“Всё, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи”.
Я.Л.Каменский.
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий.
На мой взгляд, лицейское образование должно соответствовать современному уровню развития науки, техники и культуры, отвечать задаче научно-технического прогресса. Прямое влияние на содержание общего образования имеет и современная тенденция усиления взаимосвязи наук, их интеграция с производством.
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины (понятия о строении материи, различных процессах, видах энергии).
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением
интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти
связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической
подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение
школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного
представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает
знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те
знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов,
использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в
конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во
внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной
жизни выпускников средней школы.
Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими
принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью,
подготовкой учащихся к практической деятельности.
Так на технологии при изучении модуля “Электротехника” мы используем знания полученные на уроках физики при прохождении раздела “Электричество”. При проведении учебного эксперимента мы используем электронные модули. Учебный эксперимент приближает учащихся к жизни и усвоению законов природы. Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
Урок – это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они логично следовали одна из другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на занятии.
Полезно помнить и о принципе: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
Именно практические задания на уроках способствуют более прочному усвоению программного материала учащимися.
Например: на уроке технологии при изучении темы “Использование двигателей постоянного тока на транспорте” учащиеся проводили сборку схемы управления двигателем постоянного тока. Данная тема встречается в 8 классе по физике, таким образом создаются условия для глубокого изучения данного вопроса.
На уроках технологии в этом учебном году в 8-х классах при проведении практических работ использовался конструктора “Знаток”.
Электронный конструктор “Знаток” разработан специально для образовательных учреждений. В комплект входят: учебно-практическая часть и описание 999 игровых схем. Учебно-практическая часть включает 21 интерактивное практическое занятие для школьников. Каждое занятие содержит 1 – 2 конкретных задания, отвечающих ГОС и содержанию учебников физики 8 – 11 классов. Задания разбиты не по классам, а по 3-м группам сложности: синий – начальный уровень, зелёный – средний, красный – выше среднего. В наборе конструктора имеются разнообразные элементы: лампочки, источники тока, ключи, наборы электронных блоков и соединений, позволяющие конструировать электрические цепи без пайки. В пособие имеется список экспериментальных задач по разделам “Механические колебания и волны. Звук”, “Основы электроники”, “Интегральные микросхемы” “Цифровая техника”, “Логические схемы”, “Электрические явления. Постоянный ток”, “Электрический ток в разных средах. Полупроводниковые компоненты”, “Электромагнитные явления”, “Электростатика”. Для их решения составляется виртуальная модель, схема, установка испытывается в действии, проводятся измерения, расчёты. Возможны собственные разработки. Варианты управления устройствами: свет, звук, магнит, вода, сенсор, электричество. Пособие рассчитано на развитие креативного, эвристического технического мышления школьников.
Простота сборки конструкторов, позволяет детям в течении урока собрать несколько схем. Начиная с простых – это последовательное соединение ламп до сложных, таких как, радиоприемник диапазонов FM и СВ.
Таким образом работа с конструктором способствует появлению у учащихся мотивации к изучению электроники, развитию творческих способностей, формированию научно-исследовательских умений и навыков.