Цели мероприятия: познакомить учеников с олимпийской тематикой, сформировать у них базовые знания об Олимпийских и Паралимпийских играх, ценностях и духе олимпизма, а также способствовать формированию эстетического отношения к искусству, воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к людям, волевых качеств, интереса и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой.
Оборудование: интерактивная доска / экран, мультимедийный проектор, фотографии детей, грамоты и награды детей, воздушные шары, ленты пяти цветов на каждой парте, пиктограммы.
Ход урока
Учитель. Наконец наступил долгожданный день, мы снова вместе! Как много событий произошло за эти два года. Вы подросли, стали взрослее, узнали много нового и интересного, стали сильными, ловкими, смелыми. Снова пришли в школу весёлые, отдохнувшие. Каждый из вас, вступая на школьный порог, наверное, поставил перед собой цели, которые должен выполнить в этом учебном году.
Учитель. Может быть кто-то расскажет, какие же цели вы поставили перед собой в этом учебном году? (Ответы уч-ся)
Учитель. И это правильно, ведь мы не можем останавливаться на достигнутом, мы должны учиться преодолевать трудности.
В прошлом учебном году вы успешными были не только в учебе, но и в спортивных достижениях. Посмотрите на фотовыставку “Наши спортивные достижения”. Давайте вспомним, какими спортивными успехами мы можем гордиться.
(Дети рассказывают о своих спортивных достижениях)
Слайд № 2 “Тема”
Сегодня мы не зря начали разговор о спортивных достижениях наших ребят. Посмотрите на доску. Тема сегодняшнего классного часа “Олимпийский старт Кубани”.
Вопрос учителя. Ребята, как вы думаете, какому событию посвящена тема нашего классного часа?
Ответы уч-ся. Олимпиаде 2014г.
Слайд № 3 “Карта”
Учитель. Верно. В 2014 году в Сочи пройдут первые в истории России XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры. Они примут эстафету у Лондона и станут, пожалуй, самым зрелищным и незабываемым событием 2014 года.
Учитель: Кто из вас знает, когда начнутся Олимпийские игры в Сочи?
Слайд № 4 “Время проведения игр”
Ответы уч-ся: Олимпийские игры в Сочи пройдут с 7 по 23 февраля 2014 года.
Учитель: В Олимпийских играх в Сочи примут участие около 80 стран и более 5 500 спортсменов и членов команд. В 2011 году в программу Олимпийских игр в Сочи вошли 12 новых видов соревнований.
Вопрос учителя: Ребята, а знаете ли вы, когда в Сочи пройдут Паралимпийские игры?
Ответы уч-ся: С 7 по 16 марта 2014 года в городе Сочи пройдут XI зимние Паралимпийские игры, первые в истории России.
Учитель: Соревнования будут длиться 10 дней — с 7 по 16 марта. Участие в Паралимпийских играх в Сочи примут более тысячи спортсменов- паралимпийцев из 40 стран мира. Соревнования будут проводиться в 5 паралимпийских спорта: горные лыжи, биатлон, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках.
Учитель. Олимпийские и Паралимпийские игры – это самые масштабные и престижные международные спортивные соревнования. Стать участником Игр и достойно представлять свою страну – цель спортивной карьеры большинства профессиональных спортсменов. Миллионы зрителей во всем мире с нетерпением ждут начала соревнований, поддерживают спортсменов и с непередаваемым восторгом следят за яркими церемониями Игр. Возможность принимать у себя Олимпийские и Паралимпийские игры – высокая честь и большая ответственность для любой страны.
Учитель. Почему “Сочи 2014” очень важное для каждого из нас с вами событие?
Ответы уч-ся:
Учитель. Верно, ребята, Олимпийские игры это не только спорт, это ещё и культурные события. Ещё в Древней Греции вместе со спортивными состязаниями проводились конкурсы искусств. Писатели и поэты на улицах города читали свои произведения, художники выставляли на показ свои картины. И в современном мире в период подготовки и во время Олимпийских игр происходит множество событий. Каждый год культурной олимпиады посвящен определенному году искусств. 2010 г. был годом кино, 2011 г. - театра, 2012 г. - музыки, 2013 г. - год музеев. В этот период проводилось и проводится огромное количество уличных выставок, фестивалей, конкурсов и спектаклей. Всё это для того, чтобы вовлечь и заинтересовать каждого жителя нашей страны, познакомить с разнообразием культур и обычаев людей, населяющих нашу Родину.
Слайд №5 “История Олимпийских игр”
История Олимпийских игр началась еще в Древней Греции. Тогда атлеты участвовали в состязаниях по бегу, кулачному бою и борьбе, а имена чемпионов прославлялись по всей стране. На время проведения соревнований прекращались войны, заключалось перемирие между враждующими городами и проводились мирные переговоры. Сегодня Международный олимпийский комитет также призывает страны к прекращению войн, насилия и споров на время проведения Олимпийских игр.
Вопрос учителя: Знаете ли вы, кто предложил возродить Олимпийские игры в современной истории?
Слайд № 6 “Пьер де Кубертен”
Учитель: В конце XIX века французский барон Пьер де Кубертен предложил идею воссоздать древнегреческие состязания, благодаря ему и появились современные Олимпийские игры. Первые Олимпийские игры в современной истории прошли в 1896 году, то есть 117 лет назад! С момента возрождения в 1896 году все Олимпийские игры проходят под единой эмблемой. Эмблема Олимпийских игр, пожалуй, известна всем.
Вопрос учителя: Ребята, а вы знаете, как выглядит олимпийская эмблема?
Ответы уч-ся: Пять колец, синего, зеленого, желтого, красного и черного цвета, переплетенные между собой.
Слайд №7 Эмблема Олимпийских игр “Сочи-2014”
Эмблема Олимпийских игр “Сочи-2014” состоит из зеркально отражающихся элементов “Сочи-2014”. Они символизируют уникальность Сочи, где заснеженные вершины гор отражаются в водах Черного моря. Элемент “.ru” означает, что инновационные Игры 2014 года пройдут в России и станут нашей гордостью. Олимпийские кольца – обязательная часть любой Олимпиады. Кольца символизируют единство пяти континентов, участвующих в соревнованиях.
Слайд №8 “Олимпийские кольца”
Работа в парах. Задание для уч-ся. Из лент, лежащих на партах, по образцу выполнить олимпийскую эмблему.
Слайд №9 Девиз олимпийских игр в Сочи “Жаркие. Зимние. Твои.”
Учитель: Кроме общепринятого девиза, Олимпийских игр – “Быстрее, выше, сильнее! Каждая страна, принимающая Олимпийские игры стремиться придумать свой лозунг, отражающий идею предстоящих игр. Россия предложила в качестве девиза Олимпиады Сочи -2014 слоган “Жаркие. Зимние. Твои”
Слово “Жаркие.” отражает накал спортивной борьбы и зрительских страстей, указывает на место проведения Игр – южный курортный город Сочи. Слово “Зимние.” говорит о времени проведения Игр, их типе, а также отражает традиционность восприятия России в глазах всего мира. Слово “Твои.” символизирует сопричастность и сокращение расстояний до далеких событий, говорит о том, что Игры – это масштабный комплексный проект, который позволит каждому радоваться победам, испытывать гордость и сопереживать. Точка после каждого слова проводит параллель с высокими технологиями (.ru) и эмблемой зимних Игр в Сочи.
Слайд №10 “Гимн Олимпийских игр”
Учитель: Гимн Олимпийских игр — это официальная песня, которая является одним из олимпийских символов. Это визитная карточка страны, принимающей Олимпиаду. Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии Олимпийского флага на открытии очередных игр, а также после их завершения — на церемонии закрытия.
Приложение 2. Ролик “Олимпийский гимн Сочи-2014”
Учитель: Сразу после Олимпийских игр в Сочи пройдут еще одни масштабные соревнования – зимние Паралимпийские игры. Паралимпийские игры – это самые престижные международные соревнования, в которых участвуют люди с инвалидностью.
Слайд №11 “Людвиг Гуттман”
Учитель: Отец-основатель Паралимпийских игр – врач Людвиг Гуттман, который считал, что именно спорт помогает людям быстрее восстанавливаться после травм. Паралимпийские игры, как и Олимпийские, проводятся под своей эмблемой и девизом.
Слайд №12 Эмблема Паралимпийских игр “Разум. Тело. Дух.”
Учитель: На эмблеме паралимпийских игр есть обязательный элемент – три полусферы красного, синего и зеленого цветов. Они символизируют РАЗУМ, ТЕЛО и ДУХ, а также объединение спортсменов с инвалидностью со всего мира. А цвета трех полусфер – красный, зеленый и синий – чаще всего встречаются на флагах стран мира.
Слайд №13 Паралимпийский девиз – “Дух в движении”
Паралимпийский девиз – “Дух в движении”. Он подчеркивает силу воли к победе спортсменов-паралимпийцев, которая вдохновляет и восхищает весь мир. Гимном Паралимпийских игр Сочи – 2014 стала песня “Дорога к счастью”.
Песня “Дорога к счастью”
Слайд №14 “Флаги”
Учитель: Ребята, посмотрите на флаги Игр и назовите сходства и отличия.
Приложение 3. Физминутка музыкальная “Надо спортом заниматься”
Слайд № 15 “Волонтеры”
Учитель: На Играх со спортсменами работает большая команда, в ней не только тренеры, но и врачи, массажисты и, конечно же, волонтеры.
Вопрос учителя: Ребята, а вы знаете, кто такие волонтеры?
Ответы уч-ся: Волонтеры – люди, которые добровольно и бескорыстно помогают окружающим.
Учитель: Волонтеры Игр участвуют в подготовке и проведении Олимпийских и Паралимпийских игр. Во время соревнований волонтеры помогают командам из разных стран, работают переводчиками, общаются со зрителями, оказывают помощь в медицинских пунктах.
Учитель. Ребята, можно ли стать волонтером не участвуя в олимпийском движении?
Ответы уч-ся: Можно. Помогать людям, которые в этом нуждаются.
Слайд № 16 “Ценности”
Учитель. Олимпийские и Паралимпийские игры – это два самостоятельных и уникальных спортивных события, два независимых движения – Олимпийское и Паралимпийское. Но в основе двух движений лежит общая философия. Речь идет о ценностях. Олимпийских ценностей три – это уважение, совершенство и дружба.
Уважение очень важно в Олимпийском движении. Спортсмены уважают себя и друг друга, заботятся о своем здоровье и окружающей среде, ценят нормы и правила игры, соревнуясь только в честной борьбе. Ежедневно тренируясь и преодолевая трудности, спортсмены идут вперед к новым победам, ведь нет предела совершенству. Несмотря на то, что все спортсмены говорят на разных языках, спорт их объединяет. Их дружба олицетворяет единство всех участников Олимпийского движения.
У Паралимпийских игр тоже есть свои ценности – это смелость, решимость, вдохновение и равенство. Каждая из них очень важна для спортсменов. Любому из них нужна смелость, чтобы сделать первый шаг и начать заниматься спортом, преодолевать все трудности и ставить рекорды. Решимость помогает им изо дня в день ходить на тренировки, упорно трудиться и продолжать заниматься спортом, несмотря ни на что, чтобы потом одержать победу. Вдохновение нужно спортсменам, чтобы в самый решающий момент одержать победу. Вдохновить его может поддержка болельщиков, тренеров, врачей, родных и друзей. Вдохновение испытывают и зрители, которые сопереживают выступлениям паралимпийцев на соревнованиях и восхищаются их победами. А равенство призвано стирать границы и барьеры между людьми с инвалидностью и без нее. Ведь все люди разные, но все равны!
Слайды №17,18 “Пиктограммы”
Учитель: На слайде изображены пиктограммы – значки с условными обозначениями зимних олимпийских и паралимпийских видов спорта.
Слайд № 19 “Определи виды Паралимпийских игр”
Задание уч-ся: Распределите пиктограммы (значки) на доске на две группы, олимпийские и паралимпийские виды спорта.
Слайд № 20 “Безбарьерная среда”
Учитель: Паралимпийские игры в Сочи станут переломным моментом в жизни нашего общества. Сочи к 2014 году станет полностью доступным для людей с инвалидностью городом и примером создания безбарьерной среды для всей России.
Безбарьерная среда – это условия, которые позволяют людям с инвалидностью общаться, учиться, работать, заниматься спортом, т.е. вести полноценную и насыщенную жизнь. Очень часто окружающим кажется, что люди с инвалидностью не такие, как все. Они жалеют или боятся их. Этого делать не надо. Люди с инвалидностью такие же, как все.
Важная традиция Игр – талисманы. В нашей стране люди до сих пор помнят известный символ Олимпиады 1980 года в Москве – медвежонка Мишу.
У талисманов “Сочи 2014” необычная история. Впервые за существование Олимпийских игр талисманы выбирала вся страна.
Вопрос учителя: Знаете ли вы, какие талисманы у Игр в Сочи? Расскажите, что вы о них знаете?
Слайд № 21 “Олимпийские талисманы”
Олимпийские игры представляют три талисмана: Леопард, Белый мишка и Зайка.
Слайд № 22 “Паралимпийские талисманы”
Учитель: А талисманами Паралимпийских игр стали Лучик и Снежинка – пришельцы с других планет. Лучик прилетел с жаркой планеты, а Снежинка – с холодной, где всегда зима. Они не похожи друг на друга, но они легко находят новых друзей, вместе занимаются спортом и помогают всем желающим открывать в себе новые возможности.
Слайд № 23 “Красота Сочи”
Учитель: Сочи славится своей красотой – заснеженными вершинами гор, зелеными лесами, кристально чистыми реками, пещерами, поражающими воображение. Сохранить этот уникальный мир для нас с вами задача организаторов Олимпиады – 2014. Конечно, для проведения такой масштабной стройки, которая необходима для подготовки Игр, существовал риск нарушить хрупкий природный баланс. Но благодаря современным стандартам строительства природа Сочи останется нетронутой. Например, ценные растения пересаживают из зон строительства, животным подыскивают новый дом. Жители Сочи с удовольствием принимают участие в субботниках, строители города вносят свой вклад в восстановление реки Мзымта. Уже высажено десятки тысяч деревьев.
Слайд № 24 “Леопард”
Учитель: До игр в Сочи этот вид был на грани вымирания. Сейчас популяция переднеазиатского леопарда возрождается. Парниковые газы – основная причина глобального потепления. Организаторы игр в Сочи гарантируют – ни при строительстве, ни при проведении Игр дополнительных выбросов, отравляющих атмосферу, не будет.
Слайды №25-26 “Визуальный образ Сочи — 2014 — Олимпийское лоскутное одеяло”
Учитель: Узор Сочи-2014 — это рисунок, который стал основой оформления всего олимпийского Сочи: спортивных арен, сувениров, автомобилей, самолетов, поездов, спортивной одежды и обуви. Он сочетает в себе 16 орнаментов самых известных национальных промыслов России.
Слайд № 27-28 “Сувениры, Игрушки”
Учитель: Семёновская матрёшка станет сувениром Олимпиады-2014.
В магазинах уже продается огромное количество мягких игрушек с олимпийской символикой: игрушки, подушки, сумки, шапки, брелки и пеналы.
Слайд № 29 “Монеты”
Учитель: Всего к Играм выпустят 47 видов памятных и инвестиционных монет из золота, серебра и цветных металлов. К Олимпиаде-2014 выпустили монеты весом 1 и 3 кг. Стоимость монет разная: 25 рублей, 30 рублей, 50 рублей, от тысячи и до десятков тысяч рублей.
Слайд № 30 “Марки”
Учитель: В Сочи погашены три новые олимпийские марки. Почтовые марки, посвященные зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи, уже сейчас стали пользоваться огромной популярностью во всем мире. Их покупают не только коллекционеры, но и многие простые болельщики.
Зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи (Россия) станут самыми инновационными. Благодаря проведению Игр 2014 года весь мир узнает о богатой природе Сочи – чистых реках, зеленых лугах и свежем горном воздухе.
- Приезжайте на Олимпиаду! И вы увидите все сами.
Рефлексия
- Ребята, за какими зимними видами спорта вы будете следить на Играх в Сочи?
- Что вам интересней всего будет увидеть на Олимпийских и Паралимпийских играх 2014 года в Сочи?
Продолжите предложения:
Игры “Сочи-2014” для меня – это ...
Если я поеду на Олимпиаду в Сочи , я ...
Заключительное слово учителя: Ребята, сегодня вы узнали много интересного об Олимпийских и Паралимпийских играх 2014 года в Сочи. Именно к Сочи будут прикованы взгляды миллионов спортивных болельщиков по всему миру. Мы с нетерпением ждем Игр в Сочи и желаем успехов российским спортсменам!