Урок развития речи "Описание внешности". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели  урока:

  • Отметить особенности описания внешности по картине, учить детей умению правильно определять главную мысль, убеждать читателя своим описанием.
  • Продолжить обучать учащихся умению анализировать текст в художественном стиле; развивать навыки нахождения изобразительных средств языка и умело использовать их в своем сочинении; навыки выразительной устной речи; умение логически рассуждать.
  • Развивать интерес к творчеству Перова, его мастерству, стремление к речевому совершенствованию.

Задачи дидактические: Продолжить обучать учащихся умению анализировать текст в художественном стиле; развивать навыки нахождения изобразительных средств языка и умело использовать их в своем сочинении; навыки выразительной устной речи; умение логически рассуждать.

Задачи воспитательные: Развивать интерес к творчеству Перова, его мастерству, стремление к речевому совершенствованию.

Материалы и оборудование: Репродукция картины, компьютер, проектор для проецирования на экран.

Ход урока

I. Организация класса

II. Работа над темой

1. Вступительное слово

В 1866 году Василий Григорьевич Перов написал картину “Приезд гувернантки в купеческий дом”. Картина переносит нас в маленький городишко, в глухую русскую провинцию.

2. Первое впечатление от картины? Что на ней изображено?

Как и большинство работ художника, картина скромна по краскам и невелика по размерам. Перед нами – комната в зажиточном купеческом доме. В центре картины и в центре внимания – молодая девушка. Она только что окончила учение и, после долгой дороги, вступает в чужой дом, где будет учить и воспитывать купеческую дочку.

Вся семья высыпала ей навстречу. Впереди хозяин – толстый купец. Рядом с ним – франтовый сынок, позади – все домочадцы. Слуги и те сбежались поглазеть на приезжую и выглядывают из передней.

3. Как изобразил и как разместил художник людей на картине? Почему?

Главный герой – девушка. Художник поставил её в центре. Склонив голову, в скромном тёмном платье, девушка стоит спиной к зрителю, а навстречу ей, из широкой двери, вышла вся купеческая семья.

4. Какова же главная мысль картины?

Расположив фигуры друг против друга, художник как бы сталкивает два мира – невежественное купечество и скромную образованную девушку, которая теперь должна будет беспрекословно выполнять все приказания своих новых хозяев.

5. Композиция – расположение фигур на картине, это основа живописи, она выражает главную мысль художника, идею картины.

6. Художник не раз говорил своим ученикам: “Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства”.

Рисунок – главный рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, о его прошлом и настоящем, рассказывает обо всех событиях картины.

7. Что можно сказать о внешности девушки?

Девушка только что вошла в комнату. Сколько смущения на её миловидном лице! Она почти отвернулась от нас, но как выразительна вся её фигура, как живо передано каждое её движение. Локти плотно прижаты к корпусу, пальцы нервно сжимают маленькую сумочку. Девушка взволнована. Она пытается достать из сумочки листок бумаги. Это рекомендательное письмо, его нужно сейчас же отдать купцу, а руки дрожат от волнения, не слушаются.

От письма зависит очень многое. Наверное, мать девушки выпросила его у какого-нибудь знатного покровителя. И сейчас в этом письме вся судьба девушки, вся её надежда на кусок хлеба, на скудный тяжкий заработок.

8. А как написано платье девушки?

Легко ложатся его свободные складки, оно облегает стройную молодую фигуру, и как трогательно выглядит это скромное платье рядом с дорогим, неряшливо надетым халатом купца.

9. Какова поза купца и его сына?

Купец широко расставил ноги, обутые в русские сапоги: он стоит уверенно, как хозяин, воле которого в этом доме никто не смеет перечить. А сынок воспитан на “европейский манер”: он скрестил свои ножки с самым независимым видом.

10. Что можно сказать о руках хозяина?

Это не рабочие руки, это руки сытого невоспитанного человека. Пальцы растопырены: ими бы только деньги считать! Купец только что встал с постели. Он едва потрудился запахнуть полы своего халата, да и то сделал-то это кое-как: одна пола выше, другая ниже.

11. Поговорим о лицах героев картины

На лице у купца мы читаем плохо скрываемое недовольство. Видно, что он предпочёл бы нанять для дочки “настоящую мадаму”, француженку с модными манерами, но скупость и купеческая расчетливость заставили его выписать учительницу подешевле. Он смотрит в упор на гувернантку и уже сомневается: а сможет ли эта хрупкая девушка обучить его дочку всем “деликатным наукам” - щебетать по-французски и бренчать на расстроенном фортепьяно.

Лицо сына полно иронии: этот франтик с завитыми кудрями и модным галстуком считает себя умнее всех и, конечно, умнее этой бедно одетой девушки.

Из дверей справа выглядывает еще одна героиня – дочка купца, которую будет обучать гувернантка. На её лице одновременно и любопытство, и испуг: не будет ли новая учительница слишком строгой? Да и папенька не помилует, если будет она плохо готовить уроки.

Сзади купца, за его локтем, стоит хозяйка. Узнав о приезде гувернантки, она бросила свою работу на кухне и пришла посмотреть на девушку, даже не успела спустить засученные рукава.

12. Вывод

Для своей картины Василий Григорьевич Перов выбрал самый напряженный момент: он изобразил первую встречу девушки и купца. Никто еще не сказал ни слова, но вот-вот раздастся робкий, дрожащий от волнения голос гувернантки. И зритель знает уже: нет, не сладкой будет жизнь скромной образованной девушки в богатом доме.

III. Лексическая работа

Рабочие материалы: вещи рассказывают о прошлом девушки, о неблизком пути, портрет на стене, обстановка дома, спокойные, сдержанные тона, темно-малиновый халат хозяина, из бархата, золотистый шелк на кофточке у хозяйки, веселая розовая юбка девочки. Голубая ленточка на чепце гувернантки.

IV. Составление плана к сочинению

1. Вступление (название картины, фамилия автора, что знают об авторе)

2. Описание внешности героев:

а) возраст;

б) одежда.

3. Элементы портрета, помогающие раскрыть их внутреннее состояние:

а) лицо;

б) поза.

4. Предметы, окружающие героев

5. Обстановка комнаты и ее соотношение с состоянием героев

6. Вывод

V. Работа над письменным сочинением

Описание внешности по картине В. Перова “Приезд гувернантки в купеческий дом”
(работа ученицы 7 класса Ананьевой О.)

Картина В. Перова “Приезд гувернантки в купеческий дом” переносит нас в небольшой захолустный городок 19 века. Действие разворачивается в доме зажиточного купца. Хрупкая, робкая девушка впервые появилась в этом доме, но с первой же минуты почувствовала недружелюбное отношение хозяев. Гувернантка совсем молодая, ей всего 16-17 лет. Одета она очень скромно, длинное темное платье мягко облегает ее стройную фигуру. На шляпке находится голубая ленточка, как бы подчеркивающая молодость девушки. Она стоит, почти отвернувшись от нас, но по фигуре можно догадаться, что гувернантка взволнована. Локти сильно прижаты к туловищу, руки ищут что-то в маленькой сумочке. Очевидно, это рекомендательное письмо, от которого зависит теперь судьба этой девушки. Голова ее низко опущена, гувернантке обидно и горько сознавать, что она не понравилась хозяевам, ей нетрудно представить свое будущее. По чемодану, с множеством пряжек, и коробке с иностранной наклейкой можно понять, что когда-то семья этой девушки была богата. Но тем горше представлять ей свою судьбу в доме купца, стоящего напротив.

А купец, широко расставив ноги, рассматривает девушку, прицениваясь к ней, как к вещи. Он стоит, уперев руки в бока, и выглядит своевластным, самодовольным хозяином. Наверное, девушка не понравилась ему, ведь он хотел бы, чтобы его дочь воспитывала настоящая госпожа. По неряшливо распахнутому халату, по обрюзглому лицу, которое не выражает ни капли приветливости, а только разочарование и злобу, видно, что его не интересует мнение о себе не только новой гувернантки, но и членов семьи. Он чувствует себя хозяином, которому вовсе не обязательно уважать домочадцев.

По правую руку от отца стоит сын, пользующийся в доме наибольшим расположением. Этот щеголеватый франт смотрит на девушку с презрением, ведь он считает себя умнее всех.

За спиной хозяина стоит его жена. По лицу ее понятно, что она не упустит случая унизить и оскорбить гувернантку.

Маленькая девочка – это единственное светлое пятно на картине. Ее сердца еще не коснулись жестокость и безразличие. Но даже ее лицо не выражает ничего, кроме испуга и удивления.

Вся картина пропитана сочувствием автора к гувернантке. Он жалеет девушку и возмущается жестоким равнодушием хозяев. И эти чувства он передает зрителю.