3. Задача № 36.
Доказать, что b и с скрещивающиеся.
Чтобы доказать, что b и с скрещивающиеся, что надо доказать? (Что одна из них лежит в некоторой плоскости, а другая пересекает эту плоскость.)
Через какие прямые мы можем провести плоскость? (Через пересекающиеся, через параллельные.)
Если мы проведем плоскость α. через пересекающиеся прямые a и с, то прямая b будет параллельная плоскости α. То есть нужно провести плоскость α через параллельные прямые a и b.
(Оформление решения.)
6. Подведение итогов. (2 мин.)
Цель: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения, подвести итоги урока
1. Записывают задание на дом. п.7, № 35 (воспользоваться методом от противного), № 37.
2. Анализируют урок, по схеме на слайде и сдают листочки.
Оцените степень вашего усвоения материала:
- усвоил полностью, могу применять;
- усвоил полностью, но затрудняюсь применять;
- усвоил частично;
- не усвоил, нужна консультация.
Оцените степень сложности урока:
- вам было на уроке:
- легко;
- обычно;
- трудно.
Учитель объявляет оценки, отвечавшим у доски и тем, кто активно работал на уроке: отличился во время обсуждения домашнего задания, во время объяснения новой темы или справился с решениями задач раньше других и учитель их проверил.
При проверке тетради смотрим, верно ли решены задачи, выполнены построения, как учащиеся оценили степень своего усвоения материала, степень сложности урока. Какие задания выполнили верно, а какие нет, берем на заметку тех, кто материал не усвоил и тех, кто усвоил все. На основании анализа готовится следующий урок..
Список литературы, использованный при подготовке к уроку:
- Мустакимов Р.Д., “Геометрия – 10”, Казань, “Унипресс”, 1999 г.
- Ковалева Г.И.. “Геометрия 10 класс”, Волгоград, “Учитель”, 2005 г.
- Литвиненко В.Н.. “Задачи на развитие пространственных представлений”, М. “Просвещение”, 1991 г.