Цели:
Познавательные:
- выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
- закрепить знания о способах словообразования;
- решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ);
- учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
- развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
- развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Повторение материала по ранее изученной теме (“Фонетика. Акцентологические нормы.”)*.
* В начале каждого урока даётся небольшая самостоятельная работа по предыдущим темам. Особое внимание здесь уделяется именно акцентологическим нормам, т.к. именно эти задания вызывают наибольшие трудности при решении тестов в формате ЕГЭ. Самостоятельные выполняются на карточках, что позволяет сократить время выполнения работы (см. Приложение1).
3. Повторение материала по теме урока. Опрос.
Примерные вопросы (вопросы можно варьировать в зависимости от уровня подготовки класса):
– Что такое "Словообразование"? Что оно изучает?
– Что такое морфема? (Значимая часть слова.) Почему "значимая"? (Т. к. несет информацию о слове.)
– На какие виды делятся морфемы? (Корень и аффиксы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы).)
– Вспомним о том, что аффиксы бывают словообразующие и формообразующие. Назовите их. (Формообразующие: окончания, суффиксы (формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л-, глагола повелительного наклонения, сравнительной степени прилагательных и наречий); словообразующие: приставки, суффиксы, постфиксы.)
– Как называются слова с одним и тем же корнем?
– Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (Лексическое значение слова.)
– Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются....? (Омонимичными.)
– Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проходА, проходУ).
В слабом классе целесообразно выполнить упражнение на различение однокоренных слов и форм одного и того же слова, практика показывает, что не все ученики имеют чёткое представление об этом (См. например: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: ООО “Русское слово - учебник”, 2011. – упражнения № 54, 62, с.43, 46.).
– Какие слова называются непроизводными? (Это слова, которые не образованы от других слов.)
– Какие – производными? (Слова, которые образованы от других слов.)
– Какие – производящими? (Слова, от которых образованы другие слова.)
4. Выполнение упражнений № 65, 66.*
* Задания даются по учебнику: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. М.: ООО “Русское слово - учебник”, 2011. – С.48.
5. Вспомним способы словообразования. Заполнение таблицы** (см. Презентацию):
** Отметим: таблица заполняется ТИПИЧНЫМИ примерами, аналогичными тем, что даются в сборниках для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Не будем кривить душой, цель учащихся (и, соответственно, нас, педагогов) – успешная сдача ЕГЭ, а такой способ подачи материала приводит к очень высоким результатам при выполнении задания В1.
Таблица последовательно заполняется вместе с учащимися, желательно, чтобы ученики вносили в последнюю колонку по 2-3 своих примера или проговаривали бы их устно. Внимание обращается на то, что при определении производящего слова нужно учитывать его лексическое значение и обязательно пытаться объяснить производное слово через производящее, особенно при бессуффиксном и приставочно-суффиксальном способах словообразования.***
*** См. об этом: Материалы курса “Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010. – С. 47.
Способ словообразования | Часть речи | Примеры |
Морфологические: | ||
приставочный | глаголы | бежать —> ПРИбежать, Убежать |
местоимения | сколько —> НЕсколько, НИсколько | |
местоименные наречия | где —> НЕгде, КОЕ-где | |
суффиксальный | существительные | от глаголов движения при помощи суффиксов -ани-/-ени-: заседать —> заседАНИе, предложить —> предложЕНИе |
прилагательные | лес —> лесНой, камыш —> камышОВый | |
наречия | наречия на -О, образованные от соответствующих прилагательных: кривой —> кривО | |
местоимения | какой —> какой-НИБУДЬ | |
местоименные наречия | когда —> когда-ЛИБО | |
причастия | !все: петь —> поЮЩий, пеВШий; спеть —> спеТый | |
деепричастия | !все: играть —> играЯ; сыграть —> сыграВ | |
приставочно-суффиксальный | прилагательные | облако —> БЕЗоблачНый |
наречия | верх —> СверхУ; новый —> ПО-новОМУ | |
бессуффиксный | существительные | от глаголов: выходить —> выход; от прилагательных: зелёный —> зелень |
сложение* | существительные | дым, ходить —> дымоход; язык, знать —> языкознание. |
Неморфологический**: | ||
переход из одной части речи в другую | существительные | от прилагательных (столовая); от причастий (провожающие). |
* Отмечается, что не всякие слова, имеющий две и более основ, образованы способом “сложение”, например: пароход > пароходСТВо, пароходНый (суффиксальный способ). ** В разных сборниках для подготовки к ЕГЭ даются разные наименования данного способа: неморфологический, переход из одной части речи в другую, субстантивация, - иногда просто требуется найти слова, выполняющие в тексте функцию существительного. Целесообразно познакомить с ними учащихся.
6. Упражнения на закрепление материала (2-х видов, как и в тестовой части ЕГЭ по русскому языку: 1) определить способ словообразования данного слова; 2) найти в тексте слово, образованное одним из способов словообразования).
1).Определите, от какого слова образовано данное и каким способом (см. Презентацию): последовательность, безлунный, закричав, медвежий, мусоропровод, по-молодому, переброшенный, переход, упрощение, докрасна, заходивший, сверхсложный, паровозный, (вкусное) мороженое.
Или упражнение по учебнику № 75,76 (в сильном классе можно выполнить оба задания).
2). Прочитайте текст.
(1) Вопросы относящ..еся к могуществе(н,нн)ому Интернету вполне можно назвать экз..стенциальными как и вопрос о том что мы делаем в этом мире.
(2) Нет такого прибора который мог бы определить явную пользу и столь же явное зло что приносят нам все великие изобретения как нет и возможности отделить одно от другого.
– (3) Я бы не спешил слишком остро критиковать Интернет за все грехи человечества – возразил мой друг известный физик давно живущий в Париже (кстати, мы познакомились с ним через Интернет) – (4)С моей точки зрения это замечательная вещь хотя(бы)потому что талантливые и умные люди получили возможность общат..ся объед..няясь и тем самым способствуя великим открытиям новейшего времени. (5)Подумайте например о полярниках в Антарктиде разве интернет-коммуникация для них не великое благо? (6)А плебс так и останется плебсом с Интернетом или без. (7)В свое время монстры покроя Гитлера или Муссолини, при наличии лишь радио и прессы, ухитрялись убийстве(н,нн)о воздействовать на массы. (8)Да и книга всегда была весьма сильным орудием на бумаге можно печатать поэзию Шекспира и прозу Чехова а можно пособия по терроризму и призывы к погромам бумага стерпит все как и Интернет. (9)Это изобретение само по себе (не)относит..ся к категориям добра или зла так(же) как огонь динамит алкоголь нитраты или ядерная энергия. (10)Все зависит (от)того кто им пользует..ся. (11)Это настолько очевидно что даже скучно обсуждать. (12)Напишите лучше о том – добавил профессор – как трудно в наш век стать взрослым как целые поколения обречены на вечную и (не)обратимую (не)зрелость...
– (13) То есть все-таки о Всемирной паутине? – упрямо уточнила я. – (14)Как раз там я прочитала на днях: (15)“Лучшее, что дала мне жизнь, – это детство без Интернета”.
(16) Так чтo мы, собственно говоря, делаем в этом мире, думаю я, проникая все глубже в его тайны, стараясь докопаться до самого сокровенного родника, чья кристальная сила утолит нашу жажду бессмертия? (17)И существует ли он, этот родник, или каждое следующее поколение, снявшее очередной покров с великой тайны, способно лишь замутить чистые воды бытия, подаренного нам непознаваемым гением Вселенной?
(Д. Рубина, 317 слов)*
Выполните задания по тексту:
1). Спишите первые три абзаца (до слов “(не)обратимую (не)зрелость”); вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
2). Из предложения 8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом словообразования.
3). Из предложения 1 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
4). Из предложения 11 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочным способом словообразования.
5). Из предложения 16 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом словообразования.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание: написать сочинение в формате ЕГЭ по прочитанному тексту (тексты раздаются каждому ученику); упражнения № 71, 72, 74.