“Математическая истина, независимо
от того, в Париже или в Тулузе, одна и та же”
Б. Паскаль
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Цели урока:
- дидактическая: научить применять полученные ранее знания, умения и навыки для упрощения выражений и доказательства тригонометрических тождеств.
- развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжать формирование математической речи, вырабатывать умение анализировать и сравнивать.
- воспитательная: показать, что математические понятия не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой находятся во взаимной связи, продолжить формирование эстетических навыков при оформлении записей, навыков контроля и самоконтроля.
Для успешного решения задач по тригонометрии необходимо уверенное владение многочисленными формулами. Тригонометрические формулы надо помнить. Но это не значит, что их надо заучивать все наизусть, главное запоминать не сами формулы, а алгоритмы их вывода. Любую тригонометрическую формулу можно довольно быстро получить, если твердо знать определения и основные свойства функций sinα, cosα, tgα, ctgα,соотношение sin2α+ cos2α =1 и т.д.
Разучивание тригонометрических формул в школе не для того чтобы вы всю оставшуюся жизнь вы вычисляли синусы и косинусы, а для того чтобы ваш мозг приобрел способность работать. (Презентация. Слайд 2)
“Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы” писал Г. Спесер, английский философ и социолог.
Будем накачивать и тренировать умственные мышцы. Поэтому повторим основные тригонометрические формулы. (Слайд 3)
(Слайд 4)
(Слайд 5)
Мы повторили формулы, теперь можем помочь двум друзьям, назовём их Пётр и Степан.
После преобразования некоторого очень сложного тригонометрического выражения А они получили следующие выражения: (Слайд 6)
(Слайд 7) Каждый отстаивал свой ответ. Как узнать кто из них прав? Обратились к Артёму, который дружит с Петром “Платон мне друг, но истина дороже”: сказал Артём и предложил несколько способов разрешения их спора. А какие вы можете предложить способы установить истину? Предлагают способы установления истины (Слайд 8):
1) Преобразовать, упростить АП и Ас, т.е. привели к одному выражению
2) АП – Ас = 0
3) …..
Т. е. оба были правы. И их ответы равны при всех допустимых значениях α и β .
Как называются такие выражения? Тождествами. Какие тождества вы знаете?
Т
ождество, основное понятие логики, философии и математики; используется в языках научной теорий для формулировки определяющих соотношений, законов и теорем.Тождество – философская категория, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления самим с собой или равенство нескольких предметов.
В математике тождество – это равенство, которое справедливо для любых допустимых значений входящих в него переменных. (Слайд 9)
Тема урока: “Тригонометрические тождества”.
Цели: найти способы.
Двое работают у доски.
№ 2. Доказать тождество.
П.ч.=Л.ч.
Тождество доказано.
№ 3. Доказать тождество:
1 способ:
2 способ:
Способы доказательства тождеств.
- Выполнить равносильные преобразования правой части тождества. Если в итоге получим левую часть, тогда тождество считается доказанным.
- Выполнить равносильные преобразования левой и правой части тождества. Если в результате получим одинаковый результат, тогда тождество считается доказанным.
- Из правой части тождества вычитаем левую часть. Производим над разностью равносильные преобразования. И если в итоге получаем нуль, то тождество считается доказанным.
- Из левой части тождества вычитают правую часть. Производим над разностью равносильные преобразования. И если в итоге получаем нуль, то тождество считается доказанным.
Следует так же помнить, что тождество справедливо лишь для допустимых значений переменных.
Для чего необходимо уметь доказывать тригонометрические тождества? В ЕГЭ задание С1 тригонометрические уравнения!
Решается № 87 (п. 3)
Итак, подведем итоги урока. (Слайд 10)
Какова была тема урока?
Какие способы доказательства тождеств вам известны?
1. Преобразование левой части к правой или правой к левой.
2. Преобразование левой и правой части к одному и тому же выражению.
3. Составление разности левой и правой частей и доказательство равенства этой
разности нулю.
Какие формулы при этом используются?
1. Формулы сокращенного умножения.
2. 6 тригонометрических тождеств.
Рефлексия урока. (Слайд 11)
Продолжите фразы:
– сегодня на уроке я узнал …
– сегодня на уроке я научился…
– сегодня на уроке я повторил…
– сегодня на уроке я познакомился…
– сегодня на уроке мне понравилось…
Домашнее задание. Глава VIII; §6; № 78(четные); № 80(2; 4); № 87(2; 4). (Слайд 12)
Творческое задание: Подготовить презентацию о знаменитых тождествах математики. (Например тождество Эйлера.) (Слайд 13)