Цели урока: деятельностная – формирование активного деятеля.
Образовательная:
- продолжать совершенствовать навыки, связанные с решением квадратного уравнения (нахождение коэффициентов, дискриминанта, корней КВУР, приемы решения неполных КВУР);
- продолжать совершенствовать навыки работы с числовыми промежутками;
- продолжить совершенствовать навыки работы с графиками функций;
- пополнить сведения о решении неравенств;
- научить решать квадратные неравенства по алгоритму с применением графика квадратичной функции.
Развивающая:
- продолжать формировать мотивы учебной деятельности;
- продолжать прививать любовь и интерес к учебному труду;
- способствовать совершенствованию самостоятельного мышления учащихся;
- продолжать формировать способности учащихся, память, мышление, математическую речь
Воспитательная:
- продолжать развивать коммуникативные умения девятиклассников:
– общение в группе, в паре;
– высказывать свое мнение;
– вести диалог;
– прислушиваться к мнению окружающих;
– адекватно реагировать на замечания; - воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.
Прогнозируемый результат.
В результате урока учащиеся должны:
- вспомнить название коэффициентов и их местонахождение в КВУР;
- закрепить алгоритмы решения полных и неполных КВУР;
- усвоить алгоритм решения квадратных неравенств с применением графика квадратичной функции;
- пополнить знания по решению неравенств и нахождение области определения функции;
- открыть, что для решения квадратных неравенств достаточно определить направление ветвей параболы и найти нули функции.
Дидактические единицы урока:
Понятия: квадратное неравенство; квадратное уравнение, коэффициенты квадратного уравнения, дискриминант, корень уравнения, парабола, вершина параболы, нули функции, числовой промежуток, решение неравенства, область определения функции.
Алгоритмы: алгоритм решения КВУР и квадратного неравенства.
Определения: определение КВУР, квадратного неравенства и неполного КВУР.
Этапы урока | Что делает (делают) | Результат | ||
Название | Цель | Учитель | Ученик (ученики) | |
1. Этап самоопределения к деятельности. | Включение учащихся в учебную деятельность на лично значимом уровне. | 1. Включает учащихся в работу приёмом “кластер”. 2. Предлагает выбрать карточку с квадратными неравенствами. 3. Просит выбрать неравенство на карточке и решить его. 4. Просит оценить свою работу по листу самооценки. |
1. Называют ассоциации, связанные с понятием
“квадратное неравенство”. 2. Выбирают карточку, на которой написаны квадратные неравенства. 3. Выбирают неравенство для решения. 3. Решают выбранное квадратное неравенство, используя план построения графика квадратичной функции (параболы). |
1. Назвали как можно больше ассоциаций, связанных с
понятием “квадратное неравенство”. 2. Выбрали карточку с квадратными неравенствами. 3. Пришли к выводу, что решать неравенства с построением графика квадратичной функции (параболы) по полному плану нерационально (долго). |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. | Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению нового способа деятельности. | Предлагает ответить на вопросы: – Карточку какого
цвета вы выбрали? |
Отвечают на вопросы учителя. | 1. Выявили, что на карточках желтого цвета написаны
линейные неравенства. 2. Закрепили вывод, что решать неравенства с построением графика квадратичной функции (параболы) по полному плану нерационально (долго). |
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. | Выявление места затруднения, его причины и постановка цели урока. | 1. Задает вопросы: – какие действия при построении параболы лишние? 2. Просит
сформулировать цель дальнейшей работы. |
1. Высказывают предположения. 2. Формулируют цель работы. |
1. Должны заметить, что на этот вопрос не могут дать
утвердительного ответа. 2. Сформулировали цель дальнейшей деятельности. |
4. Построения проекта выхода из затруднения. | Построение нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | 1. Просит разбиться на пары. 2. Предлагает парам задание на карточке. Приложение 2. 3. Предлагает парам доложить о результатах своего труда. 4. Просит сделать вывод по результатам решения. 5. Просит записать алгоритм решения квадратного неравенства. 6. Предлагает сравнить записи с доской. 7. Просит оценить свою работу по листу самооценки. |
1. Выбирают партнера для дальнейшей работы. 2. Выполняют задания на карточке. 3. Представитель пары выходит к доске и выполняет рисунок. 4. Делают вывод. 5. Записывают алгоритм решения квадратного неравенства в тетрадь – справочник. 6. Сравнивают свои записи с записями на доске. Высказывают свои замечания. |
1. Разбились на пары. 2. Выполнили задание на карточке. 3. Выполнили рисунок на доске. 4. Выяснили, что для нахождения решения неравенства нужны точки пересечения параболы с осью х и направление ветвей. 5. Записали алгоритм решения квадратного неравенства. |
5. Первичное закрепление во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия. | 1. Просит разбиться на группы при помощи карточек
разного цвета.
2. Предлагает каждому члену группы выполнить задание. |
1. Выбирают карточки. 2. Разбиваются на группы. 3. Выполняют задание на карточке. 4. Обсуждают решения в группах. 5. Презентуют результаты своего труда. 6. Отвечают на вопросы других групп. |
Повторили еще раз и закрепили алгоритм решения квадратных неравенств. |
6. Этап самостоятельной работы. | Самопроверка по эталону, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха. | 1. Предлагает индивидуальную самостоятельную работу. (Решить по алгоритму неравенство х2>4) 2. Просит сверить решение с решением этого неравенства на доске. |
1. Решают самостоятельно неравенство. 2. Сверяют решение с решением на доске. |
Еще раз закрепили решение квадратного неравенства по
алгоритму. Сверили свое решение с эталоном. |
7. Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового действия в систему знаний, повторение и закрепление изученного. | 1. Предлагает следующее задание: Найти область определения функции у = 2. Просит желающего ученика решать на задней стороне доски. |
1. Выполняют задание самостоятельно. 2. Сверяют свое решение с решением одноклассника. 3. Задают вопросы. |
1. Снова повторили алгоритм решения квадратных
неравенств. 2. Увидели применение данного материала в других заданиях. |
8. Этап рефлексии деятельности. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Просит учащихся провести самооценку результатов
деятельности на уроке.
Вручает дипломы по номинациям. |
Отвечают на вопросы листка по рефлексии. | Провели самооценку деятельности. |